По данным ОПЕК, ежедневная добыча нефти в Ираке в феврале 2014 г. выросла на 400 тыс. баррелей, достигнув 3,4 млн баррелей в сутки. Это – самый высокий показатель за последние десятилетия. Ежедневно на экспорт уходит порядка 2,8 млн. баррелей. Если стране удастся сохранить показатели среднегодового экспорта на уровне 2,9 млн. баррелей в день, то она заработает в 2014 г. примерно $100 млрд (в минувшем году Багдад получил около $89 млрд при экспорте 2,4 млрд баррелей в день). К 2020 году этот показатель планируется поднять уже до 9 млн. По данным Международного энергетического агентства, к 2030 году Ирак может войти в тройку мировых лидеров по производству и экспорту углеводородов.
К сожалению, выход Ирака на довоенный уровень добычи нефти пока не принес ожидаемого улучшения жизни населения страны. Десятки миллиардов долларов поглощает милитаризация страны (только у США закупается вооружений более чем на $20 млрд). Кроме того, масштабная коррупция разъедает государственный аппарат, уровень террористической угрозы со стороны вооруженной оппозиции не снижается. По данным ООН, только за 2013 год в результате терактов в стране погибло 7800 гражданских лиц и более 1000 сотрудников правоохранительных органов. Картина не меняется и ныне.
По-прежнему простые иракцы испытывают перебои с подачей воды и электроэнергии, инфраструктура разрушена, системы здравоохранения, образования, социальной сферы находятся в плачевном состоянии. Граждане одной из самых богатых стран мира живут в нищете и постоянном страхе быть убитыми или покалеченными.
Дискриминация центральными властями арабо-суннитского меньшинства, непрекращающееся вмешательство извне разжигают в стране этно-конфессиональные конфликты, провоцируют новую гражданскую войну. В результате остается вероятным вариант возможного распада Ирака на несколько анклавов - шиитский юг, суннитский центр и запад, курдский север.
Наибольшую активность в дестабилизации ситуации внутри страны проявляют Эр-Рияд и Доха, которые видят в новом иракском режиме нарастающую угрозу своим политическим и экономическим интересам. Монархии Персидского залива с большой настороженностью восприняли приход к власти в Багдаде арабо-шиитского большинства и как следствие - усиление позиций Ирана в регионе. Короли, эмиры и шейхи арабских стран Персидского залива всячески раздувают мнимую опасность экспансии в регионе шиитского течения ислама ("шиитской дуги" или "шиитского полумесяца").
Другая, не менее важная причина вмешательства Саудовской Аравии и Катара во внутренние дела Ирака - опасение утратить контроль за мировыми ценами на углеводороды. Возможное ослабление международных санкций в отношении Ирана и поступательное наращивание экспорта иракских нефти и природного газа могут снизить цены на углеводороды на мировом рынке, а значит существенно подорвать экономику арабских монархий, что неминуемо приведет к ослаблению их роли и значения на международной арене.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики 9 марта с.г. официально заявил о том, что Саудовская Аравия и Катар намеренно дестабилизируют ситуацию в иракском государстве. "Они (Саудовская Аравия и Катар) атакуют Ирак через Сирию и напрямую и, по сути, объявили Ираку войну. Эти два государства прежде других несут ответственность за межконфессиональный конфликт, террор и отсутствие безопасности в Ираке", — заявил иракский премьер в интервью французскому телеканалу France 24. По его мнению, "Эр-Рияд и Доха оказывают политическую, финансовую и информационную поддержку боевикам в Ираке, снабжают их оружием".
Это заявление подтверждается фактами задержания в приграничных районах Ирака эмиссаров и представителей спецслужб упомянутых государств, их агентуры, оружия и военного снаряжения. Вооруженный мятеж в иракской западной провинции Анбар, непрекращающиеся теракты и массовые акции протеста в т.н. "суннитском треугольнике" во многом инициированы и спровоцированы спецслужбами саудитов и катарцев.
"Яблоком раздора" внутри Ирака остается и распределение доходов от экспорта нефти и газа. Закон о разведке, добыче и экспорте углеводородов времен Саддама Хусейна уже не действует, а принятие нового закона всячески саботируется правительством Нури аль-Малики.
Как считает Эрбиль (столица Иракского Курдистана), Курдистанский регион как субъект федерации регулярно недополучает положенных ему по законодательству 17% от доходной части госбюджета. Чтобы заполнить бреши в региональном бюджете и добиться большей экономической независимости от Багдада, Иракский Курдистан принял свой собственный закон об эксплуатации природных ресурсов. По приблизительным оценкам, регион располагает 45 млрд баррелей нефти и 2,83 трлн кубических метров природного газа. Правительство Курдистана, по некоторым сведениям, уже заключило порядка 50 контрактов с крупнейшими мировыми компаниями на разведку и добычу нефти и газа. Здесь успешно работают известные в мире "Эксон-Мобил", "Тотал", "Шеврон", "Газпромнефть" и другие. Кстати, "Газпромнефть" - пока единственная российская компания, заключившая соглашения по трем проектам в курдском регионе Ирака. Компания планирует вложить в разработку курдских месторождений до $1 млрд. При этом "Газпром нефть" работает и с центральным правительством Ирака, входя на правах оператора проекта в иностранный консорциум, добывающий нефть в районе Бадра.
В конце 2013 года Курдистан начал экспорт нефти и газа по трубопроводам в Турцию на основе соглашения, подписанного между Анкарой и Эрбилем. Половина этих углеводородов закупается Турцией, еще 50% планируется отправлять на мировой рынок через турецкий средиземноморский порт Джейхан. Ожидается, что объем экспорта курдской нефти на этом направлении к концу этого года достигнет 400 тыс. баррелей в день.
Региональное правительство Иракского Курдистана ведет переговоры по нефтегазовым трубопроводным проектам еще и с Ираном. Обсуждается строительство между ними нефтепровода и газопровода. Еще один проект предусматривает поставки иранского газа в курдские города Сулеймания и Эрбиль. Одновременно правительство Курдистанского региона ведет активный поиск инвесторов и подрядчиков с целью создания собственной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Не исключено, что в проектах примут участие и российские компании, в частности, "Татнефть".
Багдад, понятно, с раздражением относится ко всем инициативам Эрбиля в нефтегазовой сфере, подчеркивая, что только центральное правительство имеет право распоряжаться национальными запасами углеводородов. Власти требуют, чтобы курдское правительство заранее информировало их об объемах добываемых и экспортируемых регионом углеводородов, при этом цены на них должны соответствовать мировым.
По мнению Багдада, все поставки должны осуществляться через государственную компанию "SOMO" (State Oil Marketing Organization), а доходы от продажи нефти и газа - поступать в Фонд развития Ирака (DFI), находящийся в США. Однако курдские лидеры соглашаются на участие "SOMO" в нефтегазовых сделках Эрбиля только в качестве наблюдателя. Для смягчения напряженности в отношениях с правительством Нури аль-Малики турецкие власти предложили своим иракским партнерам создать трехсторонний (Анкара, Багдад, Эрбиль) комитет по вопросам экспорта иракской нефти через Турцию.
Но главное, что на фоне всех этих весьма энергичных и приносящих материальную выгоду процессов жизнь простых граждан этой многострадальной страны остается полунищей и небезопасной. Борьба за распределение доходов от экспорта нефти и газа провоцирует напряженность между основными этно-конфессиональными общинами страны, стимулирует процессы распада государства.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Теги: Станислав Иванов, Ирак, нефть, ОПЕК, США, террор, шииты, сунниты, курды, Саудовская Аравия, Катар, Нури аль-Малики, Анбар, Саддам Хусейн, Иракский Курдистан, Курдистан, Total, ExxonMobil, Газпром