Само название - Курдский Автономный Регион никоим образом не соответствует правовому статусу и политическому значению субъекта и учредителя Иракской федерации. Властям КАР следовало бы выдвинуть требование о восстановлении исконно исторического названия и территориально-географической целостности своей суверенной страны, вошедшей в состав федерации в соответствии с основополагающими конституционными положениями, предварительно утвержденными политическим договором между сторонами, учредившими новое демократическое государство на обломках кровавого диктаторского режима арабо-суннитской баасистской элиты Ирака. Выполнение данного требования может спасти Ирак от развала в условиях катастрофически усиливающегося хаоса и предотвратить безудержное развитие гражданской войны и этно-конфессионального терроризма. Конституция, предусматривающая государственное устройство Ирака в форме децентрализованной и демократической федерации, намеренно и последовательно нарушается. Фактически в Ираке действует жесткая автократическая система правления и диктатуры, насаждаемая и продвигаемая на этот раз арабо-шиитской политико-конфессиональной элитой, возглавляющей Правительство.
Однако фундамент политического партнерства должен быть иным и полностью отвечать целям стабильного и мирного сотрудничества. Ирак, конечно же, нуждается в строительстве новой конституционно-правовой основы государственного устройства. Практика прошедшего десятилетия упущенных возможностей отчетливо свидетельствует о бессмысленности дальнейших переговоров сторон по решению спорных вопросов и принципиальных проблем. Если стороны не договорятся о безусловной необходимости создания конфедеративного государства, руководство КАР обязано использовать свое право и заявить о выходе из состава несостоявшейся Иракской федерации, и от имени народа громко провозгласить государственную независимость суверенной страны – Южного Курдистана. Власти КАР должны объявить о своей позиции и инициировать подписание конфедеративного договора между тремя этно-конфессиональными сообществами – курдами, арабо-шиитами и арабо-суннитами, представленными властями Южного Курдистана и Ирака соответственно. Отказ одной из двух арабских сторон от предлагаемого курдской стороной компромисса должен автоматически завершить переговорный процесс о создании конфедерации и признать юридическую неправоспособность Иракской федерации. В дальнейшем может идти речь лишь о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве двух или трех независимых государств.
Курдское политическое руководство не должно оставлять сотни тысяч семей, проживающих на своих землях в пределах курдских территорий, оказавшихся по известным "временным" причинам и обстоятельствам конституционной неразберихи и чехарды на очень долгое время вне административно-правовой юрисдикции КАР, в качестве заложников, фактически приговоренных к выживанию в невыносимых условиях нищеты, безработицы и террора. В отличие от несчастного мирного населения Западного Курдистана, страдающего от ужасающих последствий гражданско-террористической войны между так называемой Сирийской национальной оппозицией и Сирийским государственным режимом, сотни тысяч курдов в "федеративном и демократическом" Ираке все еще лишены права жить в своей суверенной стране – Южном Курдистане.
На этом трагическом социально-политическом фоне беззакония, лицемерия и цинизма федерального Правительства продолжение заведомо бесполезных встреч и переговоров с новым Багдадским режимом, несомненно, будет иметь явно противоестественную окраску. Вопрос о воссоединении народа и восстановлении административно территориальной целостности исторического Южного Курдистана – главная и безотлагательная задача политического руководства КАР. От решения этого вопроса в значительной степени зависит судьба народа Южного Курдистана и всей курдской нации. Проблемы экономического развития региона и роста уровня социального обеспечения населения неразрывно связаны с успешным решением вышеуказанной задачи. Конечно, экономическая независимость КАР имеет огромное значение в деле достижения политической независимости от Багдада, но при условии неразрывной, четкой и предопределенной взаимосвязи на основе разумного баланса между этими двумя факторами свободы.
Чтобы спасти Ирак от гражданской войны и терроризма, надо утвердить суверенитет Южного Курдистана – страны, а не автономии. У политического руководства КАР не может быть никаких обязательных отношений с нелегитимной Багдадской властью, не признающей Конституцию и федеративную государственность Ирака. Переговоры в рамках нового трехстороннего договора необходимо вести с переходным правительством с участием ведущих политических сил основных этно-конфессиональных сообществ Ирака на предмет подготовки новой конституции и создания нового конфедеративного государства двух независимых стран – Ирака и Южного Курдистана. Правда, возможен и вариант конфедерации с участием трех суверенных стран – Арабо-Шиитского Ирака, Арабо-Суннитского Ирака и Южного Курдистана.
Алчное стремление арабских этно-конфессиональных элит к всеобъемлющей диктатуре, автократии и радикализму доминирует в системе их внутренних общественно-политических координат и социально-культурных ценностей. Свидетельством тому – история всех арабских государств Ближнего Востока и Магриба. Поэтому вероятность достижения компромисса с арабскими политическими элитами в данном случае, полагаю, на два порядка ниже, чем вероятность выхода Южного Курдистана из нежизнеспособного Ирака.
Ирак должен послужить поучительным негативным примером для новой Сирии, реформируемой Турции и ожидающего новой революции Ирана. Неотъемлемые национальные права и свободы курдского народа надо уважать, честно и безусловно соблюдать, если в этих государствах власти действительно желают своим странам мира, стабильного благополучия и прогрессивного развития.
Премьер-министр "федеративного" Ирака, набравшись большой наглости по ходу ускоренных военных поставок вооружений из США и России, цинично и публично заявил, что КАР грубо нарушает "святую" Конституцию исламского государства, неправомерно и в одностороннем порядке осуществляя экспорт углеводородного сырья Иракского народа. Он серьезно пригрозил КАР резко сократить сумму бюджетных отчислений в текущем году. Очевидно, Аль-Малики уже забыл о предварительных договоренностях с КАР по вопросу о поставках нефти по курдскому внутреннему нефтепроводу в Турецкий порт, о своих твердых обещаниях немедленно ускорить решение всех других необоснованно затянувшихся спорных вопросов политико-правового и экономического характера, общая цена которых в условно денежном выражении может составить сумму всех бюджетных и внебюджетных доходов Ирака за много лет вперед.
Такой премьер-министр не способен управлять разумно, он может править только с помощью диктатуры (кнут) и коррупции (пряник). Кстати, совсем недавно в интервью курдскому агентству "Rudaw" бывший пресс-секретарь Иракского премьера сказал, что более некомпетентного и безответственного правительства просто не существует в арабских мире. По словам пресс-секретаря, в Иракском правительстве нет ни одного профессионального члена кабинета министров вплоть до руководителя департамента. Более того, кабинет министров управляет экономикой без программ и планов развития отраслей промышленности. Вот в таком федеративном государстве у курдского народа есть один небольшой по территории, но самый крупный по численности населения автономный регион и относительно малочисленные, но крупные провинции вне автономии.
Изменит ли ситуацию в Ираке смена Премьер-министра? Конечно, никак не изменит. Проблема не только в личности человека в руках которого сосредоточена вся власть, а в том, что это самым наглым и парадоксальным образом происходит в формально "федеративной и демократической" стране и "децентрализованном государстве равных партнеров" в лице основных политических субъектов – этно-конфессиональных сообществ Ирака. Ирак – это страна и государство, где Конституция начинается, образно говоря, с очень мелкой и еле заметной "буквы закона". Ирак остается территорией диктатуры всего того, что не вписывается в список гуманитарных представлений о нравственных нормах и ценностях. По сравнению с Ираком, по мнению очень многих политиков и экспертов, в том числе и бывшего пресс-секретаря Премьера аль-Малики, Курдский автономный регион – политически и экономически очень динамично развивающаяся, социально благополучная, довольно успешная, самостоятельная и самодостаточная страна. И этим все сказано.
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, сунниты, шииты, арабы, Сирийский Курдистан, Сирия, Турция, США, Россия, Нури аль-Малики