Эрбиль вынужден пойти на временный компромисс: объявлено, что с 1 апреля 100 тысяча баррелей нефти ежедневно будет подаваться в "правительственный" экспортный нефтепровод. Это можно воспринять как некоторую дань нефтью. Это – односторонняя уступка, но это - не капитуляция курдов, которые не отступают от своего конституционного права вести добычу нефти, без чего Южный Курдистан до сих пор прозябал бы в нищете, а их временная уступка.
Введенные правительством Малики жесткие санкции против Эрбиля - задержка в перечислении его доли федерального бюджета - выявили его слишком большую зависимость от Багдада для региона, который хотел бы проводить независимую политику, поскольку отчисления от доходов Ирака составляют значительную часть бюджета Курдистана. Ситуация в регионе достаточно обострилась из-за того, что более двух месяцев многие люди не получают зарплаты и пособия (трансферты). Кроме того, здесь непропорционально велика доля "бюджетников", тех, кто так или иначе работает на правительство Курдистана, а также тех, кто живет на его трансферты, что вполне понятно, поскольку именно через региональное правительство шли средства в регион, да и без активной позиции правительства, которое было вынуждено брать на себя заботы о развитии региона, ничего бы само собой не возникло. Но сейчас перечисления из федерального бюджета – это своеобразные вожжи, которыми Малики собирается обуздать курдов, вкусивших относительно спокойной и сытой жизни, в расчете на то, что это сможет заставить их отказаться от продаж своей нефти за рубеж.
Курды находятся в трудном положении, особенно если учесть, что в регионе не завершено формирование нового коалиционного правительства по итогам сентябрьских выборов. Безусловно, курды не могут принять такого давления. И стороны уже начали обмениваться взаимными угрозами (курды пообещали блокировать подачу пресной воды, без которой реки Ирака высохнут), но эти угрозы могут лишь усугубить ситуацию в стране, где уже никого ничем удивить нельзя, а переход к силовым действиям стал слишком привычным. В этой ситуации курдам, не отказавшимся от принципиального следования своей линии, потребовался маневр, который они, видимо, решили совершить в преддверии парламентских выборов в стране, запланированных на конец апреля.
Курдская уступка – это шаг, чтобы выиграть время и сберечь силы. Ситуация, которая сложится в стране в результате выборов в парламент Ирака, реально не предсказуема. Возможно, что на этот раз Малики не удастся заручиться поддержкой шиитского альянса и станет вопрос о новой кандидатуре на пост премьер-министра, но в любом случае без компромисса с курдами Малики, который на ножах с арабами-суннитами, не сможет пройти процедуру нового назначения в парламенте.
Ясно, что и для самого Багдада, который вынудил региональное правительство пойти на уступки, этот курдский шаг – это скорее троянский конь, чем реальная победа, потому что этот шаг не ограничивает возможности курдов вести нефтедобычу на своей территории, чего от них добивается Багдад, которому не дает покоя курдская самостоятельность. Он не гарантирует ему поддержки со стороны курдов на выборах, наоборот, усилившееся давление заставит Эрбиль быть более расчетливым в каждом последующем шаге. Борьба продолжится снова, точнее и сейчас противостояние между регионом и правительством, которое открыто пренебрегает федерацией, не прерывается, стороны лишь ослабляют хватку на краткий момент выборов, после которого схватка начнется с новой силой.
Все силы Малики направлены на то, чтобы добиться перевыборов, получить мандат на третий срок, когда он рассчитывает решить свои задачи. Курды не могут позволить Малики остаться в премьерском кресле без должным образом оформленного признания их основных прав: права на самостоятельное развитие нефтедобывающей промышленности региона и без реальных шагов к возвращению отторгнутых от региона территорий.
Действия Малики, блокирующего Курдский автономный регион на том основании, что только Багдад имеет право на экспорт нефти, незаконны. Проблема в том, что убедить его в том, что он не прав, не может даже Вашингтон, который пытается выступать то в роли рефери, то в роли посредника между регионом и федеральным правительством.
Ситуация в Южном Курдистане очень тревожна и иногда кажется безнадежной для мирного урегулирования из-за абсолютного и иррационального упрямства их противников. Единственное, что сдерживает курдов от более решительных шагов, в том числе и к полной независимости от Багдада, - отсутствие у них надежного военно-политического союзника из числа государств-соседей. Но ситуация может круто измениться, если взять во внимание то, что соседняя Турция находится на грани каких-то непредсказуемых перемен. Местные выборы, которые пройдут в Турции 30 марта, скажутся и на Ираке. В любом случае, выиграет или проиграет выборы АК партия, сам Эрдоган после них в любом случае начнет новое наступление, конечный результат которого, боюсь, он может не предвидеть и сам.
Но оговорюсь, что все же вряд ли возможен столь радикальный разворот событий, как в случае России и Крыма. Тем не менее неурегулированность отношений между Эрбилем и Багдадом может спровоцировать такое развитие событий, которого сегодня никто не может предсказать. Тем более, что Турция хорошо помнит про Мосульский вилайет, по ее мнению, вероломно отторгнутый у нее при распаде Османской империи. В любом случае Турция демонстрирует поддержку курдской автономии, свое желание развивать с ней отношения. Многое на этом направлении уже сделано. Турция вопреки опасениям, которые были когда-то, не закрыла Курдистану выход на мировые рынки, это – курдское окно в мир.
Более тесному курдско-турецкому сближению мешает в первую очередь международный климат и национальные интересы других стран региона. Любые действия такого масштаба должны получить одобрение Ирана, арабских стран Персидского залива, Сирии, и, безусловно, США. Последнее особенно важно. Но на это практически невозможно рассчитывать, если их инициатором не выступают сами США, а, как оказалось, даже США были не вполне свободны в распоряжении этим регионом в период оккупации Ирака. А сейчас у США принципиально другой взгляд на Ирак и на его место в силовой структуре Ближнего Востока. Ирак выполняет роль буфера, который удерживает страны региона от прямого контакта. Но в этой все же непредсказуемой ситуации Вашингтону было бы крайне необходимо снизить противостояние по линии Эрбиль – Багдад, чтобы сохранить Ирак без чрезмерных военно-политических усилий, потому что, если ситуация выйдет из-под контроля, то достаточных средств военного вмешательства у США в этот регион нет. Это, кстати, подтвердили и грузинский, и крымский опыт, а косвенно и отказ США от силового решения иранской ядерной проблемы, на который Вашингтон, казалось, был настроен в начале 2000-х годов.
Тем не менее, в этих военно-политических условиях Южному Курдистану ничего не остается, как настраиваться на длительный процесс максимального обособления внутри Ирака, рассчитывая, что ему удастся или способствовать превращению этой страны в реальную федерацию, или что он дождется ситуации "естественного" распада Ирака, которая в любом случае наступит, если Ирак не станет федерацией, или если арабы-сунниты, среди которых доминирует националистические, а то и пробаасистские настроения, будут близки к военному реваншу в Ираке, что вряд ли будет принято международным сообществом, что и создаст безусловные основания для обретения полной независимости Курдистаном.
В этом регионе вряд ли произойдет что-либо похожее на крымский прецедент, больше стоит опасаться, чтобы не повторился кувейтский сценарий, поскольку ни одна страна не обладает мощью России, чтобы действовать, даже имея все основания, вопреки интересам США, и ни одна страна в этом регионе не имеет таких исторических и правовых оснований для того, чтобы действовать, какие были у России в крымском случае.
Парадоксально, но получается, что у курдов действительно в борьбе за свою независимость нет других союзников, кроме гор, и полагаться они могут только на себя, как у России в случае Крыма не оказалось других союзников, кроме ее собственной армии и флота, и, конечно, народов России и Крыма, ядром которых являются русские люди. Последнее особенно обидно, учитывая, что Россия предоставила независимость 14 государствам бывшего СССР, не чинила препятствий в обретений полной самостоятельности бывшими странами Варшавского договора, по сути, обеспечила воссоединение немецкого народа, конструктивно участвовала во всех событиях мировой политики, в том числе оказывала, несмотря на собственные экономические проблемы, значительную помощь развивающимся странам.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, нефть, Нури аль-Малики, США, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, выборы, Баас, Россия, Украина, Крым, СССР