В июле 1941 года, когда фашисты оккупировали часть Украины, семья Владимира Компанийца, вместе с другими жителями городка Пологи Запорожской области, была эвакуирована в Сталинградскую область.
Владимир Семенович хорошо помнит, как по пути следования в тыл эшелон несколько раз бомбили немецкие самолеты. Им, можно сказать, везло – прямых попаданий в эшелон не было. Немецким летчикам не удавалось разбомбить состав только потому, что впереди и сзади эшелона были установлены счетверённые пулеметы, которыми самоотверженно управляли девушки-пулеметчицы. При очередном налете эшелон останавливался - так было легче и точнее вести прицельный огонь по самолетам, - беженцы покидали вагоны, разбегались и падали на землю.
- Жуткая картина: вой бомб, взрывы, душераздирающие крики, стоны раненых, кровь, грязь…Я не могу это вспоминать, - говорит Владимир Семенович.
В Сталинградской области людей из эшелона разместили по колхозам. Владимир работал на сенокосе и уборке картофеля.
Летом 1942 года началось наступление фашистов на Юго-Западном и Южном фронте с целью захвата Кавказа, каспийской нефти, но главная цель немцев - захват Сталинграда. Пришлось опять уезжать.
- Наш эшелон со станции Поворино со вновь собранными беженцами отправили в Казахстан, город Джамбул, который был переполнен эвакуированными, - рассказывает Владимир Компаниец. - Очень трудные были годы, проведенные в Джамбуле. Получали в сутки по 200 граммов хлеба на иждивенца и 500 – на взрослого. Постоянно хотелось есть. Мать трудилась с утра до позднего вечера, чтобы заработать для семьи на пропитание, а мы помогали ей по хозяйству и еще подрабатывали на ферме. Казахи делились с нами всем, чем могли, и очень хорошо относились к нам, русским беженцам.
После освобождения Запорожской области Владимир Компаниец отправился на Украину, в свой родной город Пологи. Добирался в эшелонах, на крышах вагонов, попутным транспортом. Его глазам предстала страшная картина разорения страны. Отчий дом оказался практически развален.
В октябре 1944 года его призвали в армию. Но не на фронт, хотя война продолжалась. Его направили в железнодорожные войска НКВД. Приказ: сопровождать до фронта эшелоны с техникой, боеприпасами, продовольствием. На Украине обстановка была сложной. В тылу оставались банды бандеровцев, бывших полицейских, дезертиров. Продолжались и налеты немецкой авиации – фронт находился совсем близко.
- Однажды, когда наша группа сменилась с караула сопровождения эшелона, мы узнали, что на поезд, который мы "передали" другому караулу, напали бандиты. Они перебили поездную бригаду, убили конвой и разграбили эшелон. После этого начальство приняло дополнительные меры по охране поездов. Довелось и мне поучаствовать в разгроме банд.
После окончания войны его отправили в пограничный отряд на границу с Ираном. Она проходила по реке Аракс. Обстановка на границе была неспокойной. Курды, которых преследовали иранские войска, стремились перейти через границу в СССР, а их было тысячи: женщины, дети, старики.
- Иран жестко подавил восстание курдов за свою независимость и даже учредил медаль. Иранский самолет с грузом медалей, вылетевший в Тавриз, потерял курс и приземлился в Нахичевани. Груз был изъят как контрабанда. Надо было выявлять и диверсантов. Возникали перестрелки, - рассказывал Владимир Семенович.
Во время этих стычек Владимир Компаниец отличился как мужественный и храбрый пограничник, за что и был неоднократно отмечен правительственными наградами и благодарностями пограничного командования.
После демобилизации старший сержант Владимир Компаниец приехал на Дальний Восток в Еврейскую автономную область. Работал на строительстве различных объектов производственного и культурного назначения.
В настоящее время он исполняет обязанности председателя Биробиджанского городского комитета ветеранов Великой Отечественной войны и правоохранительных органов.