Каким "убедительным" образом можно преодолеть безразличие мирового сообщества к судьбе курдского народа, лишенного всех прав и свобод? Курдская нация была заживо распята на собственной земле, разрезанной границами Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Курдский народ во всех частях разделенного Курдистана на протяжении последнего столетнего периода неоднократно подвергался геноциду и массовым репрессиям. Курды, став самой большой жертвой геополитических баталий конца XIX и начала XX веков, остаются под угнетающей властью национал-радикальных сил и диктаторских режимов. Огромный по численности курдский этнос, насчитывающий более 40 миллионов человек, с истинно великой древней историей, культурой и богатейшей родиной не имеет не только ни одного государства, но и лишен права на возрождение и развитие национально-суверенной идентичности. Все известные факты массовых преступлений против курдского народа, совершенных во время сражений в рамках Первой мировой войны, а также в период последнего десятилетия правления режима баасистов в Ираке, официально не признаны и не осуждены международным сообществом. До начала текущей гражданской войны в Сирии мир не хотел слышать о фактах насилия и социальной дискриминации в отношении курдского населения этой страны. "Цивилизованные" страны не замечают приговоры о смертной казни курдских патриотов, почти ежедневно приводимые в исполнение в Иране. Мир делает вид, что у курдского народа в Ираке все в "полном порядке", не обращая внимание на трагическое положение сотен тысяч курдских семей, не по своей воле оставшихся за пределами Курдского автономного региона.
Курдские политики и чиновники в "федеративном" Ираке, очень надеюсь, достаточно внимательно следят за событиями на Украине, особенно на Крымском полуострове, чтобы понять глубинную суть исторической логики и геополитических перемен, происходящих внутри и вокруг этой уже лишь формально независимой страны. Мирная, но целенаправленная борьба гражданского населения Крыма против дикого произвола так называемой Киевской "революционной" власти – это убедительный пример торжества неотъемлемого права народа на самоопределение в условиях диктатуры силы, безнравственности и беззакония. Однозначно поддержав волеизъявление абсолютного большинства граждан и решение законных властей Крыма, Российская Федерация уверенно продемонстрировала и официально подтвердила принципиальную приверженность нашего государства действующим нормам международного права, предусматривающих правомерность и справедливость обоснованного самоопределения народов.
Да, у курдского народа пока нет за спиной надежной защиты и опоры, однако ситуация, конечно, может резко измениться в случае, если законные власти Курдского автономного региона в Ираке провозгласят независимость Южного Курдистана, срочно подкрепят такое решение волеизъявлением большинства народа и начнут процедуру международного признания государственного суверенитета. Вполне допустимо было бы предположить, что Турция, установившая очень тесные политико-дипломатические и торгово-экономические отношения с КАР Ирака, проявит готовность открыто и в рамках международного права поддержать стремление народа Южного Курдистана к независимости в случае, если события в регионе и стране будут разворачиваться примерно по сценарию, аналогичному Украинско-Крымскому варианту.
Анкара, полагаю, очень заинтересована в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с полностью самостоятельным, территориально целостным и очень богатым природными ресурсами Южным Курдистаном. Дружеские и союзнические отношения с независимым Южным Курдистаном могут, с одной стороны, обеспечить надежную стабильность, единство и целостность самой Турции и, с другой стороны, стать гарантией соблюдения национальных прав 22 миллионов курдов, естественно, зафиксированных в Конституционном Соглашении о создании автономного региона Северный Курдистан в этой единой стране. Более того, стратегический договор между Анкарой и Эрбилем, несомненно, поспособствует решению проблемы Западного Курдистана путем создания национально-территориальной автономии данного региона в составе либо Сирии, либо Южного Курдистана, либо Турции в зависимости от ситуации, условий и обстановки вокруг Сирийского кризиса.
За последние несколько лет с 2008 года и по сегодняшний день в турецко-курдских отношениях в целом произошли грандиозные позитивные перемены, прежде всего неожиданно возникшие и бурно развивающиеся устойчивые связи между Турцией и КАР. Это, конечно, привело к началу некоторых позитивных изменений и во внутренней общественно-политической ситуации вокруг курдского вопроса. Хотя, надо отметить, что слишком неформально и медленно проводимый мирный процесс по поиску решений для урегулирования этой главнейшей внутриполитической проблемы страны, связанной с признанием неотъемлемых национальных прав курдского народа, пока не нашел отражения в контексте будущего государственного устройства Турции и не идет в русле официальной политико-правовой процедуры демократического реформирования конституционных основ этого государства.
Тем не менее, именно правящая в Турции "партия справедливости и развития" (ПСР), несмотря на жесткое политическое сопротивление со стороны оппозиционных турецких сил, пытается убедить народ в том, что достижение приемлемого компромисса по внутреннему курдскому вопросу является крайне важной стратегической задачей государства. Из числа всех ведущих турецких партийных организаций главной и единственной стороной, с которой так или иначе могут вести предметные переговоры курдские политические силы, остается только ПСР. Другие турецкие партии, не скрывающие националистическую сущность, идеологический радикализм и анти-курдскую позицию, открыто настаивают на безусловном сохранении фундаментального принципа государственности – целостность и единство на основе обязательного признания турецкой национальной идентичности гражданского общества и страны.
Понятно, что мирный процесс по поиску решения курдского вопроса в Турции зависит от разных факторов, в том числе внутренней обстановки, региональной и геополитической ситуации, но все же о результативности этой "инициативы" можно будет объективно говорить лишь тогда, когда переговоры приобретут официальный двусторонний статус и будут проходить с участием представительной делегации курдского народа, полномочия которой признавались бы государством.
Надежды и чаяния курдского народа связаны со столицей Южного Курдистана. Только законная и признанная на региональном и/или международном уровне власть может действовать от имени народа. Именно власть, а не партии, высшие должностные лица, а не партийные лидеры, как показывает мировая практика, могут представлять права и интересы народа. Пора всем курдским партийно-политическим деятелям понять и признать этот бесспорный факт и аргумент.
Курды, вероятно, непревзойденные чемпионы мира по количеству партий и соответственно по числу действующих партийных боссов. Причем каждая партия и каждый босс хотят быть среди лидеров, обладать или пользоваться эксклюзивными правами. Иногда кажется, что членов курдских партий больше, чем численность курдского народа. Каждая партия, вышедшая в лидирующую группу, начинает думать, что весь курдский народ должен стремиться стать членом этой организации. Надо резко снижать непомерно высокий уровень политической "спортивности", потому что это не имеет ничего общего с плюрализмом мнений и взглядов, демократией и свободой самовыражения, а к национально-освободительной борьбе за права курдского народа – тем более, никакого отношения.
В КАР (Южном Курдистане) слишком затянули с формированием и утверждением состава Кабинета министров. Разногласия относительно распределения постов и портфелей между партиями, входящими в широкую коалицию, не устранены. Интересно, в процессе согласования персонального состава Правительства обсуждаются ли сведения о профессиональной подготовке и практических навыках кандидатов или учитываются лишь рекомендации и характеристики, раскрывающие организаторские способности членов партий?
На должности министров обороны и внутренних дел, помимо ДПК, претендуют ПСК и ГОРРАН. ПСК требует, например, должность министра обороны в связи с тем странным обстоятельством, что эта партия, оказывается, распоряжается на правах "собственника" частью вооруженных сил КАР, имея в виду не только военную технику, но и военнослужащих. То есть, у народа и главнокомандующего КАР есть армия, которая частично в "железном и людском" выражении принадлежит и подчиняется только высшему руководству партии ПСК. Вопрос же о том, кто именно, зачем и почему с точки зрения профессионального соответствия должны и могут занять эти должности, остается открытым для общественности.
Такие вот дела творятся в широкой политической коалиции. Демократия буквально цветет, покрывая "водорослями" либерализма экономику и социальную сферу в КАР. Президенту необходимо напомнить всем партиям и организациям, что главная и самая срочная задача сегодня – это независимость, потому что без государственного суверенитета Южного Курдистана не будет никаких гарантий безопасности, стабильности и самостоятельности, а значит у народа не будет будущего. Партии, которые не согласны с такой позицией Президента, не могут входить в коалиционное Правительство. Бывшие избиратели этих партий поймут и поддержат своего Президента.
Декларация-Референдум-Процедура признания независимости и суверенитета Южного Курдистана на региональном и международном уровнях – целевая задача народа, Парламента и Президента страны.
Следует ожидать, что Российская Федерация не только поддержит волеизъявление курдского народа, но и без особых колебаний признает государственную независимость Южного Курдистана. Полагаю, Россия начнет консультации по курдскому вопросу с Турцией.
Теги: Турция, Мураз Аджоев, Иран, Ирак, Сирия, курды, Баас, Украина, Крым, Россия, Иракский Курдистан, Сирийский Курдистан, AKP, ДПК, ПСК, Горран