По сообщению французского информационного агентства, президент США Барак Обама заявил, что Вашингтон сделает всё необходимое для того, чтобы одержать победу над "Исламским государством" (ИГ). Этому заявлению предшествовали демонстративные казни боевиками ИГ граждан США и Великобритании, что, очевидно, и вынудило Б. Обаму к более решительным действиям. Но если точечные удары ВВС США по объектам ИГ в Ираке наносились по просьбе иракских властей, то о бомбардировке сирийской территории Дамаск был уведомлён лишь накануне атаки, что является грубым нарушением суверенитета этого государства.
Нет пока на этот счёт и каких-либо решений Совета Безопасности ООН. Якобы в ходе первых ракетно-бомбовых ударов ВВС США по позициям террористических группировок в Сирии были уничтожены свыше 100 боевиков. Однако местные СМИ информируют и о фактах гибели от этих бомбардировок гражданского населения. Сообщается о погибших восьми мирных жителях, среди которых было трое детей.
За новыми военными операциями ВС США в Ираке и Сирии скрываются претензии Вашингтона на роль мирового жандарма, цинизм и двойные стандарты во внешней политике. Ведь одновременно с авиаударами по позициям боевиков в Сирии администрация Б. Обамы заявляет о своём решении наращивать военную помощь сирийской вооружённой оппозиции, якобы для повышения её боеспособности в борьбе с ИГ и другими террористическими группировками. На самом деле Вашингтон стремится тем самым ускорить падение режима Башара Асада. Но общеизвестно, что подготовленные американскими инструкторами в Иордании и Турции подразделения оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) вновь и вновь пополняют отряды боевиков-джихадистов.
Становится всё более очевидным, что появление практически всех террористических группировок в мире не обходится без прямого или косвенного участия спецслужб США. ЦРУ принимало самое активное участие в создании "Аль-Каиды", движения "Талибан". Спецслужбы региональных союзников США (Саудовской Аравии, Катара, других стран Персидского залива) изначально поддерживали радикальные суннитские группировки в Сирии и Ираке, способствовали созданию новых отрядов "Аль-Каиды" - таких, как "Джабга ан-Нусра", "Хорасан" и "Исламское государство", известное также как "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), или "Исламский халифат". Не случайно, что суннитско-шиитские вооружённые столкновения в регионе провоцируются во многом Вашингтоном и его союзниками. Цели весьма прозрачны: поставить заслон влиянию Ирана в регионе, сделать более послушным правительство шиитского большинства в Багдаде, свергнуть режим Башара Асада в Дамаске, изолировать группировку "Хизбалла" в Ливане и контролировать шиитские общины в Саудовской Аравии, на Бахрейне, в Йемене, других арабских странах. В этой геополитической стратегии США международные террористы-исламисты играют роль передового отряда и ударной силы. Не исключено, что Вашингтон рассчитывает, достигнув своих целей в регионе, в последующем свернуть деятельность боевиков-джихадистов, лишив их финансирования и другой поддержки. Однако, как и в случаях с "Аль-Каидой" и "Талибаном", новые террористические группировки вскоре становятся самодостаточными, выходят из-под контроля своих спонсоров и создателей и превращаются в новую угрозу международной и региональной безопасности.
Сегодня одним из таких террористических монстров стало ИГИЛ, или "Исламский халифат". Анатомия этой радикальной исламистской группировки довольно проста. Зародилась она в недрах "Аль-Каиды", несколько лет воевала вместе с "Джабга ан-Нусра" и другими исламистскими группировками в Сирии, была поддержана спонсорами из Катара и других стран Персидского залива. ИГИЛ удалось консолидировать вокруг себя более мелкие исламистские группировки, часть подразделений Свободной сирийской армии. Несколько десятков тысяч наёмников и добровольцев-исламистов прибыли из других арабских и исламских государств, стран ЕС, СНГ, США. Воспользовавшись восстанием суннитских провинций в Ираке, бандформирования ИГИЛ вторглись в северо-западные и центральные районы Ирака, разгромили три механизированные дивизии правительственных войск, установили контроль примерно над третью территории этой страны, крупными городами, частью нефтепромыслов. К ним примкнули местные радикальные суннитские группировки, бывшие военнослужащие Саддама Хусейна. В качестве трофеев в руки боевиков ИГИЛ попали значительные валютные средства, музейные ценности, поставленные накануне в Ирак новейшие американские образцы тяжёлых вооружений (артиллерия, ракетное оружие, танки, бронетранспортёры и т. п.), радиоактивные материалы, компоненты химического оружия. Сегодня на оккупированных территориях Ирака и Сирии строится новое исламское государство по законам шариата, преследуются иноверцы (курды-езиды, шииты, христиане, другие), осуществляются массовые казни, захват заложников, работорговля. ИГИЛ контролирует участки границ Ирака с Сирией, Иорданией, Турцией, осуществляет контрабандную торговлю нефтью и нефтепродуктами, оружием, боеприпасами, музейными артефактами, наркотиками. Наткнувшись на сопротивление курдских бригад "пешмерга" и понеся небольшие потери от ракетно-бомбовых ударов ВВС США в Ираке, боевики ИГИЛ перегруппировались и атаковали курдский район в Сирии Кобани (арабское название Айн-эль-Араб). Десятки тысяч сирийских курдов вынуждены были бежать на сопредельную турецкую территорию. Реально оценивая силы и возможности ИГИЛ (исламского халифата), можно прийти к следующим выводам.
Точечные удары ВВС США и их союзников по позициям боевиков в Сирии и Ираке вряд ли смогут нанести им сколько-нибудь серьёзное поражение. Отряды ИГИЛ рассредоточены на значительной территории, хорошо знают местность, умело маскируются, дислоцируются в городах и населённых пунктах, прикрываясь населением как живым щитом. Ни созданная США Свободная сирийская армия, ни силовые структуры Ирака не в состоянии противостоять почти стотысячной группировке хорошо обученных и вооружённых самым современным оружием боевиков ИГИЛ, которые к тому же пользуются поддержкой значительной части населения оккупированных районов. Решительный отказ США взаимодействовать с правительством Башара Асада и Тегераном в борьбе с ИГИЛ и родственными ему группировками в Сирии и Ираке только усиливают позиции джихадистов. Надежды Вашингтона на помощь в борьбе с джихадистами со стороны Саудовской Аравии, Катара и других арабских стран весьма призрачны. Эта бумажная коалиция изначально ведёт "двойную игру". Даже если монархи Персидского залива на словах и поддержат намерение США включиться в борьбу с исламистами, то по каналам спецслужб и неправительственных организаций салафитские (ваххабитские) круги продолжат подпитывать родственные им идейно исламистские, суннитские, военно-политические группировки. Следует также учитывать практически неограниченные мобилизационные возможности джихадистов, которые стекаются в Сирию и Ирак со всего мира.
Так что заявление Б. Обамы в отношении ИГИЛ можно рассматривать лишь как имитацию борьбы с терроризмом и попытку оправдаться в глазах своего электората за казни соотечественников и провал внешней политики Вашингтона на Ближнем Востоке. Пока не будет создан единый фронт борьбы с международным терроризмом под эгидой Совета Безопасности ООН с подключением всех региональных и международных игроков (России, Сирии, Ирана, Турции, Пакистана), победить подобного международного террористического монстра не представляется возможным. Новому правительству Ирака предстоит вернуть доверие жителей суннитских провинций и тем самым лишить поддержки ИГИЛ со стороны широких народных масс. Уместно было бы подумать в Вашингтоне и штаб-квартире ООН и над введением пакета международных ограничительных санкций в отношении спонсоров террористов из стран Персидского залива.
Станислав ИВАНОВ,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Специально
для "Крымской правды".
Теги: Станислав Иванов