В Турции министры чуть ли не "пачками" стали подавать в отставку под предлогом предстоящих 7 июня парламентских выборов. Дело в том, что после состоявшихся 30 марта прошлого года региональных выборов, на которых правящая Партия справедливости и развития (ПСР) одержала победу, а затем и президентских выборов, когда кандидат от этой партии, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган стал президентом страны, была предпринята попытка внести изменения в избирательную систему, позволявшие снять ограничения на количество непрерывных сроков премьерских полномочий, и изменить внутренний устав ПСР, чтобы допустить возможность избираться в депутаты более чем на три срока. Однако из этого ничего не получилось. В итоге свыше 70 депутатов от правящей партии не смогут принять участие в выборах, соответственно, лишатся права в будущем занимать государственные посты. Среди них лица, которые входят в ближайших круг Эрдогана. Это вице-премьеры Бюлент Арындж, Башир Аталай и Али Бабаджан, министр юстиции Бекир Боздаг, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, глава МИД Мевлют Чавушоглу, заместитель председателя партии Гусейн Челик.
Боздаг, а также министр внутренних дел Афган Ала, министр транспорта, судоходства и коммуникаций Лютфи Эльван на днях объявили о своей отставке. Вместо них — новые лица. При этом глава МВД заявил о том, что "не признает действующую Конституцию" и что "страна нуждается в новом" Основном законе. Его поддержал и уходящий министр юстиции. ПСР уже не первый год бьется за принятие конституционных поправок, которые изменят политический ландшафт, превратив Турцию из парламентской в президентскую республику. Чтобы изменения вступили в силу правящей партии требуется набрать в парламенте 3/5 голосов после двух обсуждений. Добиться этого пока не удалось, мешает оппозиция. Иной вариант — референдум. Но ПСР не решается пойти на изменение Конституции на всенародном голосовании, поскольку социологические замеры показывают, что партия не располагает большинством голосов электората.
Главная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) обвиняет Эрдогана в намерении переписать Конституцию "под себя" (по части перераспределения властных полномочий от правительства к президенту). Так что неслучайно лидер РНП Кемаль Кылычдароглу заявил, что "в кулуарах турецкой разведки за спиной главы правительства Ахмета Давутоглу готовится операция по роспуску оппозиционных партий". Причем здесь обнаружилась острая политическая интрига. Считавшийся одним из самых преданных президенту людей, глава турецкой разведки Хакан Фидан подал в отставку, не согласовывая свое решение с Эрдоганом. "Наш брат, вероятно, планирует стать депутатом или занять другую должность, а может быть, рассчитывает на иные данные ему обещания, — прокомментировал президент. — В целом его просьба об отставке кажется мне нецелесообразной, но, к сожалению, он придерживается другого мнения".
Согласно сообщениям турецкой прессы, предложение принять участие в парламентских выборах Фидан получил от Давутоглу, хотя ранее утверждалось, что Эрдоган имел намерение двинуть экс-разведчика на пост премьер-министра. Но тот, похоже, сделал ставку в правящей партии на "фракцию Давутоглу", которая, если судить по некоторым признакам, стала блокироваться с оппозиционной РНП. Кстати, Кылычдароглу намекает, что информация о возможном роспуске оппозиционных партий исходит как раз от Фидана. В свою очередь Фуата Авни, хорошо осведомленный источник в турецком правящем классе, написал в Twitter, что бывший руководитель разведки может получить не только пост в кабинете министров, но и лишить Эрдогана политической инициативы в решении курдского вопроса, испортив "игру" с Рабочей партией Курдистана (РПК), находящимся в заключении Абдуллахом Оджаланом, а также "Союзом сообществ Курдистана" (КСК).
Получается, что антипрезидентский "уклон" в правящей партии решил нейтрализовать Эрдогана "аппаратными приемами". Став главой правительства и правящей партии, Давутоглу накануне парламентских выборов фактически проводит "кадровую чистку", назначая на освободившиеся вакансии в правительстве своих людей. Ранее он в альянсе с Эрдоганом "задвинул" президента Турции Абдуллаха Гюля, который высказывал намерение "вернуться в партию". Но при условии, что его выберут председателем ПСР. В противном случае он якобы грозился создать собственную партию и уйти в оппозицию к обоим лидерам. Давутоглу заявил, что не намерен менять руководство ПСР. Дело в том, что согласно проведенным закрытым социологическим опросам, 76% членов правящей партии желали видеть на посту премьера Гюля и только 1% поддержал Давутоглу. Директор Центра стратегических исследований Kafkassam (Анкара) Хасан Октай отмечал, что "между соратниками по партии Эрдоганом, Давутоглу и Гюлем наметился раскол, который будет в дальнейшем усугубляться". По его словам, "назначение Давутоглу премьер-министром пошло вразрез с чаяниями других фракций внутри ПСР, и ему будет сложно, с одной стороны, удержать единство в партии, с другой вести свою игру с президентом, с третьей — выдерживать удары оппозиции". Проправительственная газета Yeni Şafak отмечала, что "ресурс политической гармонии между премьер-министром и президентом имеет ограниченный характер". Вопрос в том, в каком состоянии правящая партия придет к парламентским выборам.
Существует несколько сценариев. Первый: ПСР получает на выборах абсолютное большинство и проводит в парламент 400 депутатов. Тогда, используя аппаратные приемы, Эрдоган вносит необходимые ему поправки в Конституцию, парламент голосует, Турция превращается в президентскую республику. Второй: правящая партия получает простое большинство, что позволит ей сохранить однопартийное правительство, но без шансов осуществить конституционные изменения. Тогда свои позиции укрепляет Давутоглу. Третий: партия не получает большинства голосов и оказывается вынужденной формировать коалиционное правительство. В таком случае назначенные только что премьером министры через два месяца должны будут покинуть свои посты, а власть самого Эрдогана трансформируется в номинально- церемониальную. Наконец, четвертый: по выражению главного редактора газеты Zaman Экрема Думанлы, "предстоящие выборы могут стать последними демократическими выборами", поскольку есть вероятность переворота, предлогом для которого станет необходимость "вынужденных действий под воздействием неожиданного внутреннего и внешнего фактора".
Актуальность этого сценария связана с тем, что в регионе набирает силу так называемая "курдская интифада", активно подогреваемая "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Так что из Турции следует ждать новых интригующих новостей.
Станислав Тарасов — шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM
Теги: Станислав Тарасов, Турция, AKP, Реджеп Тайип Эрдоган, Бюлент Аринч, Бешир Аталай, Али Бабаджан, Бекир Боздаг, Танер Йылдыз, Мевлют Чавушоглу, Гусейн Челик, CHP, Кемаль Кылычдароглу, Ахмет Давутоглу, РПК, КСК, Абдулла Оджалан, курды, Абдулла Гюль