Мирный политический процесс обсуждения и согласования плана правовых реформ, предназначенных для осуществления неотъемлемого права курдского народа на свободное волеизъявление по вопросу о выборе формы самоопределения в составе Турции, ни формально, ни фактически не вышел в сферу публично-законодательного оборота и все еще находится в некой конфиденциальной стадии предварительной проработки. Формализация и легализация отношений путем перевода процесса в ожидаемую фазу официальных двусторонних переговоров между полномочными сторонами, представляющими государство и курдский народ, затягивается. Трудно даже предположить, удастся ли сторонам договориться и об участии представителей Совбеза ООН в переговорах для наблюдения за порядком соблюдения государством соответствующих норм и принципов, установленных международным правом.
Неопределенность создает неблагоприятную атмосферу, усиливая недоверие курдских граждан "оптимистичным" заявлениям Премьер-министра о, возможно, действительно необратимой приверженности Правительства и ПСР идее реформирования системы государственного устройства Турции с исторически и политически востребованной целью совершенствования демократии, утверждения конституционных норм и принципов равноправия всех народов, образующих и обеспечивающих целостность и единство страны. Внутриполитические и социальные обстоятельства накладывают на государство обязанность полностью развеять все подозрения и публично ознакомить курдское гражданское сообщество с планом мер, вероятно, предварительно уже одобренных Правительством, для реализации этой важнейшей задачи внутреннего и регионального значения.
В Турции существует сложная предпосылка для начала политико-правовых реформ, но она может и должна быть использована в полной мере и до конца. Сложность заключается в том, что обеим сторонам конфликта необходимо совместно и честно приложить свои усилия к тому, чтобы единовременно сработали три фактора успеха мирного процесса:
а) Созидательная воля государственной власти;
б) Позитивное мнение общественности страны;
в) Полномочная правоспособность курдской делегации.
В этой связи следует понять, насколько политически обоснованно руководством РПК выдвигается требование об освобождении лидера и основателя этой революционной организации? Является ли требование политбюро РПК ультимативным условием выполнения неформальных договоренностей с властью?
Если стратегическая цель РПК полностью совпадает с главной целью освободительной борьбы курдского народа - самоопределение в Турции, то вопрос об освобождении легендарного основателя этой организации для того, чтобы именно он возглавил курдскую делегацию на переговорах с государством, следовало бы рассмотреть с точки зрения высокой вероятности срыва мирного процесса из-за такой жесткой позиции политбюро партии. Если даже вообразить, что власть вдруг проявит готовность и удовлетворит политическое требование РПК, можно совершенно не сомневаться в том, что большинство турецкого гражданского общества выскажется против. Мирный процесс будет поставлен под удар уже с момента появления информации о принятии государством подобного решения. Возникнет прямая угроза продвижению к главной цели курдского народа. Кроме того, рассуждая реально, а не виртуально, надо откровенно признать, что государство никогда не примет это условие РПК. Разве об этом не знают в политбюро партии, не догадываются уже очень давно и самостоятельно действующие высшие руководители организации?
Правящая в Турции политическая партия не нанесет ущерб своему имиджу и своим перспективам, не вступит в противоречие с мнением гражданского общества ради освобождения пожизненно заключенного лидера РПК и для обеспечения его участия в политических переговорах с властью по требованию нелегальной курдской организации, к тому же официально признанной многими странами террористической. Такой подход членов политбюро РПК, мягко говоря, не очень разумен. Более того, кто из них готов гарантировать, что освобожденный основатель РПК сумеет объединить все курдские партии и весь курдский народ в Турции, и сформировать делегацию, полномочность и правоспособность которой признает государственная сторона переговорного процесса? Сегодня нужны аргументы и объективные предложения, отвечающие цели предстоящего мирного процесса и задачам общей политической стратегии национально-освободительного движения.
Перед руководящим органом РПК, полагаю, сейчас должна стоять одна задача – организационная ликвидация политического крыла и передача революционной эстафеты, начатой ее основателем, легальной курдской парламентской партии ПМД для продолжения борьбы за права курдского народа в Турции в рамках мирного политического процесса.
Постановка вопроса об освобождении основателя и лидера РПК вполне закономерна, однако, само прошение о его помиловании, а не требование, должно быть юридически обосновано в соответствии с нормами международного права, и надлежащим образом подано на рассмотрение в органы власти. В сопроводительном обращении к турецким властям, подписанном, желательно, лидерами ведущих курдских партий из всех частей географического Большого Курдистана, должен быть кратко, но убедительно изложен призыв курдского народа и курдских политических организаций к Правительству, Президенту и Парламенту Турции о необходимости и целесообразности проявления доброй воли и гуманности в деле о помиловании основателя РПК, возможно, в рамках общей амнистии для всех политзаключенных и действующих членов этой организации.
В обращении должно быть подчеркнуто, что помилование и амнистия могут стать еще одним доказательством и серьезным актом демонстрации искренней приверженности государства задачам мирного процесса, главная цель которой установить прочный мир, дружбу и конституционное равноправие между курдским и турецким народами целостной и единой Турции. Думаю, Президент Курдского автономного региона в Ираке мог бы инициировать такое общенациональное обращение и лично вручить Премьер-министру и Президенту Турции в самое ближайшее время, чтобы на самом высоком официальном уровне содействовать положительному рассмотрению прошения господина Оджалана о помиловании и вопроса об амнистии.
Основатель РПК довольно долго содержится в строгом режиме тюремного заключения, поэтому вправе рассчитывать на помилование и продолжение жизни в нормальных социальных условиях. Ему необходима гражданская свобода, потому что он крупный общественно-политический деятель, историческая роль которого велика. Она состоит в том, что политическая деятельность и революционная борьба созданной им организации на протяжении нескольких десятилетий вынуждала Турецкое государство, пусть медленно, но меняться и становиться разумнее. РПК заставляла и международное сообщество не слишком долго забывать о курдском вопросе и проблемах курдского народа. Оджалан остается народным мыслителем и, естественно, желает и способен давать мудрые советы и делать разумные замечания ныне действующим партиям, политикам и членам парламента, легально и настойчиво отстаивающим национальные интересы и политические права курдского народа в Турции. Его освобождение по гуманитарным соображениям может очень помочь началу официальных переговоров по курдскому вопросу в Турции.
Он, несомненно, мог бы сыграть еще одну значительную роль в своей общественно-политической жизни, оказавшись на свободе, поддержав Президента КАР (фактически всего Южного Курдистана) в формировании общенационального высшего органа координации мирной политической борьбы курдского народа. Настало то самое историческое время больших ожиданий и реальных надежд, которое требует полного и окончательного устранения всех причин и поводов, вызывающих бестолковые противоречия и противостояния между курдскими партиями. Сегодня патриотическая ответственность партий должна быть очень высокой за совершение грубых политических ошибок и идеологических просчетов.
Вероятность освобождения Абдуллы Оджалана сравнима с вероятностью перехода мирного процесса в Турции в публичное и официальное русло двусторонних переговоров между конфликтующими сторонами с участием международных наблюдателей. Поэтому освобождение легендарного революционера и основателя РПК (PKK) возможно, по крайней мере, разумно, а значит вполне допустимо, особенно тогда, когда очень очевидная заинтересованность власти в решении курдского вопроса обусловлена острейшей необходимостью сохранения единства и территориальной целостности Турции.
Теги: Мураз Аджоев, Турция, Турецкий Курдистан, СБ ООН, AKP, РПК, Абдулла Оджалан