Худшие опасения, которые испытывали все серьезные наблюдатели с момента раскола Патриотического союза Курдистана, подтвердились: опасность дестабилизации политической ситуации в Сулеймании и даже откола Сулеймании от Региона Курдистан, пусть и маловероятна, но она существует.
Еще 11 ноября Масуд Барзани предупредил, что попытка отделить Сулейманию от остального Региона Курдистан недопустима, назвав это "красной линией". Это обоснованное предупреждение, поскольку пока только усиливается раскол между ПСК, чей основатель и лидер Джалал Талабани находится длительное на лечении в Германии, а самой партии требуется новое руководство, и "Горран", который победил на региональных выборах в парламент, набрав в провинции большее число голосов, чем ПСК. Победа на региональных парламентских выборах была расценена как повод потребовать отставки губернатора Сулеймании Бахруза Мохаммеда Салеха (ПСК), чтобы поставить на этот пост кого-то из "Горрана", тем более, что губернатор был назначен на этот пост Региональным правительством Курдистана, а не занял его непосредственно в результате выборов. Позиция "Горран" ослабляется тем, что 21 сентября 2013 года избирались не провинциальные советы, а именно региональный парламент, поэтому формально у "Горран" нет оснований заявлять о своей победе именно в провинции. Надо подождать проведения провинциальных выборов, которые в провинции не проводились с 2005 года, когда победа была у тогда единого ПСК.
Конечно, с 2005 года прошел уже большой срок, в других провинциях Ирака прошли уже дважды выборы провинциальных советов, это реально показывает, что все непросто в этом вопросе. Сейчас "Горран" обвиняет ДПК и ПСК в том, что они сознательно затягивают проведение выборов провинциальных советов, поскольку не хотят прихода к власти оппозиции, по крайней мере, в Сулеймании. Безусловно, есть сложности, которые имеют глубокие корни, даже более глубокие, чем открытая вражда ДПК И ПСК в начале 1990-х годов, которая была с трудом преодолена с американским участием. Но самостоятельное сосуществование двух провинций продолжалась вплоть до 2006 года, когда удалось прийти к межпартийному "Стратегическому соглашению", создать Региональное правительство Курдистана и начать постепенную интеграцию провинциальных структур в единый региональный механизм управления. Именно это сближение ДПК и ПСК, образовавших коалиционное правительство, а также практические шаги к формированию реально функционирующей региональной структуры, лишавшей провинциальные власти значительной части полномочий, в том числе и вывод провинций из непосредственных отношений с федеральным центром. В любом случае появление и усиление региональной политической структуры, которая в последующие годы принесла Курдистану общепризнанный успех и в экономике, и в политике, в дипломатии, который был бы немыслим для каждой из частей Курдистана в отдельности, тем не менее воспринималось частью политических сил Сулеймании не как усиление региона в целом, а как усиление именно Эрбиля, что стало основой критики ПСК в самой Сулеймании, и в значительной мере привело к расколу ПСК и нынешней победе на выборах в региональный парламент "Горрана". Как бы ни развивалась ситуация дальше, невозможно отрицать, что "Горран" - это в значительной мере символ дерегионализации, обособления Сулеймании, которая реально существенно отличается от провинций Дохук и Эрбиль даже по языку: сорани, а не курманджи, что говорит о том, что различия имеют глубокие исторические корни, которые, конечно, непросто преодолеть. Разговоры о самостоятельности Сулеймании, о ее независимости от Эрбиля идут уже давно, и это – серьезная проблема, которая носит далеко не только политический характер, потому что разные партии по-разному смотрят на перспективы Курдистана, который реально далеко не так един, как это представляется извне. Практически каждый принципиальный вопрос в отношении единого Региона Курдистан имеет множество граней и много решений, которые отстаивают разные группы.
Более того, локально-культурная разобщенность – это общая проблема курдского этноса. Но в Иракском Курдистане она обострена сейчас тем, что есть реальное колоссальное богатство – нефть и газ, к которому курды получили непосредственный доступ, но на то, как это богатство использовать есть разные точки зрения. Ставки в разворачивающейся гонке за богатством и для частных лиц, и для кланов, и для партий очень высоки! В Курдистана не только нефть, но и время, особенно время пребывания у власти – это деньги. Но, кроме того, есть мощные внешние и внутренние факторы, которые работают не только на сплочение Курдистана, но и на его развал, в том числе и на сферы влияния соседних держав. Чем сильнее и сплоченнее становится Региональное правительство Курдистана, тем сильнее и активнее работают против него, потому что единый Курдистан – это колоссальный вызов и для Ирака, и для окружающих стран, где есть многочисленное курдское население. Раскол может привести к существенному падению шансов на успех курдского дела в Ираке, где Регион Курдистан воспринимается большинством арабских политиков как бельмо на глазу, а тем более за его пределами, поскольку исчезнет сам потенциальный субъект внешней политики, в качестве какового позиционирует себя Региональное правительство Курдистана.
Нынешний кризис, а игнорировать то, что это – серьезный кризис нельзя, покажет, был ли союз ДПК И ПСК, а это был в определенный период и союз Эрбиля и Сулеймании, только союзом двух политиков, или он приобрел большую глубину и сохранится в качестве основы формирования региональной государственной общности курдов. Конечно, есть все основания рассчитывать, что курды прошли уже значительную часть пути к формированию государственной общности, какой является именно Регион Курдистана в целом, добились успехов, которые составляют сущность нынешнего регионального сообщества, что делает маловероятным откат от этого рубежа. Многое, в том числе и идущие переговоры о формировании регионального правительства Курдистана, говорит о том, что есть ценности, которые являются общим достоянием, а не принадлежат только Эрбилю, или только Сулеймании. Более того, на них лежит груз общих курдских надежд, поскольку для общего курдского дела нужен прогресс в строительстве единой и желательно растущей, т.е. вбирающей в себя другие курдские территории Ирака, региональной курдской государственности, а не откат от достигнутого крайне значимого для всего этноса и для курдов Ирака рубежа.
Теги: Вадим Макаренко, Курдистан, Иракский Курдистан, Сулеймания, ПСК, Масуд Барзани, Джаляль Талабани, Горран, выборы, Бахруз Мохаммед Салех, КРГ, ДПК, нефть, газ, Ирак