Создается впечатление, что не все реально оценивают угрозу, происходящую от Исламского государства (Сирии и Ирака). В Курдистане, на мой взгляд, из-за политических соображений не готовы верно оценить августовские события в Синджаре, их трагизм, связанный с большими жертвами среди езидов, мешает реальному рассмотрению самой проблемы.
На деле синджарский мешок, или синджарский котел, а только такое определение подходит к этому району с момента взятия силами Исламского государства Мосула, было практически невозможно удержать, если не готовиться к этому специально. Но и специально к этому невозможно было подготовиться, потому что в августе страна еще не перешла на военные рельсы (в какой степени перешла она сейчас?), и сравнительно немногочисленные пешмерга еще были реально не способны организовать надежную оборону довольно обширной территории Курдистана, а Синджар на начало августа был к тому же еще новой, не освоенной в оперативном отношении территорией для Курдистана.
Границы Курдистана объективно проницаемы, потому что вдоль них нет естественных препятствий, а оборона районов реально может строиться вокруг населенных пунктов с целью защиты их населения и вокруг важных объектов, типа Мосульской дамбы, или объектов нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей промышленности, но и это крайне сложная задача, потому что у пешмерга нет таких сил, чтобы охватить всю территорию, а оборона населенных пунктов вообще возможна только с участием их населения. Какие-то возможности могла бы дать в этом случае авиация, но у курдов на тот момент боевой авиации не было, как и не было возможностей ведения оперативной войсковой разведки. Сейчас необходимую авиационную поддержку оказывает Багдад и США в результате наступающая сторона лишилась преимущества внезапности и мобильности. Похожую ситуацию можно было наблюдать в Ливии, опыт боевых действий в которой крайне важен для понимания возможностей ведения войны на Ближнем Востоке.
Сейчас, перегруппировав свои силы и сосредоточившись на определенных направлениях, курды могут отбить у исламистов захваченные ими населенные пункты, поскольку они могут создать локальный перевес в силах, но и сегодня это – сложная задача, потому что реально для перевеса нужна иная огневая мощь, какой не располагают курдские пешмерга, поскольку, если боевые действия будут сводиться к применению в основном стрелкового оружия, то курдские пешмерга не будут иметь особых преимуществ, как их не имела бы в городах сирийская армия, если бы не использовала в помощь пехоте артиллерию и авиацию. Да собственно, это уже было продемонстрировано в Фаллудже, когда ее с большими потерями штурмовала американская морская пехота: не винтовками же они брали город, а бомбили и обстреливали артиллерией.
Война, которая уже началась, будет крайне тяжелой. Как ее будет вести Курдистан? Одно, если Исламское государство будет пытаться одновременно давить на курдов и Багдад, заставляя их сотрудничать, другое дело, если будет активный фронт только на курдистанском направлении. Надежный контроль протяженной границы с вновь образующимся суннитским государством, даже если оно останется регионом Ирака, а на границе не будет активных боевых действий, будет крайне затратным и сложным и, безусловно, будет не без провалов, прорывов и провокаций, потерь, каких было немало, например, на советско-польской границе в 1920-е годы, да и в Средней Азии, где предотвращение вылазок басмачей оставалось тяжелой задачей для пограничников и армии многие годы.
Сегодня крайне важен международно-правовой статус Курдистана, который не должен стать "пехотой" Запада, которую тот использует, чтобы сиюминутно потушить огонь в Ираке, Курдистан должен получить международные государственно-правовые основания для организации долговременной обороны на границе с Исламским государством. Нужны реальные права, которые позволят Курдистану в полном объеме осуществлять свою оборону, в том числе и заключать военные соглашения с другими странами.
Просто немедленно нужно соглашение о военном сотрудничестве с Турцией и США, даже если это будет тройственное соглашение – США – Ирак – Курдистан, включающее Багдад даже в качестве федеральной столицы. Сегодня по-прежнему слишком многое в этой сфере зависит от того, как на это односторонне посмотрят в Багдаде, разрешат или нет поставку вооружений или гуманитарной помощи. Эрбиль должен получить необходимые и неотъемлемые права, без которых он реально не сможет взять на себя и военно-политические обязательства. Думаю, что в каждой столице Масуд Барзани поднимал этот вопрос, но до сих пор он оставался без ответа. Именно отсутствие этих прав и у Курдистана, и потенциальных стран-союзниц лишало Эрбиль возможностей реально планировать и осуществлять оборону своего региона. Это - основная причина трагедии, случившейся в августе 2014 года. Необходимо дать принципиальный ответ на эту ситуацию. Даже самые преданные и бесстрашные люди будут перебиты, если они не будут хорошо вооружены и правильно организованы. Без решения этих вопросов Курдистан будет оставаться со связанными руками и не сможет организовать надежную оборону, что сильно понизит уровень безопасности в регионе.
Теги: Вадим Макаренко, Исламское Государство, Сирия, Ирак, Мосул, Иракский Курдистан, Курдистан, пешмаога, пешмерга, Синджар, Шангал, США, Лмвия, исламисты, курды, Эль-Фаллуджа, сунниты, Турция, Масуд Барзани