Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью "Большая ловушка": Иран втягивается в "цветную революцию"? Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений.
Зарубежная пресса распространяет противоречивую информацию о геополитической роли Ирана в регионе.
Отмечается, что американо-иранское сближение поднялось на новый уровень. Вместе с тем подчеркивается, что нормализация отношений между двумя странами вызвала беспокойство как во внутренней политической среде, так и среди крупных держав Ближнего Востока. В этом контексте говорится об имеющихся между президентом Х.Рухани и религиозным лидером А.Хаменеи определенных разногласиях.
В целом речь идет о расколе в политической элите страны. Параллельно отмечается, что борьба между Саудовской Аравией и Ираном за региональное лидерство поднялась на новый уровень. На фоне сказанного эксперты подчеркивают, что Тегеран придает особое значение отношениям с прикаспийскими странами. Говорится о подготовке в соседнем государстве "цветной революции".
Идеология и политика: заботы Тегерана
Целый ряд факторов подтверждают, что геополитическая роль, которую играет Иран на Ближнем Востоке и в мире, меняется. Исторически это государство считалось одним из главных сил в регионе. Со второй половины XX века в связи с ним разворачиваются противоречивые геополитические процессы. За прошедший период Тегеран значительно усилился. Основные его проблемы связаны с Западом и прежде всего с США.
Они проистекли из вопроса о том, кто контролирует нефтяные и газовые запасы Ирана. Национализировав в 50-е гг. прошлого века энергоресурсы, официальный Тегеран усугубил противоречия с определенными кругами Запада. А несколько лет назад к ним прибавилась и ядерная программа. Западные государства во главе с США обвиняют Тегеран в производстве ядерного оружия. Они применяют санкции, которые оказывают серьезное влияние на экономику страны.
Господство же в Иране религиозной идеологии вызвало другую ситуацию. Это придает особое содержание как управлению в стране, так и ее внешней политике. Позиция, которую официальный Тегеран занимает в современном мире, тесно связана с этим фактором. Сейчас никто не может отрицать, что Иран – сильное государство, оказывающее серьезное влияние на события в регионе.
Речь Хасана Рухани с трибуны ООН в этой связи привлекла внимание экспертов. Она была охарактеризована как "обдуманная и полная критического анализа", прозвучавшая из уст руководителя страны, являющейся "сильным региональным игроком" (см., напр.:Выступление Роухани в ООН: "холодный душ" для западных политиков / Iran.ru, 29 сентября 2014 г.).
По сути до этого выступления на линии Тегеран-Вашингтон-Брюссель имела место высокая напряженность. Ситуация остается таковой и после нее. Иранское руководство в последнее время серьезно обвиняет Запад за невыполнение своих обещаний. Но два аспекта проблемы свидетельствуют о том, что для Ирана сложилась еще более щепетильная ситуация. Прежде всего обращается внимание на процессы среди властей.
По мнению экспертов, геополитическая борьба за Иран еще более обострилась. Это вызвало определенные разногласия в правительственных кругах. Религиозный лидер аятолла Али Хаменеи заподозрил президента Х.Рухани в тайных переговорах с Западом (см.: Владимир Алексеев. Борьба за Иран разгорается/ Iran.ru, 15 октября 2014 г.). Согласно информации, просочившейся в СМИ, президент Ирана дал согласие (пока что в письменной форме) на какой-то договор, тайно разработанный Соединенными Штатами и Евросоюзом. Опасаясь именно этого, религиозный лидер Ирана хочет принять определенные меры.
Вопрос не ограничивается этим. Х.Рухани заявлял, что после избрания президентом он будет тратить всю казну государства только на народ. Эксперты оценивают это как нежелание официального Тегерана покровительствовать таким исламским организациям, как "Хизболлах", "ХАМАС" и др.
Специалисты обращают внимание еще на один важный для иранских властей момент. В правящей элите страны, возглавляемой духовным лидером, дают о себе знать определенные разногласия. Так, в вопросе продолжения "Исламского пути" выделяются разные позиции. Х.Рухани и группа, состоящая из "Сил революции" (сюда входят и братья Лариджани), предлагают жесткие методы принуждения. А "революционеры-антиимпериалисты", лидером которых является экс-президент Махмуд Ахмадинежад, выступают за воздействие силой примера (см.: предыдущий источник).
"Красная линия" в сотрудничестве: религиозный лидер предупреждает
В настоящее время сообщается, что религиозный лидер предупреждает, что новый президент подошел к "красной черте" в налаживании отношений с США. Однако в 2013 году аятолла А.Хаменеи поддержал Х.Рухани именно из-за этого вопроса. По мнению экспертов, он сделал такой шаг для того, чтобы получить передышку в напряженной борьбе с США, которая длится уже долгие годы.
Очевидно, что среди иранских властей противоречия как в идеологическом, так и личном плане, углубляются. Пока было бы поспешностью утверждать, что развившись, эти противоречия могут нанести ущерб государственности. Опыт иранской государственности показывает, что вероятность такого хода событий минимальна. Но не следует забывать, что такого рода информация распространяется на фоне разговоров об американо-иранском сближении. По этой причине, даже если среди политической элиты и нет глубоких противоречий, определенные круги, распространяя ложную информацию, могут убедить народ в этом.
Сложность проблемы заключается именно в этом, поскольку Запад на персидском языке распространяет по 70 спутниковым каналам информацию, направленную на то, чтобы дезинформировать людей. Опыт "арабской весны", Египта, Ливии и Сирии показывает, что благодаря современным технологиям можно выдать мнимое за действительное. Например, еще до того, как был свергнут Муаммар Каддафи, спутниковые каналы транслировали лживые кадры митингов на площадях, еще более радикализировав тем самым людей. Из сказанного эксперты делают следующий вывод: в Иране давно работает план по свержению власти (см.: предыдущий источник).
В свете этого тезиса интерес представляет геополитическая роль Ирана на Ближнем Востоке. Ведутся анализы вокруг вопроса о том, втянет ли Америка Иран в свои "антитеррористические авантюры". Речь идет о намерении Вашингтона сотрудничать с Ираном в борьбе с ИГИШ и его попытке таким способом изменить его геополитический имидж (см.: Сумеют ли США втянуть Иран в "антитеррористическую авантюру"? Отказ Тегерана таскать каштаны из огня для Вашингтона / Panorama.am, 6 oктября 2014 г.).
Отклонение предложения США религиозный лидер объясняет тем, что "у них руки грязные". Министр иностранных дел Мухаммед Джавад Зариф заявил, что "террористы не ушли из Ирана". Иными словами, ИГИШ создали Запад и некоторые его союзники на Ближнем Востоке. Теперь они (террористы) поднялись против своих хозяев (см.: предыдущий источник).
За всем этим стоят обвинения, которые Тегеран выдвигает против Эр-Рияда. Уже давно распространяется информация о борьбе, которую ведет Саудовская Аравия против имиджа Ирана в регионе. 5 дней назад министр иностранных дел Саудовской Аравии Саид Аль-Файсал на пресс-конференции, проведенной им в Джидде со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, говорил: "Иран – часть проблемы в регионе. В этой ситуации иранские силы в Сирии можем называть оккупантами. Если Иран хочет, чтобы проблема была разрешена, то он должен вывести свои силы из Сирии, Ирака и Йемена" (см.: Saudi top diplomat criticizes Iran over conflicts / Associated Press, 13 октября 2014 г.).
В реальности Иран ведет борьбу за лидерство на Ближнем Востоке. Так, у него есть определенные проблемы в этом контексте с Саудовской Аравией, Катаром, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами. Теперь вопрос актуализировался в связи планами Запада по развалу Ирана. Именно это и хотят подчеркнуть эксперты. В этой связи можно понять, почему официальный Тегеран вел себя более мягко на саммите прикаспийских стран в Астрахани. Уместным оказалось и крайне важное для России заявление Х.Рухани, сделанное им там же.
Речь идет о тайном соглашении Рухани с Западом о том, что в случае отказа от российского газа место России может занять Иран. Но в Астрахани руководитель Ирана в интервью телеканалу "Россия 24" отрицал это. Он говорил, что, несмотря на богатые нефтегазовые запасы страны, здесь нет нужной потребительской технологии. Это показывает, что Иран не сможет заменить Европе Россию (см.: Рухани поставил крест на идее западных стратегов / İnoСМИ.ru, 13 октября 2014 г.).
Таким образом, можно утверждать, что иранский вопрос еще более актуализировался. Этот процесс пока развивается противоречиво. Но, как и в других ближневосточных странах, возникновение противоречий среди политической элиты и этой страны сопровождается осложнением отношений с рядом соседних государств. Может быть, это – всего лишь видимость. Тем не менее, было бы рискованно оставлять в стороне тот факт, что в государствах Ближнего Востока похожие сценарии наблюдаются, начиная с "арабской весны". Не оказывается ли в "большой ловушке" теперь и Иран?
Теги: Иран, США, Хаменеи, Хасан Роухани, Саудовская Аравия, ООН, Хизбалла, ХАМАС, Мухаммед Джавад Зариф, Саид Аль-Файсал, Франк-Вальтер Штайнмайер, Катар, Турция, ОАЭ