С места в карьер хочу прокомментировать демарш заместителя министра финансов Ирака Фазиля Наби, намедни подавшего в отставку и вернувшегося в Эрбиль. Господин Наби курд, а потому его реакция вполне укладывается в патриотическое русло. Между тем только ленивый не был в курсе того, что затянувшийся роман Эрбиля с Багдадом никогда не был отмечен безмятежностью счастья. Тандем никогда не внушал доверия. Конструкция не просто хрупкая, но в каком-то смысле даже неприличная, чтобы там не говорили все те, кто лучше меня, возможно, разбирается в ситуации. Этот роман развивался на глазах всего мира. И все видят, какие неимоверные усилия предпринимал и продолжает предпринимать Курдистан, пытаясь сохранить этот унизительный союз. Коль скоро тебя унижают, твоя реакция должна быть адекватной. Очень важно сохранить гордость и честь. Растеряв их, вряд ли соберёшь даже косточки. И это совсем даже не условности. Когда отношения превращаются в канитель и пустопорожние обещания – один всегда в выигрыше, другой всегда в проигрыше. Такова логика.
Я пытаюсь выразить своё отношение ко всему тому, что происходит в Курдистане. И я абсолютно уверенна, если курды не переломят ситуацию, если они проиграют – это будет очень трудно пережить. Это будет преследовать нас всю жизнь. А все наши мысли, чувства, надежды, вся наша память начнут сжиматься как шагреневая кожа, усохнут от времени.
Вот что говорит господин Наби в интервью "RUDAW”: "Малики и Шахристани не готовы отправить долю бюджета Курдистана. Малики приказал сократить бюджет таким образом, чтобы народ Курдистана восстал против Регионального правительства Курдистана".
И дальше: "Багдад никогда не был так жесток к курдам", сказал Наби. "В прошлом Багдад прибегал к угрозам, но это никогда не было как сейчас".
"Я очень серьёзен. Если вопросы не будут решены к концу этой недели, я не вернусь в Багдад, даже если Малики не примет мою отставку", пообещал Наби.
Оказывается, это не первый раз, когда Наби грозился уйти в отставку. Читаем в интервью: "Пять месяцев назад я был расстроен некоторыми вопросами и пригрозил уйти в отставку. Малики сказал мне, что он сделает для меня всё, если я не уйду в отставку".
Какое-то индийское кино, ей-богу! Интересно, что пообещал ему Малики? Потому что, это "всё" звучит весьма интригующе. Получается, что Малики, как обычно, не сдержал слова. И Наби обиделся, что ли? Ну, он-то может попить холодной водицы, а вот Малики предельно серьёзен. Он играет свою игру. Всё это можно было бы не принимать во внимание, если бы речь шла только о Малики и о Наби. Но речь об оборзевшем вконец иракском премьере и о народе Курдистана. И оборзеть ему позволили Вашингтон, округ Колумбия, и несколько просевшие курды.
А почему они просели? Разбившись, разделившись, растрескавшись на партии они, вероятнее всего, теряют не только инстинкт самосохранения, но и такое пока эфемерное чувство единения нации. Но им-то кажется, скажу я вам, что они могут потерять нечто более существенное и вожделенное. Жизнь, судьба, сама история народа, тот самый чистый глоток свежего кислорода и радость в сознании от завоёванных побед, очередной раз предоставили нам шанс – вот она "птица счастья завтрашнего дня".
Но, получается, что "мы наш, мы курдский Дом построим" - это всего лишь рефрен в наших душах?
А между тем, СМИ сообщали об атаках иракских военных вертолётов на позиции пешмерга. Это пока цветочки, ягодки ещё впереди.
Что касается Вашингтона, он уже давно перестал косить под курдского друга и покровителя. Вся эта история, да, давняя, но от того не менее грустная, с включением ДПК и ПСК – двух ведущих курдских партий в террористический список - это удар под дых не курдам. Американцы сами себя высекли, как та унтер-офицерская вдова. Какое может быть доверие к стране, которая настолько некомпетентна и лицемерна?
А ещё насторожило сообщение о том, что печально известный экстремист мулла Крекар просит репатриировать его в Курдистан, где у него есть покровители и последователи.
Хочу сказать, что прекрасная Норвегия для меня загадка. Сей Крекар создаёт на территории европейской страны радикальную исламистскую группировку "Ансар аль-Ислам", которая причислена к террористической. На совести этой группировки кровь, угрозы и подрывные действия.
На запрос КРГ в 2005 году выдать Крекара сердобольная Норвегия ответила отказом, мотивируя тем, что его могут казнить. Какая-то вывернутая логика.
Но в отличие от Норвегии, Америку не гложут никакие сомнения. Что ж, вполне предсказуемая история, хотя и иезуитская, в некотором роде. Записали на всякий случай в террористы - и точка, и баста!
Ещё одно событие, которое было широко освещено курдскими СМИ – визит министра иностранных дел Армении в Ирак. Армения заявила о готовности отменить визы для иракцев и о желании открыть консульство в Эрбиле. Здравое решение.
Я смотрела репортаж об этом событии и по армянскому телевидению в том числе. Слово "Курдистан" не было произнесено ни разу. Армения налаживает отношения с Ираком и поэтому, какой такой Курдистан? Не знают, не слышали и не видели. Никогда! Все вопросы обсуждались и утресались с Малики. Любопытно всё это.
Хочу напомнить господину армянскому министру /пардон, я не дипломат, и всякими там протоколами не заморачиваюсь, к тому же независима в своих суждениях/, что Эрбиль – столица Курдистана. Это там, где армян, битых арабами, пригрели и обустроили по высшему разряду. И знаете почему? Мы такой народ, гостеприимный, щедрый и открытый. Да, собственно, все прекрасно осведомлены о житье-бытье армян в Курдистане. Это, так сказать – информация к размышлению.
А ещё я хочу вспомнить и напомнить слова президента Барзани о том, что народ наш "имеет дух терпимости и прощения, и он никогда не прибегал к мести, даже в отношении своих врагов".
И вот ещё: "Я горжусь быть членом нации, которая имеет культуру прощения, и никогда не прибегала к экстремизму и мести". Не убавить и не прибавить!
Уж не помню на каком портале попалась мне заметка о том, что армяне, проживающие в Турции и не только там, требуют извинений от Бесе Хозат, сопредседателя КСК, за антиармянское заявление.
А Бесе Хозат всего лишь заявила, что "националистически настроенные армяне являются параллельным государством".
Что в этом заявлении антиармянского? Сказать правду – это значит сказать правду. Всего лишь. Она и не думала оскорбить чьи-то нежные чувства. Спросите любого армянина, и он с готовностью это подтвердит. Может это и секрет, но разве что для марсиан. Или может не пришёл ещё тот час, когда сами армяне заявят об этом громко и зычно? Ну, да – это точно. Не пришёл!
Хочу сказать, обращаясь к армянам: - Такие женщины, как Бесе Хозат, никогда и ни перед кем не извиняются. Это перед ними извиняются. Уж она-то точно отвечает за свои слова и знает, откуда ветер дует.
Ещё одна персона, которую не могу не отметить. Ничего личного, право слова. Одно только сплошное недоумение.
Это мечта всех волооких красавиц, жгучий красавец Рамазан Османов. Он трудится на портале PUKmedia. Наверняка, милейший и добрейший человек. Вот только некоторые материалы, размещаемые им на сайте, вызывают недоумение у многих. Какими соображениями он руководствуется, боюсь, не ведомо никому.
Милый Рамазан, не всякий материал, в котором есть слово "курд" заслуживает быть представленным на курдском сайте, даже из дидактических соображений, из самых высоких побуждений. Не делайте этого, плиз!
И самое главное.
Я, как и все, мечтаю о том дне, когда курды Рожава вернутся домой, когда детишки не будут играть в пыли палаточного лагеря для беженцев, пусть даже неплохо обустроенного, не будут болеть и плакать, не будут страдать их родители, не будут умирать вдали от родного дома старики.
А политическим кредо каждой курдской партии станет жизнь, свобода, счастье, развитие, судьба и будущее Курдистана – Юга и Севера, Запада и Востока.
Теги: Аза Авдали, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, ДПК, ПСК, США, Мулла Крекар, Норвегия, Ансар аль-Ислам, Масуд Барзани, Бесе Хозат, КСК, Рожава, Фазиль Наби