В средствах массовой информации появляются странные по смыслу и взглядам комментарии относительно последствий ввода в эксплуатацию первого и целесообразности строительства второго нефтепровода на административной территории курдского региона в Ираке. Речь идет о проектах, безусловно, значимых и плодотворных с точки зрения экономических интересов как самой автономии, так и всего Ирака. Именно позитивным подходом к федерализму объясняется решение регионального Правительства о подготовке к строительству второго нефтепровода, необходимого для возможности распределения тяжелых и легких сортов добываемой нефти по отдельным поточным линиям транспортировки, чтобы поддерживать высокий уровень рентабельности и финансово-инвестиционной эффективности экспорта этого вида углеводородного сырья.
Не очень понятно, на каком основании, но некоторые эксперты, высказывающие явно критические замечания в адрес Правительства автономии, цинично отмечают, что новые нефтепроводы не смогут повлиять на снижение степени финансовой зависимости региона от федерального бюджета Ирака. Оказывается, платежи за нефть, отправляемую с курдских месторождений, будут производится Анкарой в установленном порядке и согласно условиям действующего межправительственного договора и тарифного соглашения между Турцией и Ираком в пользу главного "продавца-бенефициара" - Иракского правительства в Багдаде. Потому что нефть из Южного Курдистана, видите ли, будет считаться собственностью Багдада и попадать в конечный наливной терминал в Средиземноморском порту Джейхан в Турции, находящийся под контролем и наблюдением представительства Министерства природных ресурсов Ирака. Кроме того, неизбежно возникнет необходимость в согласовании с Багдадом графика подключения из-за разницы в качестве отгружаемой нефти. Да, все именно так и будет происходить. Следовало бы заметить, что ни Президент, ни Правительство курдской региональной автономии никогда и не ставили задачу изменить направление товарных и денежных потоков, а также действующий порядок отгрузки и условия платежа за экспортируемую нефть. Просто глупо предполагать что-либо противоположное. Хорошо известно, что власти Южного Курдистана осуществляют внешнеэкономические связи правомерно и строго в рамках конституционного поля Ирака. Такое поведение позволяет успешно развивать деловое сотрудничество, в том числе с Турецким правительством, в частности, в энергетической сфере, договариваясь о взаимовыгодных и долгосрочных проектах.
В отличие от Багдада, который привлек компанию "British Petroleum”, поставившую прибыльность намного выше политических и коммерческих рисков, к участию в большом проекте по освоению богатых месторождений в курдской провинции Киркук, Правительство автономного региона ведет свои внутренние и внешние дела честно и добросовестно, без какого-либо злого умысла. Как известно, Багдад не имеет права без согласования с Эрбилем заниматься освоением новых месторождений углеводородов и других природных ресурсов в так называемых "спорных" провинциях. Багдад умышленно подставил компанию "British Petroleum” в своих провокационных целях, и теперь ей придется играть с огнем. Но огонь будет гореть на месторождениях не в связи с сжиганием сопутствующего природного газа, а из-за отсутствия надежных условий безопасности при осуществлении геолого-разведочных, буровых и производственных работ. Вся ответственность ложится на Багдад и саму компанию.
Южный Курдистан не намерен и не заинтересован наносить политический вред или экономический ущерб Иракскому государству, в том числе в двусторонних отношениях с Турцией. Однако, Южный Курдистан вправе, защищая свои экономические интересы, пытаться исключительно законными способами ликвидировать абсолютно неприемлемую и несправедливую инфраструктурную зависимость региона от существующей федеральной транспортно-трубопроводной системы. Кроме того, достигнув проектного показателя пропускной способности первого нефтепровода, регион сам сможет стать ведущим донором экономики Ирака и поставить доходную часть бюджета страны в достаточно позитивную зависимость от своего экспорта: около 500 тыс. баррелей нефти в сутки с очевидной перспективой существенного увеличения ежегодных объемов поставок углеводородов, особенно в течение последующего пятилетнего периода. Расчетно-измерительные станции на внутренних нефтепроводах позволят автономному региону контролировать достоверность статистических данных федерального Министерства природных ресурсов о совокупном экспорте нефти с месторождений Южного Курдистана. Негативный опыт обосновывает необходимость такого метода обеспечения защиты коммерческих интересов участников добывающего производства, когда имеешь отношения с бесчестными федеральными министрами, руководимыми лживым Премьер-министром Ирака. Многие эксперты предпочитают не "замечать", но есть еще одно чрезвычайное обстоятельство, тесно связанное с неизбежным ростом экспортного потенциала и экономической независимости Южного Курдистана. Речь идет о стратегически очень важном и слегка уже упомянутом выше нефтепроводе, по которому транспортируются основные экспортные потоки нефти из Ирака в Турцию.
Нефтепровод "Киркук-Джейхан" и богатые месторождения этой, конечно же, курдской провинции в скором времени обязательно будут принадлежать народу Южного Курдистана. С кем же тогда Анкара будет согласовывать условия поставок углеводородов из Южного Курдистана и заключать новые межправительственные соглашения?
Точно, не с Багдадом. И это не будет противоречить Конституции и бюджетным правилам Ирака. Но будем надеется, что к тому времени Южный Курдистан перестанет быть неугодным Багдаду автономным регионом и превратится в полностью независимое государство. Люди, здравомыслящие и с пониманием сопереживающие курдскому народу, хорошо знают, что неоспоримый и правильный ответ на поставленный выше вопрос один и единственный: земля истинно курдской провинции с древними историческими и духовно-культурными ценностями, богатыми природными ресурсами и имущественным комплексом принадлежит автохтонному народу Южного Курдистана, политические и экономические интересы которого представляют Президент, Парламент и Правительство суверенного и фактически независимого государственного образования.
Надо всем, особенно в Багдаде, напомнить, что в широкой самостоятельности курдского автономного региона изначально были сосредоточены созидательные конституционные права субъекта федерации, а без политического согласия курдского народа сегодня не существовало бы нынешнего Иракского государства. Тем не менее, в Ираке продолжают традиционно и высокомерно считать, что при любом правительстве и премьер-министре Багдад не должен отказываться от политики жесткой и всеобъемлющей централизации власти, в том числе в сфере добычи и экспорта природного богатства этой арабской страны. Националистическая идеология доминирования арабской элиты по-прежнему главенствует в Ираке и вновь воспроизводит диктатуру центральной власти. Федерализм, демократия, равенство, партнерство и даже вся Конституция страны –это всего лишь декоративно-бутафорные элементы нового режимного государства. Но курды не откажутся от своей самостоятельности и, конечно, воспользуются конституционным правом выхода из Ирака с лживым государством, чтобы в дальнейшем усилия народной власти региона направлялись на создание собственной транспортно-трубопроводной и инженерной инфраструктуры, отвечающей быстро растущим производственным потребностям территориально целостного и полностью свободного Южного Курдистана с провинциями Эрбиль, Сулеймания, Духок, Киркук, Мосул, Дияла и Салахаддин.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Мураз Аджоев, нефть, КРГ, Турция, Киркук