Большой Ближний Восток – географическая территория активного извержения этно-конфессиональных и гуманитарно-правовых проблем, деструктивно ухудшающих общую военно-политическую обстановку, безопасность и социально-экономическую стабильность в чрезвычайно взрывоопасном регионе современных международных отношений. На фоне наиболее кризисных из ныне существующих проблем, конечно, выделяется военная по своему техническому назначению научно-производственная "ядерная программа" Ирана. Вопрос этот столь опасен с точки зрения международной и региональной безопасности, что потребовал от коллективной стороны, участвующей в формате [5 + 1] в поиске путей решения проблемы, принятия сложных мер, чтобы хотя бы кратковременно приостановить "ядерную программу" Тегерана в обмен на определенное ослабление санкций, введенных международным сообществом в отношении Ирана.
Видимо, участникам упомянутой стороны необходимо заново "переосмыслить" свои цели, задачи, главные риски, возможности и интересы, чтобы приступить к заключительному раунду переговорного процесса. Поводов даже для умеренного оптимизма нет никаких. Иранские аятоллы заявили дипломатической "Шестерке", что ни при каких условиях не согласятся на добровольное уничтожение "ядерной" научно-производственной инфраструктуры, но проявили готовность смягчить "твердость" революционной позиции Тегерана обещаниями "заморозить" на неопределенное время оружейный потенциал обогащенного урана, и использовать созданный технологический задел только в мирных целях во благо исламской страны и граждан "правоверного" исламского государства. Удастся ли экономическими и политико-дипломатическими санкциями принудить Иранскую теократическую власть к согласованию приемлемого механизма осуществления безупречного мониторинга для международного контроля за "ядерной программой" Тегерана по окончании объявленного кратковременного "перемирия", не известно. Вероятность успеха дипломатии в данном случае мизерная, потому что принципиально ничего не изменилось в "арифметике" - при всех известных "слагаемых" вместо конкретного результата впереди маячит большой вопросительный "знак": (5 + 1) ± 1 = ?
Позволить нынешнему Иранскому теократическому государству иметь военно-ядерную научно-производственную базу, рассчитывая на долгосрочное и безупречное сотрудничество Тегерана с МАГАТЭ, могут государства, для которых важнейшим элементом большой дипломатии является прагматизм.
Такая дипломатия не обеспечит долгосрочную безопасность и стабильность. Понятно, что к угрозам применения более суровых санкций в отношении Тегерана, необходимо добавить новые условия в форме очень жестких ультимативных требований Совета Безопасности ООН о проведении политических и правовых реформ в Иранском государстве. Надо сильно напрячь и однозначно обязать Тегеран провести реформы для восстановления трагически ущемленных национально-культурных прав всех автохтонных народов, особенно неотъемлемого права курдского народа на самоуправление в Восточном Курдистане, в соответствии с новым политико-правовым устройством государства. Целесообразно было бы запретить Иранской власти вмешиваться с провокационными намерениями во внутренние дела Ирака, Сирии и Турции с целью нанесения ущерба положению курдского народа в этих странах. Кроме того, следовало бы распространить запрет и на вредоносное участие Ирана в "разработке" политической стратегии Палестинской автономии в двусторонних отношениях с Израильским государством. Необходимо "убедить" Тегеран в том, что благополучие арабского народа Палестинской автономии зависит не от позиции Ирана и даже не от помощи более двух десятков арабских стран Большого Ближнего Востока, а от желания руководителей региональной администрации, наконец, осознать разумность простого и правильного решения: официально и с чувством уважения признать государство Израиль, чтобы относительно легко и на основе взаимоприемлемых компромиссов согласовать двусторонний договор о границах нового арабского Палестинского государства.
Высказываются мнения о якобы схожести судеб и проблем у "Курдского народа" и "Палестинского народа". Понятие "курдский", помимо автохтонной привязки народа к одноименной географической территории постоянного проживания, прямо указывает и на древние национально-культурные и духовно-исторические корни этнического происхождения. Понятие же "палестинский" почему-то не подчеркивает национальную принадлежность населения автономии и умышленно не касается этнокультурного или этно-исторического происхождения автохтонных народов Палестины. В отличие от насильственно разделенного, бесправного, истребляемого и не имеющего ни одного государства курдского этноса, арабский этнос не подвергался подобному угнетению и репрессиям. Арабы мигрировали по своим независимым исламским государствам с национальной доминантой, и лишь крохотная часть их, к несчастью для евреев, оказавшаяся в Палестине, не имеет сегодня государства по причине оголтелого политико-религиозного фанатизма, отрицающего суверенитет Израиля.
Не думаю, что большая озабоченность Премьер-министра Израиля преувеличена. Да, гарантии безопасности требуют решений высокого порядка, когда речь идет об угрозах, исходящих от радикальной элиты Ирана, властвующей в этой стране, и позволяющей себе в громогласных "молитвах" не признавать и проклинать культуру, историю, религию и сам факт существования еврейского народа и государства. Прагматизм в таких делах недопустим.
Хорошо известно, что не менее безбожно, а фактически более чудовищно и безжалостно вся эта безраздельно и ортодоксально правящая элита Иранского государства относится к многомиллионному народу курдского этно-культурного происхождения, на протяжении многих тысячелетий существовавшему и созидавшему на исконно своих национальных территориях, в частности, во всех географических частях Большого Курдистана.
Разумеется, тяжелые последствия действующих международных санкций наносят огромный ущерб социальному благополучию мирных и добрых иранцев, а также и всей мировой экономике. Но главное Зло, люто ненавидящее все "неправоверное" внутри и вне нынешнего Иранского государства, вот уже четвертое десятилетие "царственно" восседает в Тегеране, возглавляя противоестественный и одновременно страшный режим, мало чем отличающийся от многих других ему подобных на Ближнем Востоке, противостоящих общечеловеческой цивилизации и духовной нравственности.
Объединенному международному сообществу наций необходимо бескомпромиссно бороться с псевдо государственными режимами, применяя не только дипломатические, но адекватные средства силового воздействия на них, чтобы своевременно предотвращать массовые репрессии, геноцид, терроризм и другие прямые угрозы безопасности, политической и экономической стабильности в мире.
Устрашающие санкций в отношении подобных государств должны применяться не только в связи с, например, "ядерной программой", столь долго и упрямо скрывавшейся Тегераном, несмотря на доказанность данного факта, но и в связи с массовыми преступлениями против граждан и народов "иного" этно-культурного происхождения и "другой" духовно-религиозной принадлежности. Тегеран разными способами пытается навязать влияние Ирана в странах, имеющих значительные по количеству и общественно-политическому положению шиитские сообщества, провоцируя социальный хаос, массовые беспорядки и вооруженные конфликты на почве межконфессиональной розни.
Яркими примерами преступной внешней политики Ирана в регионе являются Ирак и Сирия, не без содействия и участия Тегерана оказавшиеся в состоянии гражданской войны, террористического противостояния и противоборства между шиитскими и враждебными им суннитскими банд-формированиями псевдо-исламских радикал-националистических организаций.
Ведущие мировые державы обязаны руководствоваться кодексом чести и нравственности в большой дипломатии и чаще использовать политико-правовую процедуру защиты справедливости в рамках многосторонних переговоров, где среди участников процесса урегулирования конфликтов, конечно, должны находиться народы-жертвы преступных деяний диктаторских режимов. Недопустимо и безответственно заниматься решением проблемы, связанной с "ядерной программой" Тегерана, без учета преступлений, совершаемых ныне действующим государственным режимом против народов Ирана.
Подобных дел в рамках СБ ООН, неважно в каком формате - "5 + 1" или "15+1", должно быть рассмотрено столько, сколько надо ради торжества справедливости и защиты неотъемлемых политических и национально-культурных прав угнетенных народов. Безнравственная дипломатия "двойных стандартов" неизбежно приводит государства, очень часто допускающих случаи неоправданного прагматизма во внешнеполитических делах, к опасной черте, за которой совершаются большие грехи, навсегда оставляющие несмываемые следы позора.
В сложившейся геополитической ситуации и сверх напряженной обстановке, когда очень сложно предвидеть векторы и масштабы развития кризисных событий на Ближнем Востоке. Президент самостоятельного государственного образования Южный Курдистан и Премьер-министр государства Израиль, принимая во внимание серьезные угрозы, ставящие под непредсказуемые риски будущее курдского и еврейского народов, обязаны заключить союзный договор о дружбе и взаимной помощи с целью обеспечения эффективной координации совместной борьбы для защиты своих основополагающих национальных интересов на Ближнем Востоке.
Такой союз мог бы значительно укрепить потенциал и надежность политического сотрудничества и делового партнерства между Турцией и Южным Курдистан, и создать конструктивный формат региональной дипломатии, нацеленной на достижение прочного мира, безопасности, стабильности и прогресса в географическом пространстве Большого Ближнего Востока.
Конечно, миротворческий "треугольник" возможен при согласии всех сторон, однако, главным условием для участия Анкары в таком стратегическом партнерстве является твердая готовность признать независимый Южный Курдистан и полностью завершить политико-правовую процедуру предоставления народу Северного Курдистана права на создание автономного региона в целостной и единой Турции. Думаю, Израиль и Турция будут в числе тех не очень многих, но благоразумных и ответственных государств, которые незамедлительно и вполне заинтересованно поддержат, несомненно, предсказуемую и ожидаемую декларацию о провозглашении независимости Южного Курдистана.
Багдадская авторитарно правящая власть, к счастью, всеми своими провокациями, враждебными и антиконституционными действиями, направленными на ущемление законных прав автономного региона, способствует расторжению формально действующего федеративного договора и ускоряет правомерный выход самостоятельного и суверенного субъекта в лице территориально целостного Южного Курдистана из состава несостоявшегося и разрушающегося Иракского государства.
Госдеп США занимается интригующей политико-дипломатической "терапией", чтобы избежать "хирургического" вмешательства в дела Иракской федерации. Только этим можно объяснить странноватые замечания и рекомендации о недопустимости тесного экономического сотрудничества автономного Южного Курдистана и Турции без согласия и одобрения Багдада, даже если такие отношения осуществляются исключительно законно и в интересах Иракского государства.
Госдеп то ли не знает, то ли не обращает внимания на юридически совершенно ничтожные претензии Багдада и публично призывает стороны решать разногласия строго в рамках Конституции федеративной страны. К чему готовят Президента США, докладывая о положении дел в Ираке, и насколько циничен сам Обама?
Впрочем, всем уже ясно, чем громче и назойливее Багдад будет "рычать", в том числе по поводу растущей внешнеэкономической самостоятельности Эрбиля, тем быстрее произойдет провозглашение независимости Южного Курдистана. Пусть Аль-Малики наивно верит, что ему удастся с помощью военных поставок из США, России и при поддержке Иранских революционных сил надежно предотвратить восстановление территориальной целостности и воссоединение народа Южного Курдистана до выхода формально автономного региона из Ирака.
СБ ООН следует срочно приступить к рассмотрению вопроса о целесообразности и необходимости подготовки к проведению чрезвычайной международной конференции по проблемам, связанным с нарушением политических, социальных и национально-культурных прав сорокамиллионного курдского народа, чтобы принять адекватные и обязательные решения, устраняющие в полной мере и самым разумным образом трагические последствия известной исторической несправедливости и безнравственности.
Конференция "Женева-2", возможно, и коснется, но всего лишь Сирийского фрагмента курдского вопроса. Этого недостаточно, потому что проблемы курдского народа –это единый вопрос международного порядка и геополитического значения, хотя и допускающий применение компромиссных решений на уровне двусторонних и многосторонних мирных переговоров с участием курдского национального органа и конкретных государств-ответчиков.
Решение курдского вопроса – "мастер-ключ" для урегулирования региональных конфликтов и важнейший инструмент улучшения политической ситуации во многих государствах Большого Ближнего Востока. Несомненно, с нравственно-гуманитарной, международно-правовой, исторической и политической точек зрений вопрос о неотъемлемых правах курдского народа должен быть в числе самых срочных и значимых в повестке работы Совета Безопасности ООН в 2014 году.
Теги: Мураз Аджоев, Иран, МАГАТЭ, СБ ООН, Ирак, Турция, Сирия, курды, Палестина, Израиль, арабы, Курдистан, США, Барак Обама, Нури аль-Малики