Громкая победа турецкого премьер-министра Эрдогана на последних муниципальных выборах ошеломила многих недоброжелателей в региональных столицах, до последнего надеявшихся на падение его популярности.
Эти выборы, которые аналитики называют самыми напряженными за всю историю страны, превратились в референдум доверия правящей Партии справедливости и развития, набравшей на 7% больше голосов, чем в 2009 году.
Местные выборы оказались важны по многим причинам: из-за протестов в Гези-парке в июне прошлого года, начавшегося в декабре с коррупционного скандала и последующих "утечек" в социальных медиа, направленных против премьер-министра Турции и других должностных лиц.
Движение Фетхуллаха Гюлена, владеющее огромными медиа-холдингами, "разоблачало" и всячески противостояло правительству и до, и во время выборов. Это движение активно поддерживало оппозицию в тех избирательных округах, где она могла рассчитывать на победу.
Но даже массированная кампания в СМИ не смогла пошатнуть популярность премьер-министра Эрдогана и его правящей партии.
Кому нужна смена власти в Турции?
В мире всего 5 или 6 крупных мусульманских государств: Саудовская Аравия, управляемая монархией; Индонезия в далекой Юго-Восточной Азии, не готовая играть сколько-нибудь важную мировую роль; преимущественно шиитский Иран, не пользующийся особым доверием суннитских стран, особенно после открытой поддержки режима Асада в сирийской гражданской войне; Пакистан с его нестабильностью и регулярными терактами – благодаря вторжению США в Афганистан; Египет, уже восстановивший с помощью военного переворота свою авторитарную диктатуру; и Алжир с неизменным диктаторским режимом.
Таким образом, Турция остается единственным примером позитивных перемен в управляемом в основном авторитарными монархиями и режимами регионе.
Избавление от "государства в государстве"
Народный мандат позволит Эрдогану избавить страну от неконтролируемых элементов в государственных учреждениях, создавших своего рода параллельную структуру и руководствовавшихся не распоряжениями начальства, а собственными интересами. Утечки аудио- и видеозаписей позволяют предположить, что слежка за правительством осуществлялась с определенной целью сместить его.
Курдский мир
Целый год прошел без кровопролития между Рабочей партией Курдистана и правительственными войсками, что стало важным шагом на пути к устойчивому миру в Турции. За продолжающимся мирным процессом с удовлетворением наблюдает вся страна. Если правительство сможет установить мир со своими собственными курдами, а также с курдами в регионе, то регион очень скоро может увидеть окрепшую Турцию, более открыто и пылко оспаривающую статус-кво.
Ситуация в Сирии
Более четырех десятилетий правления клана Асада в Сирии должны, в конечном счете, закончиться: диктатуры не существуют вечно.
Но самый главный вопрос – когда именно, и сколько еще потребуется кровопролития и разрушений – в немалой степени зависит от роли Турции.
Затянувшийся переворот в Египте
Турция с самого начала резко выступала против прошлогоднего военного переворота в Египте. Премьер-министр Эрдоган, выступая с речью после победы на выборах, приветствовал собравшихся знаком "Рабия" – четырьмя поднятыми вверх пальцами, символизирующими солидарность с жертвами расстрела лагерей протеста в Каире. Этот знак считается преступлением в Египте, а теперь уже и в Саудовской Аравии, главном спонсоре режима аль-Сиси.
Палестинский вопрос
Турция при Эрдогане стала основным союзником палестинского народа, особенно жителей блокадной Газы. Эрдоган всегда делал упор на палестинское единство в борьбе против израильского апартеида. Газа искренне приветствовала победу Эрдогана на местных выборах. Отрезанные от мира Израилем и военным режимом Египта, жители Газы возлагают огромные надежды на Турцию, поставившую снятие блокады основным условием нормализации отношений с Израилем.
Россия и Украина
Российско-турецкие отношения процветали в эпоху правления Эрдогана, несмотря на разногласия по региональным вопросам, особенно в Сирии, где Россия поддерживает президента Асада. Различается и позиция двух стран по Египту: президент Путин поддержал выдвижение кандидатуры генерала Аль-Сиси в главы государства.
Чреват политическими осложнениями и "крымский вопрос": после перехода полуострова от Украины к России Турция выразила озабоченность дальнейшей судьбой крымских татар.
Отношения с западными державами
Соединенным Штатам и Европейскому Союзу придется и дальше иметь дело с непокорным турецким премьер-министром. Примечательно, что президент России Владимир Путин стал первым лидером, поздравившим Эрдогана с победой на выборах.
Эта победа, в долгосрочном плане, будет иметь прямое и косвенное влияние на регионы от Кавказа до Балкан, и от Западной Азии до Северной Африки. Такое влияние, безусловно, будет в интересах долгосрочного мира, в котором больше всего нуждаются эти регионы.
Мухаммад Первез Бильграми, геополитический аналитик. Полный текст статьи опубликован на сайте worldbulletin.net
Теги: Мухаммад Первез Бильграми, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, выборы, AKP, Фетхуллах Гюлен, Саудовская Аравия, Индонезия, Иран, Сирия, Пакистан, США, Афганистан, Египет, Алжир, Турецкий Курдистан, курды, РПК, Башар Асад, Израиль, Россия, Украина, Крым, татары, Европейский Союз, Владимир Путин