Основные контуры проекта "Большого Ближнего Востока" были разработаны еще в 1994 году Советом по международным отношениям (The Council on Foreign Relations) под руководством первого советника госсекретаря США по вопросам политики на Ближнем Востоке Генри Сигмана. В 2006 году, в рамках реализации проекта был основан независимый научно-исследовательский институт "The U.S./Middle East Project, Inc". Согласно уставу, основной целью института является "обеспечение глубинного анализа ближневосточного региона с целью обеспечения разработки эффективной концепции американской внешней политики". Вице-президент вышеназванного института, бывший аналитик Института Хопкинса, Брент Скрофорт пояснил: "Конфликты на Ближнем Востоке угрожают национальным интересам США. Необходимо выработать новые механизмы, которые позволят разрешить основные конфликты и начать демократические реформы".
В том же 2006 году, во время своего визита в Израиль, госсекретарь Кондолиза Райс впервые официально употребила термин "Большой Ближний Восток". Выступление Райс совпало с церемонией открытия нефтяного терминала "Баку-Тбилиси-Джейхан" и активной фазой Второй Ливанской войны. "То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, представляет собой начало родовых схваток, в результате которых родится "Новый Ближний Восток", и что бы мы ни делали, нам следует отдавать себе отчет, что мы работаем во имя этого". После совершенного визита американской делегации, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил: "Реализация проекта Большого Ближнего Востока началась с Ливана".
В чем же суть проекта? В основу проекта лежит стратегия "управляемого хаоса" — создания "дуги нестабильности" под патронажем Белого Дома. В известном издании "Armed Forces Journal" вышла статья заместителя начальника штаба по разведке Департамента обороны США Ральфа Петерса "Кровавые границы", в котором отставной полковник, долгое время проработавший в ЦРУ, выставил карту "Нового Большого Ближнего Востока". По словам самого Ральфа Петерса: "Международные границы никогда не являлись абсолютно справедливыми. Однако мера несправедливости, которую они несут тем, кого сплачивают воедино или разделяют, заключает в себе огромную разницу. Очень часто эта разница между свободой и гнетом, терпимостью и жестокостью, верховенством закона и терроризмом и даже между войной и миром".
По задумке Вашингтона, Ливанская война должна была стать легитимным поводом его прямого вмешательства, после которого начался бы процесс изменения границ региона. Однако, никто не ожидал, что большинство союзников США по альянсу НАТО осудят действия Израиля, который потерпел как военное, так и политическое поражение. Белому Дому пришлось искать новые критические точки, которые позволят возобновить реализацию проекта.
Республиканская элита США решила изменить стратегию "управляемого хаоса", попытавшись договориться со странами "Большой Восьмерки" относительно будущего передела региона. Помимо попытки найти "союзников", президент Джордж Буш-младший выдвинул проект "демократизации" Ближнего Востока в качестве создания оправдательного дискурса военной агрессии против Ирака (операция США толковалась бы как часть реализации нового проекта, поддержанного международным сообществом). Данная попытка также была провалена. Так, экс-президент Франции Жак Ширак заявил: "Ближневосточные страны сами должны решать, нуждаются ли они в миссионерах от демократии".
Более того, план не был поддержан даже союзниками США в регионе – Турцией, Египтом и Саудовской Аравией. Лидеры этих государств даже отказались участвовать в заседании саммита, посвящённой американской инициативе. Символично, что лишь новый президент Ирака, этнический курд Джалал Талабани поддержал идею масштабного передела Ближнего Востока. Если позиция Франции, России и Китая была обусловлена "нежеланием" способствовать усилению США, то лидеры арабского мира понимали, что согласие означает дать Вашингтону "ордер на вмешательство" во внутренние дела своих государств. Таким образом, Республиканские элиты не сумели справиться с задачей передела Ближнего Востока по выработанному сценарию. Американский профессор Марк Левин так прокомментировал план "Буша": "Неолиберальные глобализаторы, как и неоконсерваторы, и, безусловно, администрация Буша сделали ставку на созидательное разрушение как на инструмент и процесс, при помощи которого они надеются построить собственный новый мировой порядок, который начнется с передела Ближнего Востока".
Почему именно Ближний Восток? Дело в том, что страны Ближнего Востока, такие, как Афганистан и Пакистан – главные ступени, которые позволят Вашингтону усилить свое влияние на страны бывшего СССР. Довольно примечательно, что в своей книге "Великая шахматная доска: Господство Америки и его Геостратегические императивы", бывший советник по вопросам национальной безопасности США Збигнев Бжезинский называет Ближний Восток "ключом от территории", которую он называет "Евразийские Балканы". Отметим, что термин "Евразийские Балканы" не случаен, по мнению многих американских экспертов, нынешний Ближний Восток является аналогией Балкан в период перед Первой мировой войной. Согласно концепции Бжезинского, "Евразийские Балканы" включают в себя: Южный Кавказ (Армения, Азербайджан, Грузия), Центральную Азию (Афганистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Турцию и Иран, примыкающие к Ближнему Востоку на севере.
Отделение от классического Ближнего Востока средиземноморских берегов Сирии и Ливана, разделение Турции и Ирана, а также создание дуги нестабильного арабского мира исходят из долгосрочных интересов США. Первые пешки на этой доске уже убраны: Афганистан (хаос и разделение), Ирак, Ливия, Египет (де-факто уничтожена государственность). Сегодня партию, которую начали республиканцы, связанные с мощнейшими военно-финансовыми элитами, продолжают элиты Демократической партии. Однако, в отличие от республиканцев, нынешние элиты имеют собственное представление о том, как должен выглядеть Большой Ближний Восток. Новые границы региона были обозначены на карте, составленной профессором Института Мира (один из исследовательских центров Демократической элиты) Робином Райтом.
На карте "Райта" развалена Саудовская Аравия, на месте которой появляются пять стран: "Северная Аравия", "Южная Аравия", "Западная Аравия" и "Восточная Аравия". В данных государствах сосредоточены основные запасы нефти, где проживают преимущественно мусульмане шиитского толка. Другое государство — "Ваххабистан", куда входит Йемен, столица — Эр-Рияд. Сирия и Ирак разделены по этническому и конфессиональному признаку. Более того, на карте Райта Иран остается нетронутым (напомним, что нынешние американские элиты пошли на сближение с Исламским Государством). "Курдистан" охватывает юго-восток Турции, север Ирака и Сирии. Данная карта ярко демонстрирует, что Турция и Сирия "созрели" для реализации нынешнего плана. Возможно, что именно этот фактор и объясняет кризис в отношениях между Анкарой с Вашингтоном с одной стороны, и с Тель-Авивом с другой. Неудивительно, что в ходе встреч лидеров стран-основательниц Таможенного Союза, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что "Турция желает стать членом ТС". Сближение США и Ираном и искусственное вовлечение Анкары в сирийский конфликт, превратило Турцию в "политического изгоя".
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что идея передела "Большого Ближнего Востока" по-прежнему актуальна. Но при этом необходимо рассматривать американскую внешнюю политику в регионе через призму интересов элит, находящихся у власти в конкретный период. В отличие от "неоконсерваторов" (республиканцы), представители нынешних политических элит кардинально пересмотрели стратегию "управляемого хаоса", избрав концепцию "конструктивного хаоса".
Теги: США, Генри Сигман, Брент Скрофорт, Кондолиза Райс, Ральф Петерс, ЦРУ, Израиль, Ливан, НАТО, Ирак, Жак Ширак, Турция, Египет, Саудовская Аравия, курды, Джаляль Талабани, Франция, Россия, Китай, Афганистан, Пакистан, Збигнев Бжезинский, Иран, Сирия, Робин Райт, мусульмане, шииты, Курдистан, Казахстан, Нурсултан Назарбаев