Ирак и Сирия составляют наиболее важную по геополитической значимости территорию, где пересекаются интересы ведущих мировых и региональных держав. Цинизм и прагматизм во внешней политике государств достигли такого уровня безнравственности, что даже в рамках отдельных групп государств, временно или на постоянной основе состоящих в очень тесных политико-дипломатических, военно-технических и финансово-экономических отношениях, возникают прямые и косвенные конфликты интересов, суть которых превалирует над гуманитарными вопросами о мире и безопасности. Атмосфера лицемерия и откровенной лжи полностью поглотила "Женевскую" конференцию по Сирии, прикрыла гражданско-террористическую войну и глубокий политический кризис в Ираке. Цена непродуктивных и бесполезных "международных усилий" по нормализации ситуации в регионе – продолжающиеся массовые убийства и пытки, голод и болезни, внутренняя и внешняя миграция новых сотен тысяч людей в Сирии и Ираке.
Но, несмотря ни на что, в столь отчетливо проявляющихся хаотично-кровавых условиях политической и этно-конфессиональной бойни, сознательно обостряемой внешними и внутренними силами в Ираке и Сирии, единственным оазисом с относительно высоким уровнем безопасности, стабильности и благополучия является успешно развивающийся Курдский Автономный Регион (КАР) – один из главных государство-образующих субъектов псевдо федеративного Ирака. Именно поэтому в КАР действуют десятки дипломатических и торгово-экономических представительств иностранных государств, крупнейшие нефтегазовые компании из США, Европы, России, Китая, Турции и других стран, не говоря уже о сотнях крупных и средних по размерам капитала и инвестиций коммерческих и производственных фирм, участвующих в реализации многих проектов в самых разных отраслях экономики. Достоверные данные, подтверждающие очень успешные результаты деятельности исполнительной власти КАР, регулярно публикуются как в местных и региональных, так и мировых средствах массовой информации. Уже бывшая политическая оппозиция, совсем недавно сознательно отстаивавшая единство Ирака и в порыве конъюнктурной эйфории бесчестно критиковавшая законную власть региона, рассматривает КАР в качестве состоявшегося государства. Курдская политическая оппозиция, став участником коалиционного правительства КАР, "молча" признала неизбежность скорого выхода КАР (в историко-географических границах Южного Курдистана) из состава фактически несуществующей Иракской федерации.
Остающиеся до сих пор нерешенными проблемы, связанные с принципиальным вопросом о территориальном и гуманитарном воссоединении провинций Южного Курдистана в соответствии с действующей Конституцией страны, а также постоянные разногласия и споры касательно порядка осуществления бюджетного финансирования и условий регулирования отношений между КАР и федеративным правительством, провоцируемые Багдадом, конечно, резко сужают и ухудшают возможности регионального самоуправления. Неправомерное непризнание Багдадом легитимности производственных контрактов о разработке месторождений углеводородного сырья, заключаемых правительством КАР с иностранными компаниями на взаимовыгодных условиях СРП, наносит колоссальный ущерб экономике и качеству социального обеспечения населения региона. Более того, стратегически очень важный для экономики Ирака в целом всеобъемлющий договор о долгосрочных поставках энергоносителей, добываемых на месторождениях КАР, по новым транспортным трубопроводам до Средиземноморского порта Джейхан, заключенный с правительствам Турции, Багдад считает односторонним и юридически ничтожным. КАР оказался под угрозой значительного бюджетного недофинансирования, а Турция – отчуждения от возможности получать нефть из южных месторождений Ирака и участия в крупных энергетических проектах Багдада.
Ирак, управляемый хронически авторитарным Правительством, осознанно нарушающим основные положения и нормы Конституции псевдо федеративной страны, целеустремленно преобразуется в жестко централизованное и унитарно организованное государство. Багдад активно использует сложившуюся в стране ситуацию, связанную с обострением вооруженных конфликтов на почве усиления и углубления политического и конфессионального противостояния между элитами шиитского и суннитского сообществ арабского народа в Ираке, чтобы в любой момент можно было ввести военное положение и полностью ограничить действие Конституции. В преддверии очередных всеобщих парламентских выборов, которые могут и не состояться, Премьер-министр приступил к тактике изменения административного деления страны с помощью фрагментации провинциальных территорий, прежде всего так называемых "спорных" (курдских), для увеличения числа "самостоятельных" субъектов. Ирак действует в этом деле синхронно с братской Сирией. Багдад использует методологию "автономизации" отдельных районов и городов по примеру самоуправляемых "демократических кантонов", недавно объявленных на территориях Западного Курдистана в Сирии, для предотвращения в будущем образования единого и полноценного Южного Курдистана в Ираке.
Таким образом, якобы по широкой инициативе "народных масс", имитируется процесс "демократических реформ" и "федерализации" как в Ираке, так и в Сирии с целью вымывания политико-правовых основ для создания целостных и полноценных субъектов в виде национально-территориальных автономий с курдской суверенной идентичностью. Курдскому народу навязывают и обещают старую сказку о братстве, равенстве и благополучии в государствах "единого исламского мира", но уже в новой "демократической упаковке". Сирийский филиал турецкой Рабочей Партии Курдистана (РПК/PKK) Партия Демократического Союза (ПДС/PYD), действующая в Западном Курдистане, инициировала и возглавила "демократическое движение" за всеобъемлющую "автономизацию" Сирии путем фрагментации страны на самостоятельные административные единицы в форме разнообразных самоуправляемых "кантонов" без национально-территориальной идентичность. Объединение "кантонов" в более крупные административные образования в рамках единой страны в будущем возможно, но на основе "демократического волеизъявления" граждан и только по результатам местных референдумов.
Возможно, только лишь очень "сознательному курду" дано понять всю "глубину и чистоту" демократической сути "революционно-реформаторских" преобразований, но истина, как известно, дороже всего и содержится она в трагической судьбе курдского народа, не растерявшего на протяжении тысячелетий и последних кровавых веков угнетений чувство патриотизма, стремление к свободе, возрождению единства нации, воссозданию родины.
Почему, зачем, ради чего и кого курдский народ должен отказываться от патриотизма, нации и родины?
Попробуем найти ответ на этот вопрос в следующем суждении: "Если они считают себя курдскими патриотами, то они должны видеть, что впервые в истории Западного Курдистана у местных курдов появилась возможность демократическим путем защищать национальные ценности. Я считаю, что наши критики сами не знают, чего они хотят. Зато мы знаем, чего мы хотим" - Асия Абдулла, сопредседатель PYD (отрывок из интервью "Голосу России"). Под "ценностями", надо полагать, подразумеваются этно-культурные права, в частности, среднее и высшее образование и, возможно, административное делопроизводство на курдском языке в кантонах. Они, скорее всего, знают, чего хотят, но курдскому народу об этом ничего не ведомо. Особенно сотням тысячам курдов, оказавшихся беженцами, в том числе 250000 из них, находящихся в обустроенных лагерях на территории КАР в Южном Курдистане.
Когда же эти универсальные "кантоны" станут привлекательными для курдских беженцев из КАР, Турции, Иордании и Европы, которые, напомним, не принимали участия в их создании? Точного числа курдских беженцев нет, но вполне допустимо предположить, что это слишком большая часть курдского населения Сирии. Поэтому о проведенных по инициативе и под надзором PYD "демократических" выборах властей: президентов, парламентов и правительств кантонов на территориях Западного Курдистана лучше временно помолчать. Почему беженцев никто не зовет назад в родные "кантоны"?
Они (курдские революционеры) в Турции и Сирии, возможно, "хотели как лучше, а получилось как всегда". И курдский национальный конгресс не состоялся, как известно, по причине их чрезмерных личных и партийных амбиций уже на этапе подготовительной работы оргкомитета. И по их вине до сих пор не создан общенациональный высший орган курдского освободительного фронта мирной борьбы, который бы мог успешно начать прямые переговоры с Турецкими властями в рамках мирного процесса по решению курдского вопроса, а также участвовать самостоятельно от имени курдского народа на "Женевской" конференции по Сирии, приступить к урегулированию курдского вопроса в Иране, укрепить позиции КАР на международном уровне с целью обеспечения признания государственной независимости Южного Курдистана.
Сегодня в Багдаде должны были состояться, как заявлялось, решающие переговоры между федеральным Премьер-министром и главой кабинета министров КАР относительно урегулирования разногласий по вопросам об экспорте нефти в Турцию и бюджетном финансировании. Несомненно, никакого взаимоприемлемого решения по этим экономическим проблемам не будет достигнуто, потому что все упирается в бескомпромиссный политический конфликт между КАР, действующим в рамках федеральных отношений и в интересах государства, и властями Ирака, отрицающими демократический принцип равного партнерства сторон и нарушающими все другие положения Конституции страны.
Надо провозгласить независимость и начать борьбу за признание государственного суверенитета всего Южного Курдистана имеющимися политико-дипломатическими и военно-политическими средствами. Курдский народ полностью поддержит руководство КАР, готовое взять на себя ответственность за принятие именно такого судьбоносного решения. Есть только один альтернативный вариант – подчиниться Багдаду. Но этот вариант никогда и ни при каких обстоятельствах не будет выбран курдским народом, особенно молодым поколением.
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Сирия, Курдистан, Иракский Курдистан, Турция, нефть, Турецкий Курдистан, Сирийский Курдистан, РПК, PYD, Асия Абдулла, Женева-2