Москва констатировала имеющиеся разногласия с США в подходах к борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке, но не стала выпячивать эти разногласия.
15 сентября в Париже прошла международная конференция по вопросам помощи Ираку в противодействии вооруженной группировке "Исламское государство" (ИГ). Во встрече участвовали президенты Франции и Ирака, главы внешнеполитических ведомств США, европейских государств и около десятка арабских стран, представители ООН и Лиги арабских государств. Была приглашена и Россия, которую представлял Сергей Лавров.
Проведение конференции, которая была экстренно созвана президентом Франции Франсуа Олландом, отражает осознание международным сообществом резко возросшей угрозы со стороны боевиков-джихадистов не только Ираку и Сирии, значительная часть которых захвачена "Исламским государством", но всему региону Ближнего Востока и Северной Африки. По оценкам ЦРУ, в рядах ИГ сражаются около 30 тысяч боевиков, группировка контролируют 11 нефтяных месторождений и ежедневно зарабатывает на продаже нефти на черных рынках Иордании, Турции и Ирака более 3 млн. долларов. Даже привыкший ко многому современный мир был потрясен зверствами исламских террористов в отношении иракских христиан и езидов, дикими казнями оказавшихся в заложниках граждан США и Британии. Совершенно ясно, что слабая и деморализованная иракская армия самостоятельно бороться с хорошо организованными и вооруженными отрядами боевиков, которые возглавляются бывшими офицерами-суннитами армии Саддама Хусейна, не в состоянии. До последнего времени военную поддержку Багдаду и вооруженным формированиям курдов на севере Ирака оказывали лишь США, которые с августа этого года нанесли около 160 авиаударов по позициям ИГ в Ираке. Теперь призыв Барака Обамы к созданию широкой коалиции против исламистских боевиков получил международный отклик.
"Что это за угроза? Она глобальна. Поэтому и ответ на нее должен быть глобальным", – заявил президент Франции Олланд при открытии конференции в Париже. – Борьба Ирака с террористами – это также и наша борьба. Мы должны вместе взять на себя обязательства. Такова цель этой конференции". А президент Ирака Фуад Маасум призвал к "быстрым и радикальным решениям", иначе боевики ИГ могут продолжить захват территорий. На парижской конференции была единогласно принята резолюция, в которой, в частности, говорится: "Все участники подчеркнули срочную необходимость устранить ИГ из районов, которые оно сейчас контролирует в Ираке. С этой целью они обязались поддерживать новое правительство Ирака в его борьбе против ИГ любыми необходимыми средствами, включая соответствующую военную помощь".
Однако в том, что касается форм и сроков такой помощи, особой ясности нет. Свое намерение присоединиться к США в нанесении авиаударов по базам "Исламского государства" пока обозначили только Великобритания, Австралия и Франция, возможно также участие некоторых союзников США из государств Персидского залива. Но возникает вопрос об участии в коалиции Ирана как главного нынешнего союзника Ирака и Сирии. Накануне конференции в Париже президент Ирака Фуад Маасум заявлял, что любая международная коалиция по борьбе с ИГ должна включать Иран. Тем не менее, представители Тегерана, видимо, по настоянию США и Саудовской Аравии, даже не были приглашены на конференцию. Отсутствовали и представители правительства Башара Асада, возможность сотрудничества с которым отвергает Вашингтон. Как и следовало ожидать, в ответ власти Ирана и Сирии подвергли резкой критике позицию США и выразили сомнения в эффективности коалиции, в которой они не будут участвовать.
При таком противоречивом раскладе большое значение будет иметь позиция России, которая имеет тесные связи с Башаром Асадом. В принципе Москва признает опасность, исходящую от "Исламского государства" не только для Ирака и Сирии, но и для всего региона, тем более что лидеры ИГ недавно выступили с прямыми угрозами в адрес России. С другой стороны, понятно, что далеко зашедшая российско-американская конфронтация в связи с украинским кризисом накладывает отпечаток на весь комплекс взаимоотношений между двумя странами. И играть активную роль в коалиции, создаваемой под эгидой США, Москве явно не комфортно.
Подобная двойственность нашла отражение в выступлении Сергея Лаврова на конференции в Париже. Он приветствовал инициативу Франции по созыву этой встречи и выразил уверенность в том, что лидерам ИГ "никогда не позволят создать собственное государство". Глава российского МИД не смог обойти молчанием ошибочные действия, совершенные западными государствами в Ливии, Ираке и Сирии, которые, собственно, и привели к разгулу экстремизма и терроризма. Тем не менее, по словам Лаврова, главное – сделать правильные выводы из ошибок прошлого. "Никто не совершенен. Но если мы хотим достигнуть успеха, все наши действия должны быть основаны на твердом и четком понимании того, что подъем волны экстремизма является главной угрозой региону... Необходимо объединение на деле, а не на словах всех государств – как в регионе, так и за его пределами – действительно приверженных идее противостояния террористам", – отметил Лавров. Российский министр выразил озабоченность озвученными Вашингтоном намерениями наносить удары по позициям ИГ на территории Сирии без какого-либо взаимодействия с Дамаском и подчеркнул, что Сирия и Иран – естественные союзники международного сообщества в борьбе против исламистских боевиков.
Сергей Лавров счел нужным акцентировать еще одну принципиальную мысль: "Страны-члены антитеррористической коалиции должны продемонстрировать подлинное единство, не позволяя разногласиям между ними по другим вопросам навредить эффективности совместных действий по борьбе с терроризмом. Экстремисты постараются воспользоваться любыми разногласиями в наших позициях, чтобы подорвать единый фронт государств, действующий против них. Поэтому следует выработать подлинно коллективный подход". Он напомнил, что Россия уже предоставляет значительную военную помощь Ираку и Сирии, и выразил готовность "участвовать в выработке дополнительных общих мер для борьбы с терроризмом".
Таким образом, Москва констатировала имеющиеся разногласия с США в подходах к борьбе с исламистским терроризмом на Ближнем Востоке, но не стала выпячивать эти разногласия и позиционировала себя как активного члена широкой антитеррористической коалиции. После многомесячного периода резких взаимных упреков, связанных с присоединением Крыма к России, развитием вооруженного конфликта на Востоке Украины и санкционной спирали, это, пожалуй, первый случай, когда обозначились возможности конструктивного политического взаимодействия между Россией и Западом в решении острой международной проблемы. Надо думать, эти возможности связаны с установлением в Донбассе режима прекращения огня, а их дальнейшая реализация будет зависеть не в последнюю очередь от динамики урегулирования украинского кризиса.
Теги: Россия, США, Франция, Исламское Государство, ООН, ЛАГ, Сергей Лавров, Франсуа Олланд, Ирак, Сирия, ЦРУ, нефть, Иордания, Турция, христиане, езиды, сунниты, Саддам Хусейн, Барак Обама, Фуад Масум, Великобритания, Австралия, Иран, Саудовская Аравия, Башар Асад