Правительственный кризис в Ираке на этот раз не только не затянулся на месяцы, но и привел к существенным переменам в руководстве Ирака. Безусловно, была опасность, что отставка Нури эль-Малки от власти потребует силового давления. Так и произошло. В какой-то момент – 10-12 августа - даже показалось, что без выдворения из "Зеленной зоны" силой Нури эль-Малики не выпустит власть из своих рук. Но до междоусобной схватки дело не дошло: силовое давление оказало непрекращающееся наступление сил Исламского государства, которые не просто захватили большую часть суннитских провинций Ирака, но и практически вышли к границам Ирана, а территориальная целостность Ирака окончательно повисла на волоске.
Это обстоятельство оказалось синхронизатором усилий различных сторон, каждая из которых имела свои интересы, но всех их объединяло то, что для них не приемлем третий премьерский срок Малики. Это касалось, как курдов и суннитов, требующих признания и главное реализации своих конституционных прав. Их позиция, при условии, что речь идет о правах внутри Ирака, была поддержана США и их европейскими союзниками, делающими ставку на восстановление межконфессионального и межэтнического согласия в Ираке и сохранение его целостности.
За отстранение Малики выступила значительная часть шиитского блока "Национальный альянс", без поддержки которого Малики было невозможно ничего добиться. А в этом практически правящем блоке поняли, что в противном случае ситуация в Ираке окончательно выйдет из под его контроля: шииты или потеряют власть в стране, или страна окончательно развалится. Естественно, что ни сунниты, ни курды, чьи представители уже заняли посты спикера парламента и президента Ирака, формально поддержав сохранение единого Ирака, не собирались вносить кандидатуру Малики на голосование, делая именно шиитов ответственными за возможный развал политический страны. У шиитов выбора не было, а промедление было смерти подобно. Не случайно, что США начали наносить удары по наступающим формированиям "Исламского государства" только 9 августа, когда было принято формальное решение о назначении новым премьер-министром Хайдара эль-Абади.
Позицию шиитского блока в отношении Малики, хоть и не публично, но предельно однозначно озвучил еще в конце июля его духовный лидер аятолла ас-Систани. Нури эль-Малики в запале борьбы, и, видимо, еще не ожидая подвоха со стороны своих политических союзников, а главное, со стороны Ирана, даже в какой-то момент рискнул оспорить позицию иракского религиозного лидера. Но голос аятоллы, хотя и не сразу, а в конечном итоге услышали не только в Ираке, но и в Иране, где решение о судьбе Малики принималось на высшем уровне. В результате было оказано решительное давление на премьера, ошибочно посчитавшего себя победителем на выборах, и, главное, на его окружение, которое в этой ситуации, видимо, предпочло не рисковать, до конца отстаивая фигуру Малики. Нури эль-Малки фактически оказался в политическом вакууме, поскольку от него отшатнулись добрая половина его прежних союзников. Это был не переворот в чистом виде, но внутри шиитского блока борьба была, и Малики ее проиграл. Правда, это показало, что в Ираке все же сохранилась политическая сфера, которую грозил свести на нет авторитаризм бывшего премьера.
Как в 2006 году в случае с выдвижением самого Нури эль-Малики на смену Ибрагиму эль-Джаафари, а первую роль вышла неожиданная фигура, хотя Хайдер аль-Абади с 2003 года, когда он вернулся из Лондона, находился в высшем политическом руководстве партии "Дава". Но при этом были другие более известные кандидаты на этот пост, среди них называют Аделя Абдул-Махди, лидера "Высшего исламского совета Ирака", Ибрагима Джаафари, бывшего премьера от партии "Дава", Ахмада Челаби, претендующего на каждый высший пост в Ираке с 2003 года, Кусая эш-Шухаил (Qusay al-Suhail) и Тарека Наджем (Tarek Najem).
Это говорит о том, что фигура Хайдара эль-Абади стала результатом компромисса внутри шиитского блока: во-первых, премьер вновь от партии "Дава", и, во-вторых, это – человек из фактического руководства предыдущего периода, практически близкий политический соратник Малики. Эту кандидатуру приняли в Вашингтоне и в Тегеране. Но можно ожидать, что будет сохранена жесткость политической линии нового иракского руководства в отношении курдов и суннитов в том, что касается единства Ирака. Особенно настораживает то, что Хайдер эль-Абади возглавлял работу на экономическом направлении, где в последние годы были приняты решения, сильно ограничивающие права Иракского Курдистана, которые, в конечном итоге, привели к прекращению финансирования этого региона из федерального бюджета. Но, с другой стороны, можно ожидать, что он, став премьером и вполне понимая, что у Багдада нет рычагов для сдерживания курдов и суннитов, кроме развития федерации, он займет более рациональную и конструктивную позицию в вопросах развития страны.
В качестве премьер-министра Хайдер эль-Абади, естественно, пообещал восстановить единство Ирака, преодолев этнические и религиозные разногласия, но это легче провозгласить, чем сделать. По сути, и Малики начинал свою деятельность с этого же, когда сунниты и курды добились замены Ибрагима Джаафари на посту премьер-министра. Другое дело, что ситуация сейчас такова, что без поддержки внутри страны и извне новый премьер-министр Ирака мало что может сделать для Ирака.
Сунниты, по сути, отложились, поскольку над этими провинциями установлен контроль Исламского государства. Курды оказались отрезанными от Багдада, т.е. фактически в находятся анклаве, не досягаемом для Багдада. Более того, курды, использовав ситуацию кризиса, в котором они оказались единственной в Ираке боеготовой силой, способной на поле боя сдержать наступление Исламского государства, сейчас уже опираются, нравится это или нет Багдаду, на непосредственную (а не через Багдад) международную поддержку в области наращивания своих вооруженных сил. Более того, и центральное правительство в Багдаде вынуждено следовать складывающейся ситуации, поддерживая их действия на основных направлениях авиацией, т.е. делать хорошую мину при плохой игре, чтобы не проиграть партию окончательно.
Новому премьеру эль-Абади придется приложить массу усилий и дипломатического искусства, чтобы найти тот вариант организации Ирака как федеративного государства, который удовлетворит общины Ирака и вернет мир в их отношения. Позиция США будет решающей в разрешении кризиса вокруг Исламского государства, поскольку, если не обуздать суннитскую бурю, она окончательно разметает Ирак с непредсказуемыми последствиями, поэтому США необходимо сохранить общий контроль над ситуацией. Если с курдами ситуация прозрачна, то характер отношений США с Исламским государством сильно затемнен, поскольку не объяснена, а, возможно, пока не может быть официально объяснена сдержанность США в отношении этого "террористического образования". Противодействие Исламскому государству – это сейчас главный фактор, определяющий отношения всех сторон в иракском треугольнике. И уже в ближайшее время для примирения этнических и конфессиональных общин потребуется пересмотр конституционных основ жизни страны и практики ее политической жизни. Эти задачи под силу только какому-нибудь политическому Гераклу. Хайдар эль-Абади не производит впечатление сильного и влиятельного человека, с уже сейчас с красными, чуть воспаленными глазами, он не выглядит харизматичным лидером, который мог бы спасти Ирак. Думаю, что мало кто из ответственных политиков хотел бы сейчас оказаться на его месте. Стране предстоит пройти через тяжелейшую бурю…
Теги: Вадим Макаренко, Нури аль-Малики, Исламское Государство, Иран, шииты, курды, Национальная коалиция, Хейдар аль-Абади, Али аль-Систани, Ибрагим аль-Джаафари, Дава, Адель Абдул Махди, Ахмад Чалаби, Кусай эш-Шухаил, Тарек Наджем