Натолкнулся случайно на публикацию господина Р. Рзгояна "Езидская геральдика и национальные символы", поэтому не могу пройти мимо, как бы мне этого не хотелось. Данную публикацию можно найти на странице http://ezidipress.com/ru/?p=2743.
Ну, невозможно пройти мимо, друзья! Я, видите ли, люблю справедливость, из-за чего меня многие и не любят. Было бы неплохо, если бы так называемые езиды, умели доходчиво излагать свои мысли, отличать религию от нацпринадлежности, разбираться в стилистических оборотах, и, что немаловажно в сути излагаемого, хотя специалистам в области международных отношений это, возможно и простительно". Цитата скопирована из собрания сочинений Рустами Рзгояна.
Для удобства прочтения, перлы из "трудов" Рустама Рзгояна выложены курсивом. Теперь относительно самой публикации:
"В последние годы мы все чаще наблюдаем использование термина Эзидхан (Эздихан) из уст езидских политических, общественных и религиозных деятелей. Казалось, этот термин давно канул в лету и стал реликтом религиозных преданий и использовался только духовенством, но в действительности это не так".
Кого подразумевает господин Рзгоян под политическими и общественными деятелями во множественном числе (ни одной приведенной фамилии)? Не себя ли любимого (подражая Людовику XIV)? Все ли в порядке у аффтора с восприятием, то бишь с памятью - "все чаще наблюдаем использование термина", "но в действительности это не так?"
Следующий ляп: "Эзидхан (букв. "дом езидов") некогда означал "страну", в которой проживали езиды. Это были территории расселения езидов, которые сейчас входят в современный Ирак, Турцию, Сирию и Иран. Под таким названием не было государственного образования. Существовало условное деление на области (санджаки, что значит "округ" и "знамя")"
Куда уводят фантазии "великого гуманитария” Рустама Рзгояна? Так "Эздихан - "страна", или все же "условное деление на области, хотя и не имели четко очерченных границ с густонаселённым езидским населением". Если это научная работа, позвольте указать источник, кто и в каком веке вел перепись езидского населения этих санджаков?
То ли по незнанию, то ли умышленно, Рустам опускает заимствование термина санджак, санджака, муж. (турец. sancak) (ист.), которое вошло в научный оборот как административная единица в султанской Турции (среднее между вилайетом и кадылыком). Для него это может и второстепенный вопрос, но сей факт наводит на мысль: данные территориальные образования возникли не раннее тюркской экспансии на Ближний Восток и образования Османской Империи. И как следствие, почему автором оставлен без внимания вопрос: что же вынудило последователей "древнейшей религии" отказаться от термина на родном языке и перейти на ненавистный язык поработителей?
Касательно положения: "Всего было семь таких областей с густонаселённым езидским населением: Шейхан, Шангал (Синджар), Хаккяри, Халеб (Алеппо), Таврез (Тебриз), Валате Халта (страна Халтов) и Сархад. У каждой из них было свое знамя в виде металлического образа павлина "таус".
Упомянутые таусы не являются ни знамёнами, ни символами областей, не представляют ни художественной, ни материальной ценности, как неуклюже пытается представить сей ученый муж. Они выполнены из латуни, каждый служил верительной грамотой для сборщиков подушного налога с населения (мридов) данной конкретной территории в пользу центрального духовенства и ежегодно выставлялись на аукцион для откупа каввалами. Количество их не ограничивается семью, существуют еще множество таусов, хранящиеся в оджахах шейхов. Эти реликвии ежегодно освящаются хранителями, им приносятся жертвы и денежные подношения. Такова проза жизни.
Продолжим: "Под термином "Эзидхан" подразумевают "езидский мир". Название это можно сравнить с мусульманским термином "дар аль-ислам", то есть "дом ислама" или "мир ислама", который использовался в средние века." Вот с чего следовало начинать изложение!!! Вот где "собака зарыта" уважаемый!!! В приведенной вами аналогии кроется разгадка феномена распространения религии езидизм среди курдов-курманджей и времени сложение общности Эздихана, словно под копирку.
Вот еще: "Что же касается символов, то у Эзидхана они также имеются. Например, герб Эзидхана – один из древнейших в мире и высечен он над входом в храм Лалыш. На езидском гербе изображены два противостоящих друг другу павлина, а между ними символ мирового древа".
Сколько можно подтасовывать факты, выдавая желаемое за действительное? Храм в Лалыше сооружен до пришествия шейха Ади, корректно ли привязывать его к данной религии? Почему эмблемой Эздихане должна быть признана именно гравюра на портале, а не черная змея, высеченная пред входом, к которой с трепетом прикасается каждый паломник? Известно ли вам, что на наружной стене вырезана шестиконечная звезда, о которой иудеи говорят Звезда Давида, значит с таким же успехом можно утверждать, что и храм еврейский?
Герб, высеченный над входом в Лалыш
Логотип ДСЕГ и Дома езидов Грузии
"Павлин в езидской философии означает многообразие и красочность мира. Кроме того, это символ верховного ангела Тауси Малака". Если Тауси Малак верховный ангел, почему на эмблеме их должно быть два? И, что тогда символизируют львы, удерживающие "символ мирового древа", а соколы, расположенные на спинах павлинов?
Нет надобности останавливаться на каждом огрехе, чтобы понять предвзятость автора, дополню одним: "Но уже в XXI веке появились разные вариации современных езидских флагов, которые использовались в качестве флагов организаций. Следует отметить, что во всех этих флагах доминирует красный и белый цвета, которые издревле почитаются езидами. Как гласит предание, именно в одежду данных цветов был облачен Султан Эзид и поэтому его называют Султан Эзиде Сор (Красный Эзид)".
О каком предании речь? Голословно причислять Султана Эзида к чисто езидской религии, не опираясь на гимны? С легкой руки, подменять духовное одеяние - нательным бельем? Не путайте божий дар с яичницей. Нельзя так легкомысленно обращаться с историей и религией своего народа, даже если вы пишете для ограниченного круга читателей. Где выдержки из кавлов или бейтов, ведь в вашем собрании 450 езидских священных текстов (таким количеством не располагает даже Верховное духовенство Лалыша). Если бы удосужились ознакомиться с Qewlê şêx E"rebegî I"nt"ûzî, (стих 25), расширили бы свои представления о личности Султана Эзида:
Ewe miletê xerqe paristî,
Xerqe maqûl kir, ser xwere dêxistî,
Destê Sultan Êzdîd ser çiqas mesev,
çiqas dîn, çiqas destî.
Эта нация хирку почитает (преклоняется),
Хирку возвеличила и возвысили над собой.
Длань Султана Эзида над многими вероисповеданиями,
многими религиями, многими сектами.
Теперь доходит до Вас, откуда пришел в езидизм Султан Эзид, если нет, читайте Qewlê Mezin, Qewlê hezar û yek nava и др.
Прежде чем выставлять на обозрение что-то околонаучное, потрудились бы изучить символику цветов в различных верованиях, хотя бы рассматриваемого региона, на худой конец прочтите популярную книгу И.В. Карасева "Хромология. Толкование цвета" и тогда возможно вам откроется, что:
• белый цвет означает sir, сирр ("тайну") – сокровенность в человеке, через которую он получает божественное знание;
•красный цвет – îrfen, ирфан (гносис), познание, эзотерическое откровение, мистическое знание;
• желтый цвет – îman, иман (вера) вероисповедание, верование, совесть.
"Как истинный гуманитарий, я никогда не смогу заниматься медициной, оперировать больных или строить мосты и здания. От моей ошибки будут зависеть жизни многих людей. Жаль, что отдельные технари не понимают, что влезая в сферы, о которых имеют поверхностные знания, они, таким образом, уничтожают души тысяч людей и именно это называется безответственностью - это ваше признание. Так, кто Вас принуждает???"
"А в чем мораль? А мораль в том, что не нужно лезть в те сферы, в которых мы не разбираемся!" И это Ваши слова.