Ряд мировых СМИ поспешили растиражировать заявление госсекретаря США Д.Керри на американском телеканале PBS от 31 октября 2014 г. в отношении иракских курдов. Якобы США считают, что "для признания Иракского Курдистана в качестве независимого государства время еще не пришло". Джон Керри также заявил, что "нужно решать одну проблему за другой". Очевидно, имелось в виду вначале использовать курдов в борьбе с "джихадистами" Исламского государства (ИГ), а лишь потом решать их дальнейшую судьбу. При этом Д.Керри высказал опасение, что признание Иракского Курдистана "может подорвать сложившуюся правящую коалицию в Багдаде". Другого от высокопоставленного чиновника Белого дома услышать и не ожидали. Ведь Вашингтон продолжает раскладывать свои карточные пасьянсы по всему миру, в одном из которых с маниакальной настойчивостью предпринимаются попытки создать Большой Ближний Восток по западным лекалам и где нет места курдскому государству. Почему-то народам Южного Судана, Косово, других республик бывшей Югославии, Шотландии, Каталонии, Северной Ирландии, даже отдельных штатов США можно ставить вопрос о своей независимости и добиваться ее, а Иракскому Курдистану в этом праве отказано. Даже явные провалы действий США в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии, Египте, других странах региона не могут повлиять на чиновников в Белом доме, Госдепе и Пентагоне. Американцы упорно продолжают выдавать себя за носителей "образцов подлинной демократии", определяют, кто заслуживает права на свое государство, а кто нет. Политика "двойных стандартов" во внешней политике США особенно ярко проявилась в Ираке.
Сегодня становится все очевиднее, что искусственно слепить новое иракское государство западным кукловодам не удалось. Попытки Вашингтона создать хотя бы видимость коалиционного правительства в Багдаде провалились. Насквозь прогнивший, коррумпированный и непопулярный среди иракцев режим Нури аль-Малики бесславно ушел в историю. Его преемник Хейдар аль-Абади никаких существенных изменений в курс прежнего правительства пока не внес. Наличие в новом кабинете министров нескольких курдов и, так называемых, "багдадских" арабов-суннитов в проведении внешней и внутренней политики страны никакой роли не играет. Более того, Ирак вслед за Сирией надолго погрузился в атмосферу всеобщего хаоса и насилия. Созданная с помощью американских инструкторов иракская армия не смогла оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления бандформированиям джихадистов и группировкам суннитских радикалов, в панике разбежалась, бросив тяжелую технику и вооружение. Курдским отрядам самообороны вначале пришлось самостоятельно защищать районы компактного проживания курдов. При этом они несли потери в живой силе, особенно пострадали от действий исламистов курды-езиды, часть из которых была зверски убита, часть захвачена в плен в качестве заложников и живого товара. Чтобы как то компенсировать паралич центральной иракской власти и остановить наступление исламистов, ВВС США и их союзников приступили к нанесению точечных ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков, чем объективно помогли иракским курдам, но коренного перелома в ход боевых действий не внесли. Джихадисты рассредоточились в городах и населенных пунктах, прикрываются населением как "живым щитом". Похоже на то, что США и их союзники смирились с тем, что Исламский халифат пришел в Ирак и Сирию "всерьез и надолго" и может стать "де-факто" отдельным арабо-суннитским государством. Наземная операция коалиции иностранных войск против ИГ не планируется.
В этих условиях курдское региональное правительство вынуждено искать наиболее безопасные формы своего дальнейшего существования и государственного устройства. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани обратился к региональному парламенту с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности проведения референдума о независимости региона. Это обращение было как бы ответом Эрбиля на неспособность Багдада дальше управлять страной, гражданскую войну между арабами-шиитами и арабами-суннитами, масштабные теракты, длительное игнорирование законных конституционных прав курдов. За более чем восьмилетний срок нахождения у власти арабо-шиитское большинство ничего не сделало для реализации положений статьи 140 конституции (об административных границах исконно курдских районов), не приняло законы по порядку эксплуатации углеводородов и статусу курдских бригад "пешмерга". Уже длительное время Багдад нарушает и закон о распределении доходов от экспорта нефти и не перечисляет в бюджет Курдского региона положенных 17 %.
В этих условиях иракским курдам ничего другого не остается, как приступить к созданию своей государственности. Все предпосылки к этому уже имеются. Сегодня Иракский Курдистан является субъектом федерации с самыми широкими правами, созданы все необходимые структуры и атрибуты государства (флаг, гимн, конституция, свод законов, парламент, президент, правительство, бюджет, вооруженные силы, полиция, спецслужбы, таможенный и пограничный контроль, международные аэропорты, системы жизнеобеспечения, здравоохранения, образования, иностранные диппредставительства и т.п.). Иракский Курдистан уже давно самоопределился и вряд ли нуждается в признании его законных прав со стороны США. В конкретно сложившейся обстановке в Ираке заявление Дж. Керри иначе как попыткой оказать давление на руководство Иракского Курдистана не назовешь.
Но иракские курды, объективно оказавшись по одну сторону баррикад с Вашингтоном в борьбе с режимом Саддама Хусейна и сейчас в противостоянии боевиками Исламского государства, уже не следуют слепо в фарватере американской ближневосточной политики. Прошло то время, когда американцы могли манипулировать народами и грозиться "зажечь курдскую спичку", когда им будет нужно. Более того, иракские курды прекрасно помнят, как спровоцированные призывами американского руководства весной 1991 года восстали их отцы и вскоре оказались в неравной битве с регулярной армией Саддама Хусейна. Вашингтон ничего не предпринял для защиты курдов, долгое время занимал выжидательную позицию и не спешил отдать приказ своим войскам вторгнуться вглубь Ирака. Восставшие курды и их семьи были вынуждены бежать из городов и населенных пунктов в труднодоступные горные районы Ирака, соседние Иран и Турцию. Иракская авиация и артиллерия бомбили и обстреливали курдские селения, дороги, скопления беженцев, танки и бронетранспортеры утюжили деревни, выжигали их дотла. В ходе подавления курдского восстания погибли и были ранены десятки тысяч человек, многие были брошены в тюрьмы, свыше 2 млн. иракских курдов были вынуждены покинуть свои дома и оказались на положении перемещенных лиц и беженцев. Только Резолюция Совета Безопасности ООН № 688 от 5 апреля 1991 г., установившая "зону безопасности" севернее 36-ой параллели, спасла иракских курдов от геноцида и гуманитарной катастрофы. Из Иракского Курдистана были полностью выведены иракские правительственные войска, свернута работа центральных органов власти, спецслужб и полиции, в трех северных провинциях Ирака образовался "Свободный Курдистан".
За более чем 20-ти летний период полунезависимости иракские курды приобрели опыт государственного управления, превратили свой регион в оазис относительного благополучия в воюющем Ираке, смогли наладить взаимовыгодные отношения с Турцией, Ираном, другими странами. Не отказываются они и от сотрудничества с центральными властями Ирака, но не хотят ввязываться во внутренний шиитско-суннитский вооруженный конфликт и быть пешками в чьей-то игре. Более того, Эрбиль с готовностью откликнулся на призывы своих собратьев в Сирии оказать им срочную военную помощь в борьбе с исламистами. Первые вооруженные подразделения "пешмерга" из Ирака уже прибывают в район турецко-сирийской границы (г.Кобани). Есть определенная уверенность в том, что иракские курды смогут сами, без советов господ типа Керри, решить свою дальнейшую судьбу и определиться, оставаться ли им и дальше в составе Ирака или создать свое независимое государство.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, США, Джон Керри, Иракский Курдистан, Курдистан, Ирак, Нури аль-Малики, Хейдар аль-Абади, Сирия, езиды, Исламское Государство, Масуд Барзани, пешмерга, Саддам Хусейн, шииты, сунниты, Кобани