Дипломатический "стол", вокруг которого будут обсуждаться меры по урегулированию кризисной политической ситуации и прекращению военно-террористической бойни в Сирии, имеет очень "острые углы", поэтому всем участникам конференции будет крайне сложно договориться о взаимоприемлемых условиях создания конструктивных предпосылок, предопределяющих начало мирного процесса формирования временного (переходного) правительства в Дамаске.
Противоборствующие стороны в лице все еще действующей государственной власти баасистов и самостоятельных антирежимных "фронтов" как внешней, так и внутренней арабо-суннитской оппозиции неизбежно столкнутся с одним из краеугольных вопросов, в частности, о политическом и правовом статусе Западного Курдистана в составе новой демократической Сирии. Преодолеть эту важнейшую проблему какими-либо неправомерными способами, методами и решениями, принимаемыми без непосредственного участия и твердого одобрения полномочной и представительной делегации курдского народа, невозможно в силу целого ряда объективных социально-политических причин и серьезных военно-политических обстоятельств регионального и глобального значения.
Судьба народа историко-географического Западного Курдистана неразрывно связана с курдской национально-освободительной борьбой не только в Сирии, но и в Турции, Иране и в особенности с резко ухудшающейся ситуацией в Ираке. Ирак вплотную приблизился к необходимости перехода к новому неизбежному этапу государственного становления в рамках относительно мирного, однако довольно длительного процесса формирования конституционно-правовых основ единой арабо-курдской конфедеративной страны или, исходя из взрывоопасной и предельно накаленной внутриполитической обстановки, путем более "турбулентного", но достаточно скоротечного продвижения к провозглашению полностью независимых и суверенных государств.
Организаторы международной конференции "Женва-2", полагаю, политико-дипломатическими усилиями намеренно "поспособствовали" разделению курдских политических сил Сирии на "ваших" и "наших", однако понимают, что добиться реального и стратегически значимого перевеса в положении той или иной стороны на переговорах без участия курдской национальной делегации будет практически невозможно.
Курдский фактор – это важнейший, если не главный, ключ к стабильному успеху в мирном и справедливом урегулировании Сирийского, Иракского, Иранского и Турецкого внутриполитических и внешнеполитических кризисов. Поэтому любое безответственное и откровенно равнодушное отношение к столь весомому фактору обеспечения региональной безопасности и утверждения безусловного верховенства нравственных и гуманитарных основ международного права, разумеется, будет признано преступлением перед человечеством.
Организационно-подготовительная процедура и сама работа по согласованию сценария проведения открывающейся международной конференции "Женева-2", думаю, напоминали какое-то бурное "творчество", например, наподобие жизни в драматических театрах, где дирекция озабочена своими задачами, а вся труппа очень надеется на большой профессиональный успех. Какие-то "актеры" утверждаются на роли, другие не подходят по разным причинам, а кому-то достается место лишь в "массовке".
Инициаторы конференции, думаю, столкнувшись с большими организационными трудностями в деле обеспечения проведения конференции из-за противостояния Оппозиции и Режима, придумали удачный повод заманить их на это мероприятие, сообщив о том, что задача предстоящих политических переговоров – добиться согласия сторон на принятие взаимоприемлемого решения о совместных действиях в борьбе против общего врага- террористических сил организации "Аль-Каиды" в Сирии, но опять же без внешнего военно-политического вмешательства. То есть, вся ответственность за вооруженную борьбу против террористов будет возложена на некий "объединенный штаб" Режима и Оппозиции. "Спонсоры" и "Друзья" продолжат оказывать "вашим" и "нашим" необходимую транспортно-логистическую, материальную и военно-техническую поддержку и помощь в рамках этой совместной "национально-освободительной группировки".
Видимо, во избежание раздражающего эффекта от публичных рекомендаций и советов, всем сторонам по умолчанию дали понять, что совместная борьба против террористов поможет им остановить бессмысленную кровавую вражду и приблизить общую цель – теплое "братство и единство" Сирийского народа под руководством нового правительства широкой политической коалиции во благо равноправных граждан и этно-конфессиональных сообществ Сирии. Идея об общем враге и противнике позволила, пусть не совсем удачно, но "втянуть" Оппозицию и Режим на конференцию. Да и не "радостная" для сторон курдская тема вроде бы пока завуалирована.
Тем не менее, допустимо предположить, что по ходу работы конференции в сценарий переговоров все же будут внесены серьезные изменения. Вероятность обострения отношений между Оппозицией и Режимом в ходе переговоров очень велика, а значит полный провал конференции вполне предсказуем, поэтому самые главные внешние игроки, уверен, предусмотрели вариант "K" - участие в этих переговорах на официальном уровне курдской делегации во главе с признанным на международной арене Президентом автономного Южного Курдистана и национальным лидером курдского народа М. Барзани.
Это будет сильно отрезвляющее и вместе с тем успокаивающее средство для осмелевшего Режима и упертой Оппозиции Сирии, чтобы заставить их очень серьезно отнестись к конференции и предпринятым "миротворческим" усилиям главных геополитических игроков. По всей видимости, вопрос о политико-правовом статусе Западного Курдистана так или иначе, но обязательно будет обсуждаться и в той или иной форме отражен в итоговом документе конференции.
Теги: Мураз Аджоев, Сирия, Сирийский Курдистан, курды