СМИ сообщают, что главный прокурор Турции и пять его заместителей отстранены от занимаемых должностей. Как сообщили в возглавляемом министерством юстиции Высшем совете судей и прокуроров страны, всего в турецкой прокуратуре сняты или переведены на более низкие посты 20 человек.
До этого, 8 января турецкое правительство уволило начальников полиции в 16 провинциях. Среди отстраненных приказом министерства внутренних дел Турции оказались руководители полицейских управлений Анкары, Антальи, Измира и Диярбакыра. Прошли массовые чистки в правоохранительных органах.
Непосредственно это воспринимается как ответ правительства на антикоррупционную операцию "Большая взятка", осуществленную 17 декабря прошлого года без ведома высшего турецкого руководства. Правоохранительные органы в ходе кампании задержали более 50 чиновников, представителей банковских структур, а также сыновей трех министров. Удар направлялся в самого Эрдогана, поскольку в коррупции обвинены люди из его ближайшего окружения. Это заставило премьер-министра Тайипа Эрдогана провести масштабные перестановки в своем кабинете, заменить 10 его членов, и принять ответные меры в отношении ведомств, где, как он считает, негласно укрепились его противники. Но эти ответные действия уже явно превысили предел "достаточной обороны", которые может позволить себе политик, если он является частью политической системы с должными сдержками и противовесами, а не ее единственным субъектом власти.
Ситуация складывается так, что кажется, будто Реджеп Тайип Эрдоган решил не оставить камня на камне от нынешней юридической власти в Турции, ведя беспрецедентную для современных демократических стран, какой еще какое-то время назад выставляла себя Турция, кампанию против судебной системы страны. То, что происходит в стране, - это существенный сдвиг в сторону архаизации, упрощения политических порядков, который низводит страну к стандартам авторитарной власти, характерной для стран Ближнего Востока. В определенном смысле это отказ и от кемалистской модели политического устройства, поскольку мотивы, которые лежат в авторитарных действиях премьер-министра, вряд ли можно счесть социально и даже морально оправданными. Кто бы и что бы ни спровоцировало нынешний кризис, но если страна не справится с трендом, который возобладал в АКП, то этот кризис станет реальным водоразделом в политической истории Турции. Конечно, экономический рост, повышение уровня жизни населения, которые Эрдоган может поставить себе в заслугу, имеют значение, но разбогатевшая Турция развернулась в своем политическом развитии, меняет свою светскую внешность на мусульманское обличье. Она, видимо, решила положить успехи, достигнутые в экономике, в основание строительства общества, которое будет в дальнейшем существовать на принципах не светского, а исламского государства, не западных, а традиционных ценностей. Если это произойдет, то таков будет выбор Турции, она его делает сейчас, что и лежит в основе нынешних политических столкновений в стране. Но это – кардинальное изменение направления ее развития, происходящее на наших глазах.
Безусловно, помимо прочего, возникает вопрос, что будет с примирением, которое было наметилось между турками и курдами, если разгорается нешуточная, жесткая борьба внутри турецкой элиты? Вполне возможно, что цели усиления личной власти, которые ставил перед собой Реджеп Эрдоган, идя на переговоры с РПК и признавая наличие курдского населения в стране, рассчитывая на формирование президентской системы власти и занятие поста президента, он попытается достичь иначе, сконцентрировав в руках нынешней партии рычаги власти, достаточной для политического переформатирования Турецкой республики. В этом случае его интерес к компромиссу с РПК сильно ослабеет, хотя линия на признание культурных прав курдского населения Турции, скорее всего, будет продолжена, но одновременно будет нарастать и исламская составляющая в курдской жизни.
Теги: Вадим Макаренко, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, РПК