Давно не могу отделаться от почти не обсуждающегося вопроса, куда делись иракские беглецы, прежде составлявшие огромный бюрократический аппарат саддамовского режима, т.е. бывшие многочисленные гражданские и военные служащие, которые в количестве не менее 1,5-2,5 миллионов человек покинули Ирак после военной победы там в 2003 году международной коалиции. Это были очень не простые люди. Они обладали большими деньгами (= "золотом баасистской партии"), навыками военного и гражданского управления и обширными международными связями.
В истории и ранее бывали случаи, когда эмиграция играла большую роль в дальнейшем, и даже оказывалась способной к реставрации прежнего режима, или прежней династии. Например, была мощная французская эмиграция после Великой французской революции. Была "Белая эмиграция" после революции в России, которая долгое время сохраняла организационные структуры и пыталась продолжать борьбу с Советами. Но "Белая армия" понесла огромные потери в ходе продолжительной гражданской войны в России, а вот "саддамовский корпус" ушел из страны почти не тронутым. Соединенные Штаты, в значительной степени по соглашению с саддамовскими генералами, которые формально предали своего главкома, быстро оккупировали Ирак, тем самым практически сохранив в целостности "живую силу" режима. Но не все пошло, как планировали, или как договаривались. Иракская армия была распущена, власть, не смотря на оккупационный режим, оказалась в руках революционной и антисаддамовски настроенной массы, многие сунниты, опасавшиеся за свою жизнь и имущество, были вынуждены эмигрировать. Эти люди оказались в Сирии, Иордании, Йемене, других странах Ближнего Востока, о них не много писали, почти забыли, и могло сложиться представление, что они разбрелись по Ближнему Востоку. Но вряд ли они собирались скитаться по чужбине вечно. Если оставаться на почве политической реальности и реалий Ближнего Востока, где есть мощный палестинский феномен, то нельзя поверить, что они просто так "взяли и рассосались". По времени выброс этой массы мигрантов совпадает с началом процессов, которые привели к так называемой "арабской весне", поэтому необходимо понять, есть ли их участие в этом процессе. Почти не сомневаюсь, что оно есть, но тогда, в чем оно состоит. И, в конце концов, где эта масса иракских мигрантов?
Под этим углом и стоит посмотреть на джихадистов из организации "Исламское государство Сирии и Ирака" (ISIS). Какое-то время их путали с Аль-Каидой, наверное, потому что ночью все кошки серы. Но, если допустить, что "джихадисты" из этой организации – это бывшая гвардия Саддама, или точнее созданная ею, то многое станет понятнее: станут прозрачнее и сирийские проблемы, и международные аспекты событий в Сирии, в том числе, безусловно, странная, не объяснимая иначе поддержка американцами "вооруженных групп", действующих против Башара Асада. Да и похожих групп, которые часто общим мазком обозначаются как "террористические", в других странах Ближнего Востока. Информация по этому поводу контактов американцев и их бывших подопечных, а США долгое время оказывали военную помощь саддамовской армии, проходила. Например, лондонская "The Telegraph" сообщала "о контактах бывших силовиков из правящей при Саддаме Хусейне партии "Баас" и представителей американского военного руководства, связанных с генералом Петреусом, который тогда еще только возглавлял Центральное командование. Тогда было заявлено, что цель переговоров - "включение баасистов в формирования, занимающиеся уничтожением активистов "Аль-Каиды" в Йемене". Но и в тот период аналитики обоснованно предполагали, что стороны договаривались о планах использования этих сил в Ираке. Там в ответ на западную агрессию усилилась или даже можно сказать пустила корни Аль-Каида, получившая спонтанную поддержку в среде рядовых суннитов, крайне недовольных политическими переменами в Ираке, да и просто поведением американских военных (см. Абу Грейб и прочие мерзости оккупации). Не случайно, что через несколько лет, в момент, когда казалось, что США столкнулись с непреодолимыми трудностями в Ираке (Фаллуджа, Рамади и мощное суннитское сопротивление), генерал Петреус был переведен из Афганистана на иракское направление, где предложил "новую" стратегию борьбы с суннитскими джихадистским сопротивлением, оказавшимся завязанным на Аль-Каиду, – "арабское пробуждение".
Возвращаясь к нынешней Сирии, надо сказать о только что состоявшемся решении центрального руководства Аль-Каиды, оно было принято 2 февраля: Аль-Каида официально разрывает отношения с группировкой "Исламское государство Сирии и Ирака", которая, если учитывать ее вероятный баасистский бэкграунд, естественно, оказалась на ножах с другими джихадистскими группами, действующими в Сирии и Ираке. В результате, в самый важный момент, когда режим Асада висел на волоске, действия группировки "Исламское государство Сирии и Ирака" оказались тем искусственно созданным встречным пожаром, который используют те, кто борется с лесными пожарами. Он позволил сбить наступление "Фронта Нусра" и других джихадистских формирований, конечно, не для того, чтобы дать передышку силам Асада, а для того, чтобы не допустить победы Аль-Каиды. Группировка "Исламское государство Сирии и Ирака" столкнулась с действительно реальным крылом "Аль-Каиды" в Сирии "Фронтом Нусра", отказавшись уступить тому лидерство и покинуть Сирию (т.е. отправиться к себе, в Ирак?). В результате те силы, которые реально связаны с "Аль-Каидой" стали рассматривать эту группировку как столь же опасную, как и войска сирийского режима.
Все, кто пишут о "Исламском государстве Сирии и Ирака", подчеркивают, что эта организация никогда не зависела от "Аль-Каиды" в материальном и организационном отношении, не кооперируется с другими вооруженными группами, при этом она обладает серьезными военно-техническими и финансовыми ресурсами. Откуда она взялась? Ничто не появляется из ничего и никуда не девается. Безусловно, требуется время и наблюдение, чтобы понять, кто скрывается за ширмой "Исламского государства Сирии и Ирака". Но уже сейчас это – наиболее сильная вооруженная группировка в этом регионе. А тот факт, что она возникла самостоятельно (без помощи и руководства со стороны Аль-Каиды) и сейчас вполне самодостаточна во всех отношениях, приводит к выводу о ее серьезной укорененности в этом районе и об ее имеющих сравнительно законное основание претензиях на доминирование в этом районе, которое она не собирается уступать джихадистскому интернационалу Аль-Каиды.
Теги: Вадим Макаренко, Саддам Хусейн, Ирак, США, армия Ирака, Сирия, Йемен, Иордания, Аль-Каида, Исламское государство Ирака и Леванта, Башар Асад, Баас, сунниты, Эль-Фаллуджа, Рамади, Фронт ан-Нусра, джихадисты