Вначале несколько удручающих фактов:
1.Около 70 % женщин страдают от бытового насилия.
2.По оценкам, ежегодный объём торговли людьми составляет от 0,5 до 2 миллионов. Женщины и девочки составляют около 80% от общего объёма выявленных жертв. Их принуждают заниматься проституцией, нещадно эксплуатируют, продают в рабство.
3. Более 130 миллионов живущих сегодня девочек и женщин подвергаются КЖО/О – женское обрезание. В основном в Африке и в некоторых странах Ближнего Востока.
Насилие в отношении женщин давно уже стало позорным фактом истории человечества и присуще всем обществам и культурам, без исключения. И это давно носит характер глобальной пандемии.
Понимание необходимости борьбы с этой бедой, с этой проказой на высоком международном уровне, с привлечением правительств и огромного количества правозащитных организаций стало одним из самых важных явлений нашего времени.
Начиная с 1999 года, 25 ноября было объявлено Международным днём борьбы за ликвидацию насилия над женщинами.
И уже есть реальные успехи, есть ощутимое общественное осуждение и неприятие этого явления, работают хорошо налаженные информационные ресурсы, толково разрабатывается соответствующая законодательная база.
Историю человечества вполне можно назвать историей мужчин. И здесь нет никакого преувеличения. Они творили эту самую историю, они в ней принимали активное участие, они же её под себя и выстраивали. И так было с самого-самого начала. Нет, конечно, женщина тоже присутствовала при этом, но, за редким исключением, она бывала только рядом, как всегда молчаливая и покорная. Женщина должна была знать своё место. А уж где это самое место, и какое оно – всегда определял он, Мужчина и Господин.
Я даже не буду иронизировать по этому поводу. Ей-богу, не стоит.
Хотя, справедливости ради надо заметить, что не всё так однозначно. Есть в этой Истории и годы, и даже целые эпохи, когда и женщина бывала Персоной. Женщины становились прекрасными музами и объектами преклонения и поклонения. И это было так искренне и так естественно. Но даже при таком раскладе, Он всегда был №1, а Она №2.
Известное выражение "чего хочет женщина, того хочет Бог!" - это просто метафора, лапша на наши падкие на лесть уши.
И никогда не поверю, что когда-то и где-то господству мужчин предшествовало господство женщин. Да-да, конечно, были, возможно, какие-то редкие моменты, выбивающиеся из-под общей канвы развития межполовых отношений. Отсюда и мифы об амазонках, и вполне реальные случаи материнско-родовых организаций некоторых племён и народов.
Но это мужчины во все времена были бесценны, а цена женщине чаще всего измерялось презрением, неуважением и равнодушием.
А отсюда циничная уверенность, что там, где сила, именно там, правда и все права. Люди – это всегда только мужчины, а женщины – зло, бесовское племя.
Античные мужи-философы также внесли свою нехилую лепту в этот вопрос.
Не поленюсь, напомню слова великого Аристотеля: "Женщина есть низшее существо, импотентное животное, пассивный сосуд для мужского "жара", высшей жизненной силы. Активная, творческая форма – вот участь мужчины, женщина же по своей сути – бесплодная инертная материя, не имеющая души, и посему не может быть отнесена к настоящим людям. Высшее благо, рациональность не находит себе пристанища в мёртвом плотском существе, которым, несомненно, является женщина".
И вот такая позиция, такой взгляд доминируют в разных формах, порой не так радикально, а порой ещё более жестоко и дико по сей день.
Даже в великих религиях красной чертой проходит и утверждается неравенство мужчин и женщин. Порой, достаточно откровенно и жёстко.
Всем известна фраза из Евангелия: "Да убоится жена мужа своего". Некоторые продвинутые священнослужители говорят, что речь идёт всего лишь об уважении к мужу своему. Да разве же мы против. Всегда, пожалуйста. Только вот мне нигде не встречалась фраза: "Да убоится муж жены своей". То есть, и мужчина должен также уважать свою жену. Вот и весь расклад.
Не люблю, когда важные и глубокие вещи приходится выражать с неким пафосом, высоким слогом, но иногда по-другому не получается.
Многие хорошо знают, кто-то иногда догадывается, а кто-то вдруг озаряется пониманием простых, но таких человеческих истин. А именно: строить – это прекрасно, а рушить - это страшно. Любить – это высоко, ненавидеть – это низко. Унижать – это так подло, уважать – это радостно. Участие – всегда естественно, а равнодушие – жестоко.
Но как много тех, кто никогда не поднимется над своей низкой сущностью, у кого душа с изъяном, ущербная, кто и слеп и глух ко всему светлому, безразличен и опасен для всего живого. А ещё целая армия тех, кто безличен, а оттого не менее страшен.
Уверена, у каждого есть выбор и каждый сам решает, какой путь выбрать – убить в себе дракона или взрастить его. И представления о правах и обязанностях, о любви, счастье и радости также у каждого свои. И каждый по-своему понимает свободу. Конечно, речь не идёт о клинических случаях.
Но я хочу вернуться к сути того вопроса, который вынесла в заголовок.
Безразличие к этой проблеме тормозит прогресс, чреват торжеством бескультурья и безнравственности, повальной отсталостью и нищетой, распространением страшных болезней.
Человечество загнало себя в такой угол, что опомнившись, начинает осознавать, что нужны решительные меры для спасения себя от себя же.
Генсек ООН Пан Ги Мун обратился ко всем представителям власти возглавить эту борьбу с привлечением всех ресурсов и всех компонентов.
Нечирван Барзани – та личность, та фигура в Курдистане, которая несёт ответственность за правильно скоординированные и сформулированные меры по искоренению этого зла.
Позиция Южного Курдистана в этом вопросе достаточно чётко обозначена. Есть понимание важности и актуальности этой проблемы. И есть готовность и конкретные шаги в решении столь больного и вопиющего по своей жестокости вопроса.
Цитата из сообщения агентства "Rudaw": "Во время своего доклада о положении женщин в Курдистане Нечирван Барзани призвал всех госслужащих выйти за рамки своих партийных политических разногласий и подчеркнул недостатки в решении этого вопроса. Он заявил об отсутствии сотрудничества между правительственными ведомствами и учреждениями, отсутствии профессионализма и опыта в решении вопросов насилия по признаку пола и отсутствии механизмов для осуществления правовых мер".
Вот так. Готовность, желание, понимание – всё есть.
Нет только мощной общественной поддержки, а потому и шаги должны быть чётко выверенными, хорошо продуманными, деликатно озвученными и профессионально выстроенными. Есть мировой опыт в решении этого вопроса, есть успешно работающая законодательная база, с успехом справляющаяся с такими непростыми проблемами в других странах. И, наверняка, есть гуманитарная и практическая поддержка со стороны международных организаций. Всем этим надо воспользоваться и это надо принимать во внимание. От того, как и когда будет решён этот вопрос, зависит очень многое.
Такая беда, такая боль и печаль, что вся эта гадость прижилась в курдском обществе. Это настолько не наше, так противно нашей культуре и нашей нравственности.
Наша религия и наша духовность оказались подмяты и осквернены чуждыми и грязными традициями. Это как страшная болезнь, смертельный вирус, поразивший наш мир и нашу душу.
Фальшивая и лживая мораль заполнила такое огромное пространство, что стала влиять на стиль и поведение людей. И самым непостижимым образом сосуществует с курдским культурным слоем.
Каждый, кто слышал курдские песни, знает, что любовный мотив, любовная история – это самый излюбленный сюжет. Почему, скажите-ка мне, в песнях можно страдать, желать, любить, а в жизни нельзя. А курдские танцы – это же просто какая-то высокая эротика. Никакой похоти, никакой. Просто каждое движение так о многом говорит, так хорошо прочитывается и так волнительно. Притом, лица у женщин нарочито неприступные и суровые, а тело живёт своей жизнью, поёт свою торжествующую песнь. На лицах же мужчин лёгкая и счастливая улыбка.
И вот параллельно со всем этим совершаются суды чести, то есть отцы, мужья, братья могут запросто убить женщину только потому, что их больному, ущербному сознанию что-то привиделось, что-то не понравилось. А глупая, запуганная мамаша, сама пережившая в детстве этот кошмар, тащит своё родное дитя туда, где некая старая карга подвергнет эту кроху нечеловеческой пытке – обрезанию. И для этого ребёнка навсегда рушится мир. Боль и ужас станут её привычным состоянием.
Как всё это уживается в одном народе? Ханжество не может быть родной сестрой открытости, а убогость перебегать дорогу счастью, взрыву чувств, открытости и радости ожиданий.
Господи, сия тайна для меня велика есть. Избавь наш народ от этой порчи и лжи, лицемерия и двуличности.
И вот ещё о чём я хотела сказать.
Женщина, по моему глубочайшему убеждению, должна быть не свободной, а счастливой.
От кого и от чего она должна быть свободной, если она живёт в родной семье? Если её любят и уважают, если её мечты и желания находят понимание у родителей, если у неё есть защита в лице любимого мужа. И если у неё есть право самой выбирать того единственного, с кем она родит детей, обустроит дом, доживёт до внуков, при желании получит образование и всегда будет личностью.
Свобода – это когда есть свобода выбора. А вовсе не тогда, когда из огня да в полымя, когда спасаясь от домашней тирании и полной безысходности, бежишь куда угодно. Даже если это делается во имя каких-то высоких материй. Место женщины всегда в семье, среди родных, и у неё другое предназначение. А ещё лучше, если при этом она будет с каким-то запасом образования и сможет при желании реализовать свои способности и амбиции.
Пусть мужчина делает свою работу и выполняет свой долг перед своей семьёй и своим народом в дни лихолетий и войн. А для женщины и девочки это не есть норма. Не надо и это взваливать на её хрупкие, а порой, и детские плечи. Это не честно. А тем более, представлять это как величайший прорыв и достижения, и петь бесконечные оды давно изжившим и исчерпавшим себя теориям.
Теги: Аза Авдали