Омран Шехмус – человек творчества по призванию. Согласитесь, чтобы успешно вести свой бизнес в ресторанном деле, уметь вкусно и красиво накормить, нужно быть немного художником. Но в случае Омрана это определение можно воспринимать буквально. Все свое свободное от работы время он посвящает живописи, которая является его страстью и бесконечным полем для экспериментов.
Омран родился в Сирии в городе Амуда в 1967 году. Один год проучился в университете в Дамаске, после чего по обменной программе приезжает в Москву на обучение по технической специальности. Уже после первого курса по распределению попадает в Алма-Ату, где в 1993 году заканчивает Алматинский политехнический институт, получив диплом инженера-нефтяника.
Во время обучения и после не прекращал занятия рисунком и живописью, отдавая предпочтение цветной графике. Особенно интенсивно стал работать в течение последних трех лет, создавая в среднем около 60 работ в год. В Алматы уже состоялись две его совместные с казахстанским художником-графиком Оразбеком Есенбаевым выставки – в 2013 и 2014 годах.
В творчестве Омрана важен элемент случайности. В начале работы над картиной автор обозначает в композиции несколько условных пятен, которые в дальнейшем управляют и "ведут", намечая финальное воплощение образа. Так на уровне ассоциаций возникают рожденные фантазией художника полуабстрактные композиции.
Тяга к эксперименту проявляется в работах Омрана не только в оригинальном способе поиска образа, но и использовании неожиданных предметов в качестве художественных материалов. Так рельефную поверхность в живописи он выстраивает при помощи обычных бумажных салфеток, используя их в качестве элементов коллажа. А сочетание глубоких и полупрозрачных оттенков охристых и терракотовых тонов с потеками и сгустками получается при нанесении на бумагу или холст кофе. Эта легкость и смелость исполнения позволяет преодолеть условности и компенсирует незначительный недостаток профессиональных навыков, придавая живописи и графике оригинальность и творческое своеобразие.
Сложные цветовые переходы строятся динамичными мазками локальных тонов. Преимущественно это открытые холмистые степные пространства, напоминающие пейзажи родной Сирии. Тоска по Родине проявляется в подсознательном воспроизведении близких сердцу мест. Порой они пусты, но чаще художник населяет их человеческими фигурами.
Это может быть одинокая фигура. Изображенная в полный рост в децентрализованной композиции, она воплощает преодоление – в таком случае работа наполняется динамикой. Чаще художник сознательно укрупняет лицо главного героя – мужчины или женщины. Излюбленный мотив – женский профиль – символ женственности и красоты. Она ассоциируется с Девой Марией или Благочестивой Мариям, воплощая в своем облике поиск идеала и совершенства. Покрытая голова, закрытые глаза означают защищенность и погруженность в себя в попытке постичь собственный внутренний мир.
Если это облик мужчины, то он воплощает странника, дервиша, чья жизнь является символическим преодолением пути. Подобный паломнику, совершающему длительное странствие в поисках себя, собственного духовного очищения и самосовершенствования. Старец в чалме олицетворяет мудрость и опыт. Облик некоторых из них напоминает Иисуса. Ассоциация с Библейскими персонажами не случайна, так как Омран долгое время увлекался историей религий. Отсюда принятие и понимание не только ислама, но и христианства, зороастризма и, как следствие, проникновение персонажей Священного Писания в его произведения.
Изображая своих героев в профиль или анфас, Омран старательно избегает детальной проработки или реалистической трактовки. Условность и обобщение, будучи главными художественными инструментами, позволяют ему показать человека, постоянно меняющегося под воздействием внешних обстоятельств.
Большинство композиций строятся на контрасте, когда в общей, почти абстрактной цветовой массе, автор находит несколько штрихов, придающих завершенность образу. Тем выразительнее на фоне тщательно проработанного лица выступает условно обозначенный силуэт, очертания которого практически растворяются. На помощь художнику приходит контур. Линия соединяется с пятном, графика сливается с живописью, конкретика взаимодействует с абстракцией. Так противоположности объединяются в работах художника, формируя его узнаваемый творческий стиль.
Работы, где появляются две фигуры, представляют символический диалог – единение персонажей друг с другом и пространством, в котором они находятся. Их длинные просторные одеяния свободно облегают силуэт, складки ткани перекликаются с неровностями ландшафта, образуя цветовые и фактурные созвучия.
Отдельная категория произведений представляет многофигурные композиции. В живописи Омрана человеческие ручейки сливаются в людские потоки, объединенные одним движением, стремлением, целью. В основе каждого такого художественного высказывания реальные человеческие трагедии. Эти картины – искренний живой отклик на трагические события, происходящие на Ближнем Востоке. Военизированные конфликты вынуждают уцелевших мирных жителей спасаться, уходить в никуда, как случилось в городе Мосул на севере Ирака, где произошел исход полумиллиона беженцев в горную местность. Уходящие вверх и вдаль человеческие фигуры выражают боль и трагедию народа, как на уровне социума, так и в масштабе отдельно взятой личности.
Человек с широко открытыми глазами и стекающей со лба струйкой крови напрямую отсылает к событиям в Сирии. Трагедия родной для художника страны осмысливается также через полупрозрачные человеческие фигуры и силуэты, которые словно растворяются в небытии.
Основа художественного мировоззрения и творчества Омрана Шехмуса – образ путника, главной целью которого является познание самого себя, постижение в человеке божественной сути. И мотив дороги, странствия становится ключевым выражением преодоления жизненного пути, бесконечно разнообразного, сложного и прекрасного одновременно.
Екатерина Резникова,
кандидат искусствоведения
ученый секретарь,
ГМИ РК им. А. Кастеева
Алматы, Казахстан
Теги: Омран Шехмус, Сирия, Россия, Казахстан, Екатерина Резникова