Большинству курдов, настроенных исключительно на независимость и воспринимающих все политические шаги внутри Ирака как только отвлекающие от достижения единственной значимой цели - независимости Курдистана, события внутренней жизни Ирака кажутся не очень значимыми. Но эти события крайне важны, поскольку именно они обусловливают место Южного Курдистана внутри Ирака, ту реально значительную степень самостоятельности, которой обладает регион, а, в конечном итоге, и условия неизбежного достижения им полной независимости.
Важнейшим событием для Ирака, безусловно, станут выборы в парламент страны, которые должны состояться 30 апреля 2014 года. Эти выборы обновят не только законодательную ветвь власти, но и приведут к кардинальным переменам в исполнительной власти Ирака. От того, как пройдут выборы, и кто на них победит, зависит многое. Если победят противники нынешнего премьер-министра Нури эль-Малики, а это не только курдские партии или суннитские партии, но и его политические противники внутри шиитского лагеря, то Ирак может решительно двинуться в сторону федерации. Но даже если не будет однозначной победы ни одной стороны, то высшая власть в Ираке устроена так, что в любом случае для обновления исполнительной власти, потребуется принципиальный компромисс всех сторон, которых разделяют этно-конфессиональные границы, поскольку ни одна из них не сможет набрать 2/3 голосов. Иными словами, бескомпромиссно сражаясь на выборах, партии, тем не менее, должны видеть основания политического компромисса, который они будут вынуждены его заключить в конце раунда политической борьбы, каким бы он продолжительным ни был. В 2010 году на достижение компромисса ушло почти десять месяцев, но и в этом случае потребовались неординарные действия Масуда Барзани, президента Курдистана, чтобы он был достигнут.
Нынешние выборы готовятся в более сложной обстановке, чем выборы 2010 года. Во-первых, это – первые выборы свободного Ирака, потому что выборы 2010 года проходили, когда страна еще была под оккупацией международных сил. Во-вторых, никогда после 2003 года стороны не подходили к выборам со столь обостренными отношениями: сейчас можно говорить о пике противоречий между Эрбилем и Багдадом, и между шиитами и суннитами. Даже внутри шиитского лагеря никогда не было такого накала борьбы между партиями и течениями. В-третьих, в суннитских районах идет почти непрекращающаяся война.
В шиитском лагере непримиримым противником премьер-министра выступает блок Муктады ас-Садра. Сторонники Аммра эль-Хакима выступаю много осторожнее, стремясь не антагонизирировать свои отношения с премьер-министром, но критикуют его политику. При этом оба этих блока - шиитский блок Аль-Ахрар (The Al-Ahrar bloc), который представляет движение Муктады эс-Садра, и Аммар эль-Хаким из Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) - пытаются восстановить Шиитский национальный альянс. Эта зонтичная коалиция должна будет возникнуть после проведения выборов, когда партиям Ирака придется создавать коалиции, чтобы заручиться большинством голосов в парламенте. Но эта коалиция будет строиться с таким расчетом, чтобы во главе ее не стала партия нынешнего премьер-министра Нури эль-Малики "Государство закона", а сам Малики не смог выдвинуть свою кандидатуру на третий премьерский срок. Партии настроены серьезно. Так, Адил Абдул-Махди, лидер ВИСИ, заявил, что "правящая партия не выиграет выборы, несмотря на государственные ресурсы, которые она использует".
У этих партий есть основания для подобных заявлений, потому что они, взаимодействуя друг с другом, очень успешно выступили на провинциальных выборах в апреле прошлого года в центральных и южных провинциях Ирака, из-за чего Малики понес значительные политические потери. Партия набрала силу и вполне оправилась после поражения, которое она потерпела на выборах 2010 года. Тогда она набрала всего 20 мест, часть которых была еще и утрачена в пользу Малики, на сторону которого тогда перешла организация "Бадр", фактически военное крыло ВИСИ.
Сегодня вокруг ВИСИ сложилась "Коалиция граждан", в которую входят 18 других партий (как раз эта коалиция набрала 78 мест на провинциальных выборах 2013 года). Ее возглавляет ее Аммар аль-Хаким. Эта коалиция основывается на трех программных обещания: 1) Ираком должна управлять команда профессионалов; 2) должна быть утверждена законом дорожная карта проведения реструктуризации Ирака; 3) обещает провести реальную реформу системы государственного управления в Ираке. Вполне возможно, что именно из этой коалиции будут следующий премьер-министр Ирака. Среди кандидатов называют фамилии Адил Абделя-Махди (Adil Abdel-Mahdi), Бакира Джабар Сола (Baqir Jabr Solagh) и Ахмада Чалаби (Ahmad Chalabi). Иногда мелькает фамилия и самого Аммар Хакима.
Для конкурирующих шиитских блоков крайне важна позиция духовенства, чьей поддержкой они пытаются заручиться. Похоже, что Малики проигрывает в этой борьбе. Предвыборная кампания идет под религиозными лозунгами, чтобы ни утверждали партии.
Немаловажно, что ВИСИ в последнее время восстановила нормальные отношения с Ираном, поскольку всем ясно, что будущий премьер-министр страны должен будет иметь хорошие отношения с Ираном.
Потенциальная широкая шиитская коалиция обсуждает и рассчитывает координировать свои действия с Курдским альянсом, который возглавляет президент Курдистана Масуд Барзани. Правда, курды в лице премьер-министра региона Нечирвана Барзани, которому сейчас регулярно приходиться вести переговоры в Багдаде, заявляют, что у них нет каких-либо красных линий, имея в виду, в том числе и возможное выдвижение Малики на третий срок. Но они сразу предупреждают, что на этот раз их поддержку будет получить много труднее, поскольку они вынесли непростой опыт за прошедший период. Курды будут отмерять не раз прежде, чем примут решение в чью-либо пользу на этот раз.
У этих потенциальных союзников неплохие отношения с суннитским блоком "Мутахидун" (the Mutahidoun Bloc), который возглавляет спикер парламента Ирака Осама аль-Нуджаифи, чья основная электоральная база провинция Ниневия. Хотя предсказать поведение основной массы суннитов трудно, но ясно, что в целом это будет жесткая оппозиция нынешней власти, да и шиитскому правдению в Ираке в целом.
Безусловно, многое в стране будет зависеть от результатов предстоящих выборов. Партии нацелены на соблюдение Конституции 2005 года. Выработка общей позиции упрощается тем, что Малики находится в раздоре практически со всеми другими партиями и блоками. У оппозиционных партий есть общая задача – обеспечить безопасность и стабильность в критический переходный период, когда будет идти обновление высшей исполнительной власти. Это время в любом случае не обещает быть легким. Предварительные консультации и даже договоренности важны, поскольку они существенно могут сократить поиск компромисса после проведения выборов, результаты которых не дадут ни одной стороне преимущества и потребую образования альянса, который и сформирует коалиционное правительство.
Теги: Вадим Макаренко, курды, Ирак, Иракский Курдистан, выборы, Нури аль-Малики, Парламент Ирака, Масуд Барзани, Муктада аль-Садр, Омар аль-Хаким, Блок Ахрар, шииты, сунниты, Коалиция Правового государства, Иран, Нечирван Барзани, Усама аль-Нуджаифи