События, происходящие в Курдистане, в очередной раз достигли мирового уровня. Мировые державы, наконец, озаботились происходящим в Ираке и Курдистане, и начали реагировать. Бегство суннитов Анбара, многотысячный исход христиан, захват трети территории Ирака исламистскими суннитскими боевиками, - всего этого было еще недостаточно. Но геноцид в Шангале, сотни трупов езидов, тысячи умирающих от жажды беженцев в горах подвигли мировое сообщество вмешаться.
И стороной, с которой мировое сообщество сейчас сотрудничает в операциях по борьбе с террористами "Исламского Государства", стал Курдистан. В первую очередь как единственная часть Ирака, противостоящая армии исламистов. В наши дни борьба с исламистским террором идет по всему миру. Его не могут победить ни силы НАТО, ни армии стран. Курды борются в одиночку, без бюджета, перекрытого федеральным правительством Ирака, без современного оружия, которое им запрещено иметь Багдадом, с двумя миллионами беженцев на плечах курдам удавалось побеждать. До Шангала.
Курдистан столкнулся с нападением, которое точно описывается словом геноцид. В езидском Шангале сотни тысяч вынуждены были стать беженцами, лишились своего имущества, были убиты, стали рабами или погибли в горах.
К сожалению, мировое сообщество оглядывалось на курдов только после очередного геноцида. К сожалению, только трагедии поднимали курдский вопрос на новый уровень.
Трагедия в Шангале стала потрясением для всего курдского и езидского сообщества. К сожалению, она стала и разменной монетой в политической борьбе. Ответ на вопрос: "Что случилось в Шангале?" требует освещения многочисленных фактов и непредвзятого взгляда. Предлагаю вам сделать собственную оценку основных, на мой взгляд, факторов, приведших к гибели сотен и ужасным страданиям тысяч людей.
Лицо террора
"Исламское государство" "прославилось" своими жесточайшими расправами с захваченными ими людьми, людьми другой веры или мировоззрения, и даже с единоверцами. Младенцы, женщины, старики – они не останавливаются перед убийством любого человеческого существа. Это совершенные нелюди, подчеркивающие и пропагандирующие свои преступления, снимающие свои ужасающие расправы на видео и транслирующие их в Интернете.
Первоначально получившая названное "Исламское государство Ирака и Леванта" (ISIS), провозгласившая исламский халифат на территории Ирака и Сирии, теперешняя группировка "Исламское Государство" (IS) пролила так много человеческой крови, что от нее открещивается даже создавшая ее "Аль-Каида".
Убийством езидов эти выродки гордятся особенно. Люди так напуганы кровавыми зверствами исламистов, что бегут при первом их появлении. "Мы услышали, что ISIS идет, и люди побежали во все стороны", говорит одна из беженцев. "Это все, что мы услышали: "ISIS идет".
Наследники Саддама
Шангал окружен землями арабских племен. Точнее, это курдские и езидские земли. Десятки лет Саддам Хусейн проводил здесь свою известную политику "арабизации": курды выселялись в пустыни или уничтожались, а их земли щедро раздавались в дар арабам. Это те самые "спорные территории" курдских сел и городов, планово заселенные арабами из других регионов Ирака.
После отступления иракской армии перед исламистскими боевиками у этих арабских племен появились опасения, что курды намерены вернуть свои земли обратно. Именно поэтому они приняли самое непосредственное участие в атаке на Шангал, помогая IS в разведке местности и сборе информации. По свидетельству беженцев, арабские племена, через селения которых им пришлось пройти в Сирии и Ираке, ничем не помогли им, наоборот, они грабили беженцев.
Уже доподлинно известно, что операциями "Исламского государства" руководят опытные высокопоставленные офицеры бывшей саддамовской армии. Они участвовали в ирано-иракской войне и в войне Ирака с Кувейтом. Только из Джалавлы по официальным данным в саддамовской иракской армии было более 2000 офицеров, тогда как Мосул, сейчас захваченный IS, был полностью "баасистским городом". Т.е. тогдашняя многомиллионная армия Ирака состояла из военных Мосула (провинция Ниневия, куда входит и Шангал).
В ходе расследования комиссии КРГ по Шангальскому кризису стало известно о том, что нападение на езидские районы готовилось около месяца: прослушивались телефоны, собирались разведданные о количестве и местонахождении всех подразделений пешмарга.
Шангал вместо Багдада
3 июня президент Иракского Курдистана Масуд Барзани предложил провести референдум о выходе из состава Ирака. С такой инициативой Барзани выступил в парламенте Курдистана. Неделей ранее Барзани объявил, что с момента вступления курдских военизированных подразделений в Киркук, вопрос о принадлежности города и других спорных территорий Иракскому Курдистану решен окончательно. Против высказались практически все арабские страны.
Войска "Исламского государства" быстро наступали на севере Ирака и уже во второй половине июня мировые СМИ обсуждали опасность падения столицы: террористы грозились взять Багдад в считанные дни. Потом они вдруг изменили свои планы. 2 августа был захвачен Шангал.
Саудовская Аравия была одной из тех стран, которые выступили категорически против независимости курдов. Нужно понимать, что она имеет огромное влияние на все исламистские суннитские группировки. Она поддерживает материально и вооружает сирийских и иракских боевиков. Саудовская Аравия имеет также очень большое влияние на международной арене, на Запад и США, в том числе, в вопросе отказа от признания независимости Курдистана. Именно поэтому США все время транслировали это сообщение курдам: имейте терпение, вы должны быть в составе Ирака.
Кстати, показательно, что сейчас весь арабский мир, весь исламский мир молчит о геноциде в Шангале и Ираке в целом. Как известно, молчание – знак согласия.
Это эти страны перенаправили силы исламистов на курдов, чтобы те не требовали независимости.
Сокровища Аль-Рабии
В СМИ мало говорят о том, что в Шангале есть богатые месторождения нефти. Это Аль-Рабия с двумя огромными нефтяными участками Эйн-Зале и нефтеперерабатывающим заводом. Первое, что сделали исламисты – захватили эти месторождения, что экономически было очень важным для них. Казна исламистов теперь пополнится новыми миллионами и вчерашнее решение Евросоюза о намерении попытаться воспрепятствовать "Исламскому государству" получать прибыль от продажи нефти вызывает мало оптимизма.
Позор и слава
В первый час атаки на Шангал погибли 13 пешмарга. Во многих курдских СМИ подчеркивается, что отступившие были пешмарга "Демократической партии Курдистана" (ДПК), что дает повод говорить о некоем мифическом заговоре ДПК против езидов. Это может убедить курдскую диаспору в Европе, но звучит смешно для местных. Большинство сил пешмарга Шангала, как и силы внутренней безопасности, "Асаиш", "Парастин", составляли местные жители. Как это принято повсеместно. Многие из этих солдат были местными жителями – езидами этого района. В большинстве своем - члены ДПК, но и представители других партий тоже. Курдское министерство пешмарга сформировано таким образом, чтобы объединить все политические силы – оно состоит из представителей разных политических партий. В Шангале был создан Комитет по экстремальным ситуациям, куда также входили представители всех местных партийных офисов, в том числе "Патриотического Союза Курдистана" (ПСК). Как заявил в интервью "Rudaw" начальник местного офиса ДПК, Сербест Бапир, перед партийными руководителями не стояли военные задачи, кризисный комитет отвечал за организаторские работы в случае экстремальных ситуаций, и он выполнил эту работу.
Как во всех войнах, когда происходит поражение, констатируется факт, что не было оказано достаточное сопротивление. Хотя при первых же атаках погибли 13 пешмарга, в том числе полковник из Захо, прославленный старый пешмарга. Более подробные сведения мы получим в ходе расследования комитета, созданного президентом. Сейчас отстранены от работы и находятся под следствием все руководители административных, правоохранительных и партийных органов Шангала. Следственный комитет рассмотрит степень вины каждого из них. Все виновные должны быть наказаны. Потому что в той ситуации нужно было погибнуть, но не бежать. Потому что от них зависели судьбы сотен тысяч людей. Это трудное решение, но ДПК обязана его принять.
Но все же, сообщения о том, что сопротивление не было оказано, не вполне соответствуют истине. Их распространяют те, кто всегда ждет возникновения подобных ситуаций, чтобы "поймать рыбу в мутной воде". Пешмарга и многие партийные деятели оказали сопротивление, дав возможность людям убежать в горы. Нужно понимать, что расстояние между городом и горами очень большое, около 10 км, и людям дали возможность пройти этот путь. Такие как Касым Шешу, Касым Смел и многие другие, они все – члены ДПК, защищавшие людей.
Возможно, было можно оказать большее сопротивление. Но страх сделал свое дело. В каждой курдской семье Ирака есть оружие. Но все бежали. Нельзя винить людей, парализованных страхом перед этими исламистскими изуверами. Сложно обвинять тех, кто встал на их защиту и отступил.
Район Шангал территориально удален от Иракского Курдистана. Пешмарга не могли отправить туда срочную помощь, а IS отрезали к нему все главные дороги.
Мировое сообщество не реагировало на происходящее 4 дня. СМИ транслировали бомбардировки Газы. А помощь нужна была срочно, потому что беженцы застряли в горах без воды и еды. Нужно было срочно снимать блокаду. Барзани отправил в Шангал своих лучших военных, в том числе сына.
Быстро подключились силы сирийских курдов, PYD, расчистившие от боевиков дорогу беженцам с сирийской стороны и создавшие для них безопасный коридор в Курдистан. Изможденных, еле живых беженцев стали доставлять в Дохук. США, Великобритания, Канада и другие страны сбрасывали в горах пайки с водой и продуктами. Но для многих беженцев было уже поздно.
Это поражение стоило слишком дорого. Но сейчас Курдистан собрал достаточно сил для ответной атаки, и нет никакого сомнения, что Шангал будет скоро освобожден. В этом не должно быть никаких сомнений.
ДПК благодарна PYD за огромную помощь в освобождении заблокированных в горах езидских беженцев. Но они не должны пытаться вмешиваться в дела Иракского Курдистана, как Иракский Курдистан не вмешивается в дела их кантонов. Напротив, мы отказались от своего влияния в Сирии ради того, чтобы избежать с ними конфликта. Эту специфику они должны учитывать.
Кроме того, Курдистан сотрудничает с США и Европой, которые отказываются сотрудничать с PYD. Решения должны выноситься в пользу курдов, а не во благо партийных интересов. Именно поэтому Региональное правительство Курдистана (КРГ) согласилось на помощь PYD и РПК в этом кризисе: народ страдает, поэтому наш общий долг вне зависимости от партийных интересов защитить Курдистан и помочь беженцам в горах. Помощь была осуществлена. И такое же сотрудничество было в Махмуре, где находится лагерь турецких курдских беженцев. Но нельзя преувеличивать силу политических партий. Мы можем победить только вместе. Тем более, что речь идет не о партизанской войне. Вооруженные автоматами, не могут победить ракеты и танки. Речь идет о полноценной фронтовой войне, где воюют артиллерией, бронетранспортерами и танками. Поэтому курды и требовали от международного сообщества современное оружие, без которого невозможно противостоять ракетам, а тем более, победить.
СМИ РПК отчитываются об освобождении Махмура, показывая колонны своих бойцов. СМИ Курдистана показывают в Махмуре тысячные колонны пешмарга и тоже отчитываются. Чуть не в первые дни РПК завили об освобождении Шангала, который не освобожден до сих пор. Это война за Курдистан или предвыборная гонка?
Только у пешмарга есть хоть какое-то тяжелое вооружение. Его не достаточно, но оно есть. Партизаны РПК отлично обучены нападать на базы и быстро скрываться. У них в этом большой опыт. Но для освобождения и дальнейшей защиты городов нужна артиллерия. Превосходящее оружие. Самый отважный и преданный родине человек с автоматом Калашникова – это только мышцы и кровь, которые в секунду будут разорваны ракетой исламистов. Он может только героически погибнуть, но он не освободит город. Все наши военачальники подтверждают, что сегодняшняя война – это не война пешмарга против войск Саддама. Курды могут победить только с современным тяжелым оружием.
Теперь о другом оружии, о нашей чести. Мы обязаны поддерживать наших солдат пешмарга. И мы обязаны поднимать свой моральный дух, а не топтать его, что делает сегодняшняя пропаганда, особенно в отношении курдов-езидов. Говорить, что курды предали езидов, значит самому совершать предательство.
Сейчас нам нужно освободить Шангал, получить другого качества оружие и извлечь уроки, чтобы не повторить старые ошибки.
Международное значение, которое сейчас приобрел курдский вопрос, когда в масштабах мира идет компания в поддержку Курдистана, очень важно. Нужно понимать, что за последние годы Курдистан стал объектом международного доверия. Это, прежде всего, связано с огромной дипломатической работой, проведенной политиками Курдистана в других странах. Огромная часть заслуги в этом принадлежит президенту Масуду Барзани, который встречался с лидерами многих ведущих стран и на высшем уровне добивался, объяснял, доказывал правоту курдского вопроса и способность курдов защитить мир и свои национальные и религиозные меньшинства. Поэтому сейчас многие мировые СМИ подтверждают, что иракские курды, курды Южного Курдистана могут лучше, чем иракцы бороться с терроризмом и защищать свою землю даже без иракских миллиардных возможностей.
Курдистан выживает в одиночку. И без иракских денег, без своей доли в иракском бюджете Курдистан стал почти независимым, не столкнувшись с дефолтом. В Курдистане экономический кризис, но он выживает благодаря созданному потенциалу. Хотя многие ожидали, что Курдистан может экономически рухнуть, что он столкнется с катастрофой. В Курдистане остановились темпы роста, но, тем не менее, там продолжается нормальная жизнь, и он помогает 2 миллионам беженцев. В этих сложных условиях правительство Курдистана предложило каждой семье взять под свою опеку одну семью беженцев и люди откликнулись. Люди также помогают финансировать пешмарга. Жизнь Курдистана продолжается.
Эти политические и экономические заслуги, завоеванные Курдистаном, говорят о том, что Иракский Курдистан, его политические партии, его правительство смогли постепенными умными шагами продвинуться в верном направлении и завоевать доверие международного сообщества.
Теперь нам, курдам, нужно завоевать доверие друг друга.
Теги: Хошави Бабакр, Иракский Курдистан, Курдистан, Ирак, беженцы, Шангал, христиане, езиды, Анбар, сунниты, террор, исламисты, Исламское Государство, НАТО, Исламское государство Ирака и Леванта, Аль-Каида, Саддам Хусейн, пешмерга, Масуд Барзани, Киркук, Саудовская Аравия, нефть, ДПК, Сербест Бапир, Касым Шешу, Касым Смел, Сирийский Курдистан, PYD, США, Великобритания, Канада, КРГ, РПК, Махмур