Размышляя о древнем и, разумеется, многослойном этническом, духовном, социальном и культурном родстве региональных курдских сообществ, насильственно разделенных иностранными границами, законами, идеологиями, нравами и религиями, с горечью признаешь, что сохранившийся потенциал патриотизма, передаваемого новым поколениям по единым кровеносным каналам исторической памяти и национального самосознания, к сожалению, не используется должным образом во благо народа, основавшего в далеком прошлом многие империи, царства, княжества и государства. Курдская нация была придана преднамеренному забвению, курдское историческое наследие лишено идентичности и аутентичности, а многомиллионный курдский народ, отчужденный от мирного сосуществования и добрососедства, оказался самым нищим, бездомным, бесправным и угнетенным на своей автохтонной земле. Правдивая историография возникновения древнего курдского этноса и становления курдской нации, конечно, остается большим предметом будущих научных исследований, которыми обязательно займутся высокопрофессиональные команды профильных специалистов из многих стран. Уверен, мировое сообщество узнает о многих неизвестных, неожиданных и важных исторических фактах.
А вот сегодня и сейчас надо думать о торжестве гуманитарной справедливости, о пробуждении патриотизма и самосознания курдского народа, о возрождении единства курдской нации. В 2003 году внезапно, но вовсе не случайно, возник Курдский автономный регион (КАР), обладающий согласно действующей Иракской конституции статусом равноправного субъекта и суверенного учредителя новой федеративной республики. КАР, объективно воспринимаемый в мире в качестве де-факто государственного образования в составе Ирака, удалось только за первое десятилетие ограниченной территориальной целостности и свободы достичь невероятных темпов социально-экономического и политического развития, а также высокого уровня безопасности, вопреки антиконституционной политике и радикальной идеологии шовинизма, откровенно проводимой и проповедуемой правящей элитой, возглавившей федеральную власть в стране, ставшей ареной арабо-шиитской и арабо-суннитской конфронтации. С геополитической и экономико-географической точек зрений КАР, конечно, далеко не соответствует реальному масштабу и значению исторического Южного Курдистана, но уже стал главным локомотивом, ярко символизирующим необратимость победоносного движения курдского народа к свободе и единству нации. Очевидно, благодатно врожденный, творческий и культурный задел курдской нации успешно сработал в КАР.
Даже в резко ухудшающейся внутриполитической обстановке, наблюдаемой в Ираке, и в сложнейших условиях внешнеполитической неопределенности руководство КАР неуклонно осуществляет политику, нацеленную на последовательное усиление влияния курдского фактора на Ближнем Востоке и международном уровне. Президент КАР на официальных встречах с высокопоставленными должностными лицами многих государств, в том числе на высшем уровне, всегда инициирует обсуждение всех региональных проблем, связанных с нарушением неотъемлемых прав курдского народа в соответствующих странах. Президент понимает и справедливо считает, что он, как официальное высшее должностное лицо КАР, обязан выступать представителем, проводником и защитником национальных интересов всего курдского народа на международном политико-дипломатическом уровне. Барзани пока единственный курдский политик и государственный деятель, легитимно наделенный суверенной властью большинства избирателей КАР и одновременно обладающий неформальным политическим статусом общенационального лидера курдского народа.
К сожалению, предпринятая им в 2013 году попытка договориться с курдскими политическими силами других регионов о принципах объединения в рамках национально-освободительного движения и программной концепции мирной борьбы оказалась неудачной из-за хронических последствий межпартийного соперничества. Пережитки прошлых тенденций все еще продолжают наносить изнутри удары по курдскому единству. Возможно, некоторые из слишком большого числа курдских партийных руководителей вновь увлеклись хорошо забытыми "новыми" идеями, быстро заменив некогда ключевые словосочетания из устаревшей марксистско-коммунистической риторики на ныне популярно-утопические, например, "демократический исламский мир на Ближнем Востоке без национальных границ". Они выскочили за пределы разумных политических амбиций. Ну, что же делать, если даже лидеры исламских псевдо оппозиционных партий, "работающих" в Парламенте КАР в промежутках между традиционными молитвами, публично требуют немедленных "демократических" преобразований, "политических" перемен и правовых реформ по мусульманскому шариату. Вероятно, корни политико-идеологической разобщенности вырастают из внешних источников, провоцирующих и стимулирующих раскол в курдской общественно-политической и религиозной среде. Полагаю, даже сильные и влиятельные партии, находясь под внешним воздействием, настаивают на признании их лидирующего положения в еще не состоявшемся общенациональном конгрессе и не учрежденном высшем органе еще несформированного освободительного фронта, неразумно пренебрегая таким весомым и важным фактором успеха, как институциональная власть КАР.
Идеологическая "эволюция" внутри революционных организаций допустима, но ровно до тех пор, пока последствия таких трансформаций не угрожают политической стратегии курдского народа. Если публично декларируемая всеми цель предусматривает достижение политической свободы и этно-культурного единства курдского народа, то никак нельзя забывать о том, что объединенная мирная борьба, безусловно, должна вестись общими усилиями и под общенациональным знаменем, а не под наиболее высоко поднятыми партийными брендами отдельных региональных организаций, потому что для реального успеха и настоящей победы необходимы полномочия институтов суверенной и легитимной власти, способной представлять интересы курдского народа на международном политико-дипломатическом уровне.
Прямой и принципиальный вопрос - какая политическая сила способна создать и вправе возглавить единый орган освободительного фронта обороны и мирной борьбы курдского народа? – должен иметь однозначный ответ. Нет сомнений в том, что надеждам и чаяниям курдского народа сегодня в полной мере может соответствовать политическое лидерство не личности, а законного института власти непосредственно в лице Президента курдской региональной автономии. Другой альтернативы нет. Любая иная позиция не будет способствовать созданию объединенного органа, способного координировать и осуществлять единую общенациональную политико-дипломатическую программу урегулирования курдского вопроса в целом и курдских региональных проблем в отдельности. Руководствуясь едиными национальными интересами, ведущие курдские партии в регионах обязаны выполнить свой патриотический долг до конца и сделать окончательный выбор исключительно в пользу народа. Разобщенность и соперничество сильно дестабилизируют внутриполитическую обстановку в регионах и в Курдистане в целом.
Внутренние условия и внешние обстоятельства никогда ранее не позволяли политическим лидерам доводить народные восстания против захватчиков до победного конца в оккупированных курдских регионах, в том числе из-за отсутствия тесного сотрудничества между ведущими силами нации. Сегодня веками не благоприятствовавшая и суровая судьба, наконец-то, опомнилась и проявляет готовность предоставить многострадальному курдскому народу реальный шанс на возвращение похищенной свободы и возрождение национальной идентичности. Курдский народ не должен быть лишен возможности завоевания полноценной автономии в Турции, Сирии и Иране, государственной независимости целостного Южного Курдистана, воссоздания историко-географического и национально-культурного пространства Большого Курдистана.
Разумная конкуренция между партиями и организациями, конечно, необходима, но будет целесообразна только в будущих демократически развивающихся и свободных курдских регионах с состоявшимися формами общественно-политического устройства и административно-правового управления. А пока перед политическим авангардом должна стоять критически важная патриотическая задача: сплотить ведущие региональные партии и организации в рамках общенационального фронта под руководством единого органа координации мирной борьбы за неотъемлемые права курдского народа.
В Иракском государстве, как и предполагали, резко обострилась внутриполитическая ситуация в связи с безудержным ростом уровня и масштаба вооруженного противоборства между арабо-шиитскими и арабо-суннитскими сообществами. Понятно, что Премьер-министр Аль-Малики, ежедневно издававший ограничивающие свободы и права населения указы, содержавшие в том числе новые обязательные религиозные нормативы, готовился к объявлению и установлению режима чрезвычайного положения в стране. Одна из главных целей Аль-Малики, стремившегося любой ценой удержать власть, была и остается опережающая оккупация богатейших и стратегически значимых "спорных" территорий, на которые правомерно претендует КАР. Теперь же Премьер-министр Ирака уже под "правдоподобным" предлогом борьбы с вооруженными отрядами радикальных исламистов, проникших в восставшие против Багдада суннитские провинции, пытается создать для федеральной армии и полиции тактико-позиционное превосходство до начала неизбежного контрнаступления курдских армейских подразделений и бригад. Аль-Малики, несомненно, был осведомлен о готовящемся массовом вторжении исламистских террористов в суннитские провинции Ирака, но в течение всего 2013 года не предпринимал никаких серьезных упреждающих мер. Хаос гражданской войны нужен аль-Малики, чтобы получить шанс и формальное право на всеобъемлющее задействование полномочий главнокомандующего Иракской армии и ввод военного положения по всей стране, за исключением административной территории КАР. Аль-Малики просто мечтает видеть КАР (с тремя провинциями) вне Ирака и делает все, чтобы вынудить Барзани отказаться от всех других курдских провинций в пользу Багдада. Он не догадывается о том, что конец для него лично и фактически возглавляемого им государства будет либо драматическим, либо трагическим из-за его тяги к диктаторству. Искусственно "рожденному" Ираку суждено быть разделенным на два независимых национальных государства– арабское и курдское. Таким будет окончательный итог либо относительно мирного разъединения, либо недолгого, но сильного сражения между Багдадом и Эрбилем.
Довольно неблагоприятная и опасная обстановка возникает в Турции. Премьер-министр этой страны оказался главным объектом серьезного давления со стороны как разномастной внутренней политической оппозиции, так и различных внешних и локальных сил, включая общественные и религиозные организации. Надо полагать, причиной серьезной "вибрации", возникшей в некогда единой и свято охраняемой самим государством системе безопасности турецкой националистической идеологии, стал инициированный с личного согласия Эрдогана процесс по поиску путей мирного урегулирования курдской проблемы в Турции. Нет смысла говорить о том, насколько Премьер-министр готов продвинуться вперед в решении курдского вопроса в стране, но вполне обоснованно можно утверждать, что сегодня он, как никогда ранее, нуждается в открытой и массовой поддержке курдского населения. Было бы совсем неправильно не воспользоваться этой ситуацией, чтобы перевести малоэффективные неформальные внутренние турецко-курдские контакты в русло официальных переговоров двух сторон. Понятно, что одна сторона – это Правительство. А вот какая политическая сила может быть признана Анкарой в качестве правомочного представителя курдского народа – большой вопрос. Надо отметить, что Эрдоган, очевидно, опасаясь серьезно ухудшить свои политические позиции в стране в преддверии парламентских и президентских выборов, не пойдет на переговоры ни с Оджаланом, ни с какой-либо легальной курдской партией, так или иначе связанной с именем основателя РПК. Без участия третьей стороны в роли второй переговоры несостоятельны.
Напомним, что большинство курдского народа, то есть по меньшей мере более двадцати миллионов курдов Турции, Сирии, Ирана и Ирака, считает Президента КАР Барзани своим национальным лидером и представителем на международной политико-дипломатической арене. Надо исходить из той определенности, что в курдской среде объективно сформировался в основном позитивный и в целом притягательный имидж Барзани благодаря его делам в очень тяжелом прошлом и успехам в очень напряженном настоящем на должности действующего Президента КАР. Курдский народ во всех регионах верит в Барзани. Он оказался первым из всех замечательных патриотов, воинов и политиков, которому народ доверил свою суверенную власть на посту Президента КАР, обозначив и подтвердив тем самым его высокий статус общенационального лидера. Логика не находит никого другого, кто бы мог на равных, твердо и уверенно вести переговоры с Эрдоганом, детально обсуждать приемлемые решения и механизмы, позволяющие полноценно реализовать права курдского народа в Турции, непременно затронув и главные аспекты курдской проблемы в Сирии.
Было бы очень достойно и благородно, если Оджалан сам счел крайне целесообразным и необходимым участие Барзани во главе курдской стороны на переговорах с Эрдоганом, а также призвал недопустимо плохо сотрудничающие курдские партии Западного Курдистана обратиться к Президенту КАР с единым предложением возглавить самостоятельную курдскую делегацию на международной конференции "Женева-2". Персональные амбиции и партийные интересы не должны ни при каких обстоятельствах затмевать политическую разумность, когда речь идет о будущем народа. Надо заметить, что Барзани, будучи Президентом и Главнокомандующим КАР, полагаю, обладает куда более полноценной информацией и достоверными сведениями о ситуации и обстановке во всех курдских регионах, чем все руководители партий и сил народной самообороны вместе взятые. А это очень существенная "деталь" для ведения особо важных переговоров по курдской тематике на высшем уровне.
Как стало известно, в Эрбиле формируется организационный комитет по подготовке к проведению международной конференции с участием законодателей КАР и членов иностранных парламентов курдского происхождения для объединения их усилий по продвижению курдского вопроса на более высокий мировой уровень. Предполагается, что конференция может стать позитивным примером для начала новой попытки организации общенационального политического конгресса курдского народа. Мудрая и полезная инициатива. Надеюсь, участники конференции учредят постоянно действующий исполнительный орган для координации совместной работы парламентариев. Кроме того, не исключаю, что с помощью такого органа можно будет инициировать проведение крупных международных конференций по всем проблемам курдского вопроса в рамках ООН и Евросоюза.
Поздравляю курдских патриотов с наступившим Новым 2014 Годом!
Теги: Мураз Аджоев, курды, Курдистан, парламент Курдистана, Ирак, Нури аль-Малики, сунниты, шииты, исламисты, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Турецкий Курдистан, РПК, Абдулла Оджалан, Масуд Барзани, Сирия, Сирийский Курдистан, ООН