Перед тем, как приветствовать новоформирующееся государство Курдистан на севере Ирака, я должен признаться, что в прошлом был противником его независимости.
В 1991 году, после окончания войны в Кувейте, когда Саддам Хусейн атаковал шесть миллионов иракских курдов, я привел три аргумента против американской интервенции в их защиту. Те же аргументы по-прежнему широко слышны и сегодня: (1) курдская независимость означала бы конец Ирака как государства, (2) это бы усилило курдские усилия по достижению независимости в Сирии, Турции и Иране, что приведет к дестабилизации и пограничным конфликтам, и (3) это вызвало бы преследование некурдов и в результате "значительные и кровавые обмены населением".
Однако ни одно из этих трех ожиданий не оправдалось. Учитывая печальный иракский послужной список внутри страны и за рубежом, конец объединенного Ирака обещает облегчение. То же самое можно сказать и о положении курдов в соседних странах. Сирия раскололась на три этнических и сектарных компонента: курды, арабы-сунниты и арабы-шииты, что в долгосрочной перспективе предвещает улучшение. Исход курдов из Турции полезно препятствует опасным амбициям Реджепа Тайипа Эрдогана, недавно пересевшего в президентское кресло. Аналогично, исход курдов из Ирана уменьшит эту архиагрессивную миниимперию. Я боялся чисток некурдов в иракском Курдистане, но происходит наоборот: сотни тысяч беженцев из других частей Ирака ищут спасение в Курдистане в надежде извлечь выгоду из безопасности, толерантности и открывающихся возможностей.
Мои ошибки легко объяснить: в 1991 г. никто не знал, что курдская автономия в Ираке будет процветать, как это происходит сегодня. Региональное правительство Курдистана (РПК), появившееся на свет в следующем году, можно назвать (лишь с некоторой натяжкой) Швейцарией мусульманского Ближнего Востока. Ее вооруженный, ориентированный на торговлю горный народ желает, чтобы его оставили в покое и стремится к процветанию.
В 1991 году было неизвестно также, что курдская армия, пешмерга, выступит в качестве компетентной и дисциплинированной силы; что РПК отвергнет террористические методы, в то время широко используемые курдами в Турции; что произойдет стремительный подъем экономики; что две курдские ведущие политические семьи, Талабани и Барзани, научаться сосуществовать; что РПК будет проводить ответственную дипломатию; что ее руководство подпишет международные торговые соглашения; что появятся десять новых высших учебных заведений; и что курдская культура расцветет.
Тем не менее, все это произошло. По словам израильской ученой Офры Бенгио, "автономный Курдистан оказался самой стабильной, процветающей, мирной и демократической частью Ирака."
Что дальше на повестке дня РПК?
Во-первых, после тяжелых потерь в боях против Исламского Государства, пешмерга должна переквалифицироваться, перевооружиться, и заключить тактический союз с такими бывшими противниками, как иракское центральное правительство и турецкие курды. Такие шаги будут иметь положительные последствия для будущего Курдистана.
Во-вторых, руководство РПК сигнализировало о намерении провести референдум по независимости, которая, как она правильно считает, будет пользоваться популярностью среди населения. Дипломатия, тем не менее, отстает. Иракское центральное правительство, конечно, выступает против этого, так же как и великие державы, что отражает их обычную осторожность и заботу о стабильности. (Вспомним речь "Котлета по-киевски" Джорджа Буша ст. в 1991 г.)
Однако, учитывая достоинства РПК, внешние силы должны поощрять ее независимость. Проправительственные СМИ в Турции уже это делают. Вице-президент США Джо Байден, возможно, возьмет за основу свое предложение 2006 года: "дать каждой этно-религиозной группе - курдам, арабам-суннитам и арабам-шиитам - территории, чтобы они могли заниматься собственными делами, позволив центральному правительству отвечать за общие интересы."
Третье: что если иракские курды объединят свои силы через три границы - как они уже делали в отдельных случаях - и образуют единый Курдистан с населением около 30 миллионов, и, возможно, коридор к Средиземному морю? Одна из самых многочисленных этнических групп в мире без государства (спорное утверждение: например, каннадига в Индии), курды упустили свой шанс в урегулировании после Первой мировой войны, потому что не нашлось интеллектуалов и политиков, готовых постоять за них.
Появление курдского государства глубоко изменило бы регион, добавив значительную по размерам новую страну и одновременно частично расчленив ее четырех соседей. Такая перспектива вызвала бы тревогу в большинстве стран мира. Но Ближнему Востоку - все еще в тисках соглашения Сайкса-Пико, неуклюжего тайного договора европейских держав в 1916 году - необходима благотворная встряска.
С этой точки зрения, появление курдского государства является частью общерегиональной дестабилизации, опасной, но необходимой, которая началась в Тунисе в декабре 2010 года. Соответственно, добро пожаловать четырем потенциальным частям, объединенным для образования единого Курдистана.
Автор: Даниэль Пайпс
Источник: danielpipes.org
Перевод с английского И. Эйдельнант
Теги: Даниэль Пайпс, Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, Кувейт, Саддам Хусейн, США, Турция, Иран, Сирия, сунниты, шииты, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Реджеп Тайип Эрдоган, Иранский Курдистан, КРГ, пешмерга, Офра Бенгио, Исламское Государство, Джо Байден