В период с 1915 по 1917 годы Первой мировой войны тяжёлые военные действия в Северном Курдистане переместились на подконтрольные русским войскам территории в направлении "Карс-Грузия". Русские войска, сопровождаемые вооружёнными армянскими отрядами дашнаков, дважды после 1914 года вступали на землю Курдистана. Османы не стали оказывать русским и армянам сопротивление. С усилением военных действий войска османов отступали всё дальше и дальше вглубь страны. Русские войска при участии армянских проводников и отрядов захватили Эрзерум, Ван и Муш.
В 1915 году военные действия между османами и русскими войсками на землях Курдистана принимали всё более ожесточённый характер. Русские вытесняли османов всё дальше, и большую помощь им оказывали армяне. Чем больше территории захватывали русские, тем больше злобствовали армяне против мусульман. Ошалевшие от пролитой крови, армяне жестоко и безжалостно убивали курдов, вырезали целые семьи с жёнами и детьми, грабили имущество, забирали овец и коров. При попустительстве и молчаливом безразличии русских армянские дашнаки вероломно расправлялись со всеми, не щадя ни стар ни млад.
Абдуразак Бадырхан в своей книге "Автобиография Абдуразака", перевод Джалиле Джалила, издательство журнала "Матин", декабрь 1999, Дохук, стр. 58, пишет: "Большинство русских офицеров относились к армянам лучше, чем к курдам. Из-за лживых высказываний и измышлений о курдах они /русские/ порой проявляли незаслуженно отрицательное отношение к ним. Поэтому я постоянно говорил русским генералам, что для установления хороших отношений с курдами необходимо искать переводчиков среди курдов-суннитов из Еревана или Карса. Правда, они соглашались со мной, однако никогда так не делали".
Шла война, повсюду царил хаос. Чем более ослаблялись позиции османов, тем больше зверствовали армяне. Курды из шести вилайетов – Эрзерума, Вана, Муша, Битлиса, Сирта, Карса, а также расположенных вокруг них территорий, в результате натиска русских войск и нападений на них бесчинствующих армян вынуждены были бросить всё и налегке без вещей, в спешке покидать свои родные края. Об этом историк Хасан Хшйар пишет: "Все покинутые курдами родные края, вилайеты Артвин, Эрзерум, Ван, Муш, Битлис опустели".
Война полностью изменила судьбу и привычную жизнь покинувшего родные деревни и города курдского населения. Люди, владевшие собственностью, жильём, стадами овец в одно мгновенье превратились в нищих, осиротевших и голодных беженцев, просящих милостыню.
Историк Хасан Хшйар Сарди рассказывает: "Эти беженцы, оставшиеся без крыши над головой, без крова, безнадёжно искали хоть какое-то пристанище, но повсюду двери перед ними захлопывались. Наступила зима, земля покрылась снегом. Совершенно беспомощные, женщины и дети плакали от отчаяния и страха. Свернувшись калачиком, прижимаясь друг другу, притулившись к стенам домов, чтобы не замёрзнуть, они надеялись выжить. Но очень многие умирали от переохлаждения. С увеличением числа беженцев шансы найти приют, какой-то кров, уменьшались ещё больше. Голод вынуждал людей ходить от дома к дому, просить хоть какую-то еду. Иногда они совершали кражу. Отчаянно хватали что-нибудь их продуктов и убегали. В те годы мешок зерна стоил два золотых, но и это трудно было достать. Некоторые, у кого были золотые и серебряные украшения, продавали их за бесценок. Деньги быстро кончались и люди становились попрошайками. Практически во всей стране не было продовольствия, не было хлеба. Милостыню уже никто не подавал, еды не было. Люди умирали от голода, от холода. Их стал косить тиф, который свирепствовал как в армии, так и по всей стране".
Абдуразак Бадырхан в своей книге "Автобиография Абдуразака Бадырхана", перевод Джалиле Джалиля, стр. 69 пишет: "На территории от Шамсина до Джезире установлено было 12 000 палаток для беженцев из Ботана и Вана".
После того как курды вынуждены были покинуть свои деревни и города, превратившись в беженцев, они прошли ещё через много страданий, лишений, испытаний. Потеряв всё, они вступили на дорогу смерти. Кто-то бежал в Южный Курдистан, другие подались вглубь турецкой Анатолии.
Историк Хасан Хшйар Сарди в своей работе об исходе курдов "Моя жизнь и моё видение" в главе "Исход населения и трудности в Курдистане", глава 18, стр. 13-47, 1960 г., пишет: "Через год османы каждый день отступали, линия фронта приближалась к Эрзеруму, Вану и Мушу. Курды из этих местностей вынуждены были бросить родные края и направиться в сторону нижнего Курдистана. С разгромом османов, они с опустошёнными душами уходили из насиженных родных мест, которые потом занимали русские войска.
Одна из причин бегства курдов заключалась в следующем: приход на их земли русских войск сопровождался приходом и армян, которые зверски, глумливо убивали курдов. Убивали за то, что их убивали турки. Как говорится, они "мстили седлу осла". Они не вспоминали слова своих же соплеменников о том, что "курды нас не убивали, они прятали наших жён и детей, спасали от смерти". В благодарность за эту доброту и человеколюбие, армяне вспарывали беременным курдским женщинам животы, извлекали ребёнка и рвали его пополам. А ещё они на коже тельца ещё живого младенца делали надрез в виде карманчика, засовывали туда их ручонки, хохотали и восклицали: "Какой у тебя хороший карманчик, курдо!".
Последователи этих дашнакских псов теперь уже в Сирии продолжают проводить свою предательскую антикурдскую пропаганду. В Алеппо некий Грачья Папазян издаёт журнал "Восток" на армянском языке, который пропитан враждебным духом к "правительству Еревана и Советскому Союзу" и раз в году устраивает торжества в честь убийства курдов в горах Алагяза в период правления дашнаков. И пока у этого человека не проснулась совесть, и не появилось чувство стыда, он будет продолжать вселять в душу своего народа ненависть к курдам. Среди друзей этого фашиста есть и курды из числа чиновников".
Абдуразак Бадырхан в своей книге, упомянутой выше, на стр. 65 пишет: "Из деревни Чубухлу мы двинулись в сторону деревни Молла Хасан. Впереди раскинулись горы, где для привала была разбита стоянка для курдских беженцев примерно на 2000 семей".
Боль и ужас от потери родных очагов, скитания на чужбине усугублялись и вопиющими, бесчеловечными, массовыми убийствами курдов армянскими головорезами, при полном попустительстве русских. Многих косил голод, холод, болезни. Особенно много жертв было среди тех, кто направлялся в Анатолию. Отступая, османские войска шли в том же направлении, что и курдские беженцы. В их задачу входила обязанность защищать курдов, но чаще всего они сами нуждались в помощи. Поэтому они не оказывали курдам никакой реальной помощи, не защищали их от русских и армян. Создавалось ощущение, что они не являются жителями этой страны.
Хасан Хшйар продолжает: "Этих обездоленных, несчастных людей гоняли впереди себя как стадо овец в сторону Анатолии и Аданы. Предположительно 20 процентов из них погибли в пути, так и не добравшись до этих земель. Некоторые добросердечные турки забирали себе осиротевших курдских детей. Именно из числа таких детей были и знаменитые певицы Парихан Алтунджак и её сестра Нариман из Кела Хнуса города Шех Саид. Они были взяты в семью в Анатолии во время исхода курдов".
В 1917 году русские войска приблизились к Сирту и дошли до Кавре Кул. Однако долго не задержались там и вскоре ушли из Курдистана. Хотя русские при поддержке армян и одерживали победу за победой, они вынуждены были отступать. А причиной тому послужила большевистская революция под руководством Владимира Ленина и начавшаяся гражданская война в России.
В массовых убийствах курдов и изгнании их из родных краёв виновны как армяне и русские, так и турки. Это именно на их совести лежат и грабежи, и убийства, и разорение, и опустошение курдских деревень и городов. Русские и армяне, оккупировав курдские земли, причинили курдам и Курдистану, невосполнимый урон и ущерб.
В 1917 году русские войска покинули курдские земли и после этого здесь стали хозяйничать армяне. Но они не были в состоянии удержать власть. Кровь, застившая им глаза, не удерживала их от дальнейших нападений на курдов, убийств и грабежей. Тем временем османы вернулись в Эрзинджан, Ван и Эрзерум, где мощными силами ударили по армянским бандитским формированиям, полностью уничтожив их.
Если останавливаться на всех событиях, имевших место в Курдистане, а особенно на разорении и сокращении численности коренного населения курдских провинций, то это будет очень длинная и трагическая история.
Численность курдского населения сократилась: в Ванской провинции на 62 процента, в Битлисской на 42 процента, в Эрзерумской на 31 процент, в Карской провинции на 60 процентов, в Мушской на 55 процента, а в Сирте на 30 процента.
Хасан Хшйар продолжает: "Причинённый войной ущерб и сокращение численности курдского населения оставили глубокую рану в сердцах людей. Данная работа была написана спустя 45 лет после этих трагических событий, в 1960 году, и приведённая статистика была составлена со слов тех самых беженцев из упомянутых выше вилайетов. В общей сложности численность курдов сократилась более чем на 20 процентов от общего числа.
В результате мировой войны, эпидемий, различных болезней и восстаний прошлых лет численность курдов сократилась на более чем 2 000 000 человек. Это оставило глубочайшую и зияющую рану в сердце нашей Родины, в сердце Курдистана.
Перевёл с курдского Афан Авдали
На курдском языке см. Dilawerê Zengî. Dema shere cihane ye yekemin u mihaciri (meshexti).
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1235&Itemid=1
Теги: Длавере Занги, Афан Авдали