В период с 9 по 10 июня 2014 года состоялся официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Турцию. Иранский лидер провел переговоры с президентом Турции Абдуллой Гюлем и премьер-министром Рэджепом Эрдоганом, принял участие в заседании Совета стратегического сотрудничества двух стран. Особую значимость этому визиту придавал тот факт, что иранские президенты не посещали Турцию с 1996 года. Для двух соседних региональных держав, претендующих на роль лидеров мусульманского мира, где проживает в общей сложности свыше 150 млн. человек, такое положение вряд ли было нормальным.
Развитию двусторонних отношений длительное время препятствовали разновекторные внешнеполитические ориентиры Тегерана и Анкары. Турция считается стратегическим партнером США в регионе, активным членом НАТО, а Иран – противником США со всеми вытекающими из этого последствиями. В Вашингтоне рассматривали Турцию как свой плацдарм для борьбы с неугодными Западу режимами в Иране и Сирии. Совсем недавно в Турции были размещены дополнительно натовские системы ПВО "Пэтриот", что вызвало крайне негативную реакцию Тегерана. Турция была вынуждена также придерживаться четырех пакетов ограничительных санкций СБ ООН и дополнительных санкций США и стран ЕС в отношении Ирана в связи с его ядерной программой.
Избрание президентом ИРИ умеренного и прагматичного политика Х.Роухани и, как следствие, наметившееся потепление в отношениях Ирана с Западом создали предпосылки к дальнейшему развитию ирано-турецких отношений. Очевидно, и в Тегеране и в Анкаре пришли к пониманию о необходимости "сверить часы" по международной и региональной повестке дня, найти общие интересы и точки соприкосновения, активизировать взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической и других областях. Следует заметить, что первый шаг в этом направлении был сделан в конце мая текущего года, когда в Тегеране побывал с визитом глава турецкого правительства Р.Эрдоган. В ходе нынешнего визита Иран и Турция подписали десять новых соглашений о двустороннем сотрудничестве, в частности, договоры о сотрудничестве в области науки и культуры, таможенного обслуживания, сертификации, почты и туризма.
Большое внимание на переговорах было уделено перспективам торгово-экономических связей, которые, как ожидается, могут благоприятно сказаться на развитии всего региона Ближнего и Среднего Востока. По словам Х.Роухани, "две соседние страны могли бы удвоить объем двусторонней торговли" (по итогам 2013 г. он достиг уровня 13,5 млрд. долларов США). Анкара пытается за счет Ирана диверсифицировать маршруты внутренних поставок и транзита углеводородов на рынки третьих стран. Сегодня Турция покрывает до 25% своих потребностей в газе и 30% в нефти за счет Ирана на сумму в 7,6 млрд. долларов США, на переговорах турецкой стороной ставился вопрос о снижении цены на иранский газ, но пока безуспешно. Обсуждался также проект строительства новой железной дороги, которая соединит Персидский залив с Черноморским побережьем. Сегодня Иран и Турцию связывает только один железнодорожный маршрут, который нуждается в серьёзной модернизации.
По словам иранского президента, обе страны имеют схожие позиции и в отношении ядерных программ. "Мы считаем, что любая страна, которая подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, может развивать мирную ядерную программу", - сказал он. При этом, добавил Х.Роухани, регион должен быть свободен от ядерного оружия и оружия массового уничтожения. Весьма прозрачным было, что имелся в виду Израиль, который пока только один в регионе располагает ядерным оружием.
Иранский президент подчеркнул единство взглядов Тегерана и Анкары на проблему освобождения палестинских территорий и священного города Иерусалима. Х.Роухани призвал руководителей Турции вести совместную борьбу против террора и экстремизма и показать миру лицо умеренного ислама, "подлинного наследия пророка Мухаммеда".
Безусловно, стороны на переговорах не могли обойти вниманием и весьма сложную ситуацию в Сирии. Тегеран является союзником Башара Асада и всячески поддерживает его в борьбе с вооруженной оппозицией и иностранными исламистскими группировками. Анкара же считает режим в Дамаске нелегитимным и предоставляет свою территорию для оппозиционных ему политиков и военных, чем успешно пользуются и иностранные наемники-джихадисты. Вряд ли позиции сторон в отношении Дамаска коренным образом изменятся, но сам факт обмена мнениями на высшем уровне по наиболее острому региональному вопросу заслуживает внимания.
Вторым, не менее важным, пунктом переговоров могла быть ситуация в Ираке, где по сути дела идет необъявленная война между правительством арабо-шиитского большинства во главе с премьером Нури аль-Малики и арабо-суннитским меньшинством. Этим расколом воспользовались Саудовская Аравия и Катар и по каналам спецслужб поддержали радикальные исламистские группировки, в частности, "Исламское государство Ирака и Леванта", которое установило свой контроль над частью районов Сирии и Ирака. Сотни тысяч беженцев и военнослужащие-дезертиры хлынули из подвергшихся атакам террористов городов Киркук, Мосул, Тикрит в Иракский Курдистан. Погрязший в коррупции и обанкротившийся морально режим Малики оказался неспособным защитить свое население. Усиление в регионе радикальных исламистских группировок, особенно связанных с "Аль-Каидой" и ваххабитами, и дестабилизация общей ситуации в регионе, похоже, все больше раздражает Тегеран и Анкару. Существует реальная опасность, что последствия "арабской весны", хаос и насилие в регионе могут перекинуться на Иран и Турцию, последняя все чаще сталкивается с массовыми беспорядками и акциями протеста своего населения.
Таким образом, визит Хасана Роухани в Турцию явился важным событием для региона и может послужить толчком к развитию двустороннего и межрегионального сотрудничества, повышению уровня региональной безопасности. До последнего времени противникам сближения Ирана и Турции в лице США, стран НАТО, Израиля, Саудовской Аравии удавалось играть на сохраняющихся противоречиях между Тегераном и Анкарой. Безусловно, две региональные державы останутся соперниками и конкурентами в борьбе за лидерство и влияние на Ближнем и Среднем Востоке, но главным для них сегодня является преодоление взаимной конфронтации в Сирии и налаживание взаимовыгодных торгово-экономических и других отношений.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турция, Иран, Хасан Роухани, Абдулла Гюль, Реджеп Тайип Эрдоган, США, Сирия, Европейский Союз, Башар Асад, джихадисты, Ирак, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Саудовская Аравия, Исламское государство Ирака и Леванта, Киркук, Мосул, Тикрит, Иракский Курдистан, Аль-Каида, НАТО, Израиль