Ситуация в Ираке затягивается в тугой узел. Тупик в переговорах между Эрбилем и Багдадом и по нефти, и по бюджету. Тупик в самом Иракском Курдистане, где с 21 сентября не могут согласовать состав правительства, но главное – разделить полномочия между ведущими партиями. Впереди выборы в парламент Ирака и последующие, скорее всего, также проблемы с назначением (согласованием) президента и формированием коалиции под назначение премьер-министра. Осталось чуть больше месяца до иракских выборов, но ни у кого нет уверенности, что они точно состоятся, поскольку узел противоречий между шиитами и суннитами еще много туже, чем гордиевы узлы Курдистана. И это только внутренние проблемы, то, что осложняет ситуацию, не выходя за пределы Ирака, который граничит с воюющей Сирией и крайне неспокойной Турцией.
Премьер-министр Нури эль-Малики мог бы облегчить проблемы страны, пустив автономный Курдистан в самостоятельное плавание. Ирак стал бы более устойчивым, стал бы арабо-курдским "катамараном". Багдад ничего не теряет от курдской экономической самостоятельности, правда, курды приобретают много, поскольку могут строить свою экономику практически независимо. Если Нури эль-Малики перестанет мешать курдам самим экспортировать нефть, то ничего ужасного не случится. Мир не перевернется, просто снимется лишнее, ненужное напряжение. Более того, выручка за проданную нефть по-прежнему будет идти через Багдад, но, конечно, центральное правительство потеряет мощный рычаг авторитарного влияния на севере страны, а под крышей Ирака сформируется субъект федерации, который будет знать себе цену, и с которым надо будет вести договорные отношения, как в нормальной федерации.
Да, самодостаточный Курдистан в любой момент сможет отделиться от Багдада, но и сейчас Эрбиль с тем же успехом может сделать это, но не делает, поскольку этот шаг все еще способен подорвать его безопасность, вызвав агрессию со стороны непосредственных соседей. Независимость Южного Курдистана в руках его соседей – Ирана и Турции, а не Багдада. И здесь не все решает даже Вашингтон, который, если пойдет тектонический сдвиг, а появление независимого Курдистана – это больше чем землетрясение для этого региона, не поможет: все будут решать или в Тегеране, или в Анкаре, а еще хуже, что и там, и там, а оккупационные силы придут с обеих сторон. Пока Ирак - лучшая (конечно, из возможных) ниша для Южного Курдистана, а сам Курдистан – это субъект, кровно заинтересованный в федерации, но именно в федерации и никак не меньше: унитарный Ирак для курдов – хуже неизвестности и непредсказуемости их судьбы в случае разрыва с Ираком. А для самого же Ирака уход курдов – это катастрофа, которая приведет к моментальному распаду страны, тем более что суннитское баасистское ядро уже вновь обрело силу под ширмой Исламского государства Ирака и Сирии (Ливана) и находится практически в преддверьях Багдада.
В этом случае линия Малики не просто рискована, а она лишена смысла, ошибочна. Не стоит обострять отношения, блокируя Курдистан, который делает ставку не на силовой слом иракской государственности, как бывшие баасисты, а на собственное автономное экономическое развитие и вполне допустимое административно-политическое обособление внутри федеративного Ирака. Если Малики будет двигаться в том же направлении, что и ранее, то взрыв не минуем, а международная интерпретация этого взрыва, если он произойдет, почти наверняка будет в пользу курдов. Если же дать свободу развитию экономических отношений Эрбиля с остальным миром, то натяжение ослабнет, курдская модель будет не вызовом, а примером остальному Ираку, а сам Ирак еще долго будет удобной формой политического и экономического симбиоза его народов.
Другое дело, что сейчас Малики интересует его собственная судьба, и все его требования, его давление связаны исключительно с желанием заставить курдов вновь пойти на компромисс с ним в ходе предстоящей избирательной кампании и главное при формировании руководящих органов страны, видимо, опять под обещания выполнить "прошлые обещания". Премьер-министр Малики озабочен тем, как протиснуться на следующий срок, а расклад сил таков, что без курдов ничего не решить, поэтому он и мытарит Южный Курдистан, надеясь, что еще раз за курдской спиной проскочить на новый срок. Но пропустить еще раз Малики к власти, значит ввергнуть Ирак в гражданскую войну, потому что он решит, что на этот раз уж он точно сможет всех пересилить.
Сегодня, как никогда, все решает выдержка, политический опыт, сплоченность внутри Курдистана, он должен быть единым, хотя пусть тоже не унитарным, но целостным, общим курдским выбором, даже несмотря на разногласия, которые неизбежно будут нарастать из-за громадных ставок, которые на кону и в Курдистане, и в Ираке. К счастью, Южный Курдистан обладает громадным преимуществом, он обладает мощными партиями, опытными политиками, которые не просто избраны или назначены, но которые обладают необходимой для данного момента харизмой. Все в их руках, а буря впереди будет только сильнее.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Сирия, Турция, Нури аль-Малики, Иран, Исламское государство Ирака и Леванта