Состоявшийся двухдневный официальный визит Президента автономного региона Южный Курдистан по приглашению Премьер-министра Турции в неформальную столицу Северного Курдистана, без преувеличения, имеет очень важное историческое, гуманитарное, социальное и политическое значение для многомиллионного народа во всех географических частях Большого Курдистана.
Визит, достаточно очевидно, свидетельствует о том, что Премьер-министр Турции действительно намерен вести конструктивные и плодотворные переговоры с полномочным представителем курдского народа в лице Президента автономного Южного Курдистана по сложным и не терпящим отлагательства региональным проблемам с целью согласования позиций и выполнения взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений, соответствующих как государственным интересам Турции, так и национальным интересам всего курдского народа. Именно в этом, объективно говоря, и состоит геополитическая значимость символической встречи национальных лидеров турецкого и курдского народов в столице Северного Курдистана.
Впереди, разумеется, у Премьер-министра много ответственной работы по устранению внутренних политических и законодательных препятствий на пути к признанию государством конституционного равноправия и самоуправления курдского народа в Турции. Анкаре, полагаю, придется официально заявить и об уважительном отношении Турции к национальным правам курдского населения в Сирии и Иране. Президенту Южного Курдистана потребуется приложить максимум своих должностных усилий и политического авторитета для объединения и сплочения ведущих общественно-патриотических сил курдского этноса, чтобы придать процессу мирного урегулирования всех региональных проблем курдского народа необратимую и позитивную динамику успешного развития.
Однако, следует отметить, что главным фактором и основной движущей предпосылкой успеха в этом грандиозном процессе, безусловно, является государственный суверенитет территориально целостного Южного Курдистана. Именно поэтому, все истинно патриотические силы курдского народа обязаны оказать созидательное политическое содействие и поддержку законно избранному Президенту Южного Курдистана, которым на данный исторический отрезок времени является большой политик и государственный деятель Масуд Мустафа Барзани.
Официальный визит Президента автономного региона в Турцию комментировался не самым лучшим образом некоторыми курдскими политиками и партийными лидерами, которые предвзято и умышленно выражают субъективные сомнения относительно целесообразности и своевременности данного события, косвенно намекая на отсутствие у них уверенности в искреннюю преданность Барзани курдскому народу. Видимо, идеологические предпочтения и социально-политические представления о целях, задачах, способах и средствах мирной борьбы в рамках освободительного движения у таких "деятелей", претендующих на обладание помыслами высшей степени "патриотической чистоты и ценности", весьма серьезно расходятся с волеизъявлением и реальными надеждами народа в регионах Большого Курдистана. У Барзани слова не расходятся с делами. А у вас, господа?
Очень грустно думать об этом, но следует признать, что одним из самых деструктивных факторов, создающих серьезные препятствия на пути к объединению и усилению политического потенциала мирного движения за свободу и возрождение курдской нации через соблюдение прав курдского народа на демократическое самоуправление в Турции, Сирии, Иране, а также самоопределение путем перехода от де-факто к де-юре независимости Южного Курдистана, к сожалению, являются отдельные лидеры партий. Они проявляют, мягко говоря, неразумное неприятие роли, полномочий и авторитета Президента М. Барзани, правоспособного представлять и защищать интересы курдского народа. Оппозиционные "вожди" навязывают курдскому населению в регионах провокационную мысль о том, что М. Барзани всего лишь один из политиков, в частности, возглавляющий Демократическую партию (Южного) Курдистана. Они пытаются примитивным и неблаговидным образом "возвыситься" до недосягаемого для них уровня политической значимости, авторитета Президента. Опасно воспаленное болезненным высокомерием сознание "супер патриотов" следует излечивать благотворно "охлаждающей" волей курдского народа. Кризис в курдской межпартийной среде существует давно, но стал заметно усиливаться с момента начала продвижения совершенно новой и странной политической доктрины, предусматривавшей отказ от продолжения борьбы за независимость автономного региона, несмотря на очевидную бесперспективность и лживость формально запущенного конституционно-правового процесса демократизации, децентрализации и федерализации государственного устройства в Ираке. Идеологическая концепция укрепления единства и целостности Ирака на основе равенства и партнерства участников федеративных отношений, заложенная в Конституции, была лишь "макияжным" прикрытием для политических целей арабо-шиитской и про-иранской элиты страны.
Несменный председатель Патриотического Союза Курдистана (ПСК), назначенный, а затем избранный на пост президента Ирака, осознанно и с чувством особого долга отстаивал необходимость признания всеми сторонами принципа приверженности федерализму, в том числе путем проявления должного уважения к центральной власти, имея в виду Правительство страны. В 2011 году он публично поддержал Премьер-министра, скомпрометировавшего государственную власть и утратившего доверие большинства граждан страны, особенно арабов-суннитов и курдов Ирака. Более того, основатель партии заявлял, что главная политическая цель и задачи борьбы ПСК в Ираке достигнуты.
Обоснованное вескими доказательствами требование руководства курдского региона о начале срочных парламентских слушаний с целью принятия справедливого и назревшего решения об отставке кабинета министров в связи с антиконституционными действиями Премьер-министра, угрожавшими единству государства, не было принято во внимание и не повлияло на проправительственную позицию Президента Ирака. Кроме того, его ответом на возможное решение "горячих голов" провозгласить независимость автономного региона была угроза выхода провинции Сулеймания из под административно-правовой юрисдикции Южного Курдистана.
Полагаю, многие высокопоставленные партийные работники ПСК были, мягко говоря, не совсем согласны с подобной тактикой высшего руководства своей организации, учитывая первостепенную важность стратегического союза с ДПК, а также коалиционную ответственность правящих партий, возглавивших Правительство автономии. Внутренняя обстановка в ПСК оказалась довольно не устойчивой. Так случилось, что проводником генеральной линии главы ПСК стал, как бы нелогично это ни выглядело для стороннего наблюдателя, лидер "оппозиционного" движения за перемены "ГОРАН", бывший первый заместитель председателя ПСК господин Н. Мустафа. Напряженность в отношениях между Багдадом и Эрбилем возрастала с каждым днем, приобретая характерные признаки военно-политического конфликта. Президент Ирака оставался одиноким "гарантом" конституционной стабильности в разваливающейся стране. Возможно, он слишком переусердствовал в своих президентских стараниях, чтобы выглядеть очень убедительным и дальновидным, призывая всех политиков к проявлению терпимости и мудрости в абсолютно невыносимой обстановке грязной лжи и безнравственного лицемерия Багдада. Мировоззрение Иракского президента господина Талабани вступило в неразумное противоборство с прошлым политическим мышлением председателя Патриотического Союза Курдистана товарища Талабани.
Противоречия, возникшие в отношениях между ПСК и ДПК на фоне активизации деятельности оппозиционного движения "ГОРАН" и других менее значимых политических организаций исламистского толка, негативно отразились на состоянии межпартийных отношений не только в Южном Курдистане, но и во всех других регионах, включая Западный Курдистан в Сирии, нанося вред процессу объединения патриотических сил нации.
Да, однозначно, любой мир, каким бы он ни был, намного лучше, чем кровавая война. Только, где же этот мир в Ираке в целом и в Южном Курдистане в частности. Не надо забывать, что Южный Курдистан не ограничивается территорией трех безопасных провинций, входящих в формально существующий автономный регион. Население многих курдских провинций и районов, не попавших в состав автономного региона, продолжает быть главной жертвой военно-политического и межконфессионального противоборства арабских сообществ Ирака, террористических актов, криминальных преступлений, бездействия и безразличия федеральной власти страны, социальных и гуманитарных катастроф. Количество курдского населения, оказавшегося не по своей воле в этих жутких и невыносимых условиях, вне юрисдикции и защиты власти автономного региона, составляет более миллиона человек. По каким нормам правовой справедливости и человеческой морали можно говорить о мире в Ираке, когда ежедневно погибают десятки курдов и ежегодно совершают самоубийства сотни молодых курдских парней и девушек от 18 до 30 лет, доведенных до полного психологического и физического истощения. Может быть, есть какой-то тайный политический смысл и неизвестный оправдательный повод, чтобы и дальше терпеть все эти ежедневные страдания беззащитных курдов, в том числе нескольких сот тысяч людей из курдского этно-религиозного сообщества езидов, едва существующих на своей родной земле в провинции Ниневия (Мосул)? Политика, ведущая в исторический тупик, не может принести мира и благополучия многострадальному курдскому народу ни в одном из регионов Большого Курдистана. Вместе с тем, ради мира, безопасности, свободы и культурного возрождения нации надо быть всегда готовыми к выполнению единой общенациональной стратегии, в том числе оборонительной, направленной на нейтрализацию нежелательных и неправомерных действий враждебных сил, приносящих зло и страдания курдскому народу. Невозможно и наивно рассчитывать на признание странами мирового сообщества права народа Южного Курдистана на государственную независимость, если власть автономного региона не провозгласит о законном утверждении народного волеизъявления и не известит официально государства-члены ООН о принятой декларации.
Народ Южного Курдистана, естественно, не желает участвовать в Иракской гражданской войне и хаотично управляемой стране, требует незамедлительного восстановления территориальной целостности своего региона, установления государственного суверенитета, развития гуманитарно-культурных связей, а также свободных экономических отношений с народами приграничных курдских регионов в Турции, Сирии и Иране. Социально-политическая мотивация и юридическое обоснование народного волеизъявления в Южном Курдистане полностью соответствуют практике, обычаям, традициям и нормам действующего международного права.
Кстати, обладая статусом независимого государства, можно будет уверенно приступить к юридической процедуре предъявления Багдаду иска о возмещении материального и нематериального ущерба, нанесенного Иракским государством курдскому народу в период диктатуры баасистского режима. По оценке Правительства Южного Курдистана размер компенсации ущерба в денежном выражении составит примерно 385 миллиардов долларов США.
Теги: Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Турецкий Курдистан, Курдистан, Турция, Масуд Барзани, ДПК, ПСК, Горран, Науширван Мустафа, Джаляль Талабани, Сирийский Курдистан, езиды, Ниневия