Курдистан в очередной, не в первый, а именно в очередной раз готов заявить о своей независимости. Можно не сомневаться, что новый референдум даст 99,9% голосов курдов в пользу независимости. Но практически столько же было в 2005 году (98% с лишком). И, тем не менее, заявить о независимости даже через референдум (вопрос, насколько сильную внешнюю поддержку он получит, чтобы иметь какую-либо юридическую силу?) и добиться независимости - разные вещи.
В 2005 году курдам не дали провести референдум по существу, поэтому они делали это неформально, просто чтобы показать настроение народа, но сейчас никто не может помешать курдам провести реальный референдум в Южном Курдистане и заявить всему миру о воле народа. Однако каковы будут перспективы нового государства, если Курдистан заявит о своей независимости в одностороннем порядке? Реально Курдистан устраивает только модель Южного Судана, который отделился по предварительной договоренности всех сторон, даже косовский вариант, пусть поддержанного – Западом, но одностороннего отделения, для него малоперспективен. Но подобное решение требует предварительного согласия всех основных игроков на Ближнем Востоке, а этого согласия там сейчас как раз и нет. Но если курды все же заявят о своей независимости, что будет дальше? Что выиграют они, если Курдистан окажется очередным непризнанным государством? Действительно ли это то, чего столько лет добивались курды? Даже если Курдистан станет очередным непризнанным государством, оно в отличие от Абхазии и Южной Осетии и даже Крыма не будет иметь суперсильного партнера, который надежно защитит его от внешней угрозы, а, следовательно, Курдистан рискует почти немедленно, как когда-то Израиль практически с момента своего основания, попасть в ситуацию изнурительной войны с шиитским и суннитским миром. Хорошо, если турки сохранят свое позитивное отношение к Курдистану, что в принципе не гарантировано, а в противном случае страна окажется в более жестокой блокаде, чем нынешняя Армения.
Что делать? Какова альтернатива?
Отделяться и испытывать судьбу, как призывают многие, или продолжать существовать в качестве автономного региона Ирака с предельно широкими полномочиями до тех пор, пока ситуация окончательно не повернется в курдскую сторону, и курды смогут обрести признанную всеми независимость? Большинство курдов склоняется к первому варианту решения в расчете на мощь народа, который доказал свою способность к выживанию. Перспектива получения независимости, пока Ирак пребывает в раздрае, кажется настолько реальной, что никто не может и думать о другом варианте действий, по крайней мере, за пределами штабов в Эрбиле и Сулеймании, где неустанно прорабатываются все варианты. Конечно, красиво звучит фраза, что у курдов нет других союзников, кроме гор. Часто подчеркивается, что курды – это большой этнос, называются цифры до 40 млн, но при этом курды разделены и образуют меньшинства в Ираке, Иране, Сирии и Турции. У некоторых складывается впечатление, что союзники курдам в принципе не нужны. Но это не так.
Оставим в стороне вопрос, смогут ли курды этих стран объединить свои силы. Сегодня – время задать вопрос: "Есть ли все же у курдов внешнеполитические союзники, или нет?" Безусловно, лидеры Южного Курдистана сделали очень много, чтобы приобрести себе союзников. Достаточно взглянуть на число консульств в Эрбиле, которые стали или скоро станут основным местом пребывания зарубежных дипломатов в Ираке, или вспомнить, сколько через Эрбиль прошло делегаций, не говоря уже о поездках курдских лидеров в зарубежные страны. Курдистан – хорошо знают в мире! Однако он приобретал союзников в качестве региона Ирака, региона особенного, или, как его подавали, в качестве принципиально "другого Ирака". Все видели, что имеют дело с строптивым регионом, поскольку, скорее всего, такого второго автономного образования с такими широкими полномочиями сейчас нет в мире. Но юридически Эрбиль действовал в рамках международного права и с учетом реальных обстоятельств, можно сказать, что действовал с оглядкой и на Вашингтон, и на Стамбул, и на Тегеран, не забывали там и столицы арабских стран. И это дало результаты. Сейчас в связи с кризисом центральной власти в Ираке возникла новая ситуация. Она таит новые возможности, но и несет новые риски. Вопрос в том, удастся ли сохранить прежних союзников, останутся ли они союзниками не просто непокорного региона, а взбунтовавшегося региона?
Большая война и Курдистан
Прежде чем призывать к немедленной независимости, надо понять, что происходит на Ближнем Востоке. События в Курдистане и в Ираке надо рассматривать в контексте войны на Ближнем Востоке, которая входит в новую фазу, и пережить эту войну без союзников курдам практически невозможно. Вполне возможно, что историки будут исчислять начало этой войны еще с ирако-иранской войны, а остальные события рассматривать как ее эпизоды. Курдам приходится думать, как уцелеть и сохранить свою обретающую силы государственность, как оказаться в числе победителей, а не проигравших в этой войне, которая сильно изменит карту Ближнего Востока. Фальстарт к независимости будет слишком дорого стоить. Курды должны набраться терпения, наращивать силы самообороны, укреплять внешние связи, а не вызывать огонь на себя!
Если Ирак распадется - мировое сообщество будет вынуждено признать Курдистан. Но не раньше, нельзя подставлять города и нефтепромыслы Курдистана под бомбардировки! Вопрос, максимум, в нескольких годах, которые в противном случае превратятся в десятилетия изнуряющей и, к сожалению, бесперспективной борьбы с внешним окружением.
Все силы, будь-то страны, или движения, реально влияющие на ситуацию на Ближнем Востоке, действуют в составе сложноорганизованных блоков, конечными лидерами которых являются США или Иран. Иран стремится к доминированию на Ближнем Востоке, США пытаются сдержать Иран. Конечно, есть еще Россия, которая может поддержать и ту, и другую группу, но имеет свои взгляды на то, как должен быть устроен Ближний Восток, хотя она скорее способна сохранять прежний порядок, чем способствовать преобразованиям.
Своя игра у Израиля, который единственно жизненно заинтересован в появлении Курдистана, а еще лучше Большого Курдистана на Ближнем Востоке, чтобы расколоть регион по традиционной линии разлома с одной стороны которой стоит Израиль, а с другой – Курдистан. Прекрасно, что Израиль стал приобретать курдскую нефть, это - шаг в верном направлении. Но Израиль, скорее, указывает направление, куда может развернуться ситуация, чем страна, которая делает погоду. Тем не менее, для остальных курды – пока часть общей картины, важный фактор, который может помочь развернуть ситуацию в ту или иную сторону, но никто сиюминутно не заинтересован в его конституировании в качестве независимого игрока. Что делать в этих условиях? Вряд ли можно разделить советы тех, кто советует или даже настоятельно требует немедленно провозгласить независимость Курдистана, без чьей-либо однозначной поддержки, будь-то США, Турция, Иран или арабские страны Персидского залива. Многие ссылаются на пример Израиля, но Израиль изнемогает от войны, в которую он втянулся со дня своего основания. Стоит ли курдам повторять этот сценарий? Нет. Часто слышно, что Ирак близок к развалу. Если это так, то надо ждать, когда он развалится, - и Курдистан силою обстоятельств окажетесь вне Ирака, как это произошло с бывшими советскими республиками. Но и для достижения этой цели надо работать. Любую поддержку американских или иранских инициатив курды должны обусловливать письменными гарантиями сохранения федерации в Ираке, последовательного и скорого выполнения 140 статьи конституции Ирака, а сейчас по сути дела признания исторических границ Курдистана, и обязательно письменными международными гарантиями безопасности независимого Курдистана в случае распада Ирака.
Сейчас идет процесс становления нового суннитского государства, как бы оно ни называлось, это означает конец постколониальных, имперских границ на Ближнем Востоке. Этот процесс еще далек от завершения, но в любом случае у курдов есть голос и признанные права в регионе. Более того, объединение арабов Сирии и Ирака дает основание ставить вопрос об объединении курдов Западного и Южного Курдистана. Надо искать приемлемые для шиитов и суннитов Ирака, для Тегерана и Вашингтона варианты своей политики обретения независимости. Курды как были, так и остаются между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней, и это – крайне уязвимое положение. Главная проблема курдов состоит в том, что их не устроит посредничество только одной стороны. Даже если будет доминировать американская сторона из-за втянутости других сторон в непосредственную поддержку суннитов или шиитов, то это будет полезным для курдов только при явной или скрытой поддержке этих действий и иранской, и арабской сторонами.
Самым простым вариантом выхода из нынешней неопределенности могли бы стать дополнения к американо-иракскому договору безопасности с Ираком (а это – своего рода компромисс с Ираном по Ираку), гарантирующие безопасность Курдистана, или иные обязывающие соглашения в сфере безопасности, одной из сторон которых был бы Эрбиль. Аналогичные положения могли бы распространяться и на суннитское образование в рамках Ирака, и даже если оно выйдет за нынешнюю границу Ирака. В любом случае баланс интересов сторон может быть найден только при международном посредничестве.
Теги: Вадим Макаренко, Курдистан, курды, Ирак, США, Иран, Израиль, Турция, сунниты, шииты