На фоне трагических событий "арабской весны" и наступления сил радикального или политизированного ислама на Ближнем Востоке заметно активизировался и курдский фактор, что выражается в повышении роли и значения курдских меньшинств в политической, социально-экономической и общественной жизни Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Долгие годы национально-освободительной борьбы курдов за свои права и свободы к настоящему времени увенчались успехом.
В Ираке курды добились самоопределения на уровне субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями, в Сирии в сложных условиях военно-политической обстановки создают автономные районы, в Турции перешли от стадии вооруженного сопротивления к политическому диалогу с властями, в Иране пытаются использовать назначение на должность президента ИРИ умеренного политика Хасана Роухани для ускоренного социально-экономического развития курдского региона.
В условиях продолжающейся исламизации ряда ближневосточных стран и даже регионов и попыток захвата власти в них силами радикального ислама в лице джихадистов различного толка, курды в силу своей традиционной национально-этнической и религиозной толерантности превращаются в мощный заградительный барьер на пути дальнейшей экспансии боевиков-исламистов.
Подтверждением этому является активное участие курдских бойцов "пешмерга" в боевых действиях на севере Ирака и Сирии, где им удалось в ходе наземных операций не только остановить наступление бандформирований Исламского государства, но и отбросить их назад на несколько десятков километров.
В ожесточенных боях с боевиками ИГ под городом Кобани на сирийско-турецкой границе наиболее ярко проявилась общекурдская солидарность, поскольку здесь плечом к плечу сражались сирийские, иракские, турецкие и иранские курды. Примерно в таком же составе курды действовали и при спасении от геноцида со стороны джихадистов курдов-езидов Синджара (север Ирака).
Сирийские и иракские курды придерживаются позитивного нейтралитета во внутриарабских гражданских войнах в Сирии и Ираке, иногда выступают в роли посредников и заявляют о своей готовности сотрудничать с любыми законными властями в Дамаске и Багдаде при учете своих национальных интересов, прав и свобод.
Объективно, курды являются как бы связующим звеном в распадающихся сегодня по конфессиональному признаку Ираке и Сирии (воюют арабы-сунниты с арабами-шиитами или алавитами). Пока открыто ни о каких своих сепаратистских настроениях курды не заявляли. Их лидеры подчеркивают, что курды готовы и дальше оставаться в составе исторически сложившихся государств при условии выравнивания их в правах с титульными нациями, законодательного закрепления национальных прав и свобод курдов.
Вместе с тем, 40-миллионный курдский народ, волею судьбы оказавшийся рассеянным по ряду стран, сохраняет свой язык, богатое духовное и культурное наследие, нравы, обычаи и никогда не откажется от вековой мечты или идеи создать собственное независимое государство. Пока еще рано говорить о конкретных сроках и формах будущей курдской государственности, поскольку интеграционные межкурдские процессы еще только набирают силу.
Можно констатировать, что сегодня нет общекурдской политической или общественной организации, не удается даже организовать проведение общекурдской национальной конференции. Неоднократные попытки созвать ее в последние два года предпринимались в столице Иракского Курдистана г. Эрбиле.
На роль общенационального лидера могут претендовать президент Иракского Курдистана Масуд Барзани и, отбывающий пожизненное тюремное заключение, председатель турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан, но даже в своих странах (курдских ареалах) эти лидеры имеют политических оппонентов среди других курдских партий и движений.
Определенными сдерживающими курдское объединительное движение факторами остаются также разный уровень политического и социально-экономического развития курдских регионов в Ираке, Сирии, Турции и Иране, сохраняющиеся трайбалистские, клановые и сектантские настроения у ряда курдских лидеров, географическая и языковая разобщенность. На стремлении к объединению курдов негативно сказывается и проводившаяся долгие годы властями всех без исключения стран с курдскими меньшинствами политика их ассимиляции и насильственного переселения, особенно в приграничных районах.
К настоящему времени среди курдских районов встречаются и арабские, туркменские, армянские, ассирийские, христианские и другие. Не так просто было бы организовать выделение чисто курдских национальных анклавов, не затрагивая при этом интересов других этнических или религиозных групп населения. Пример тому, так называемый, "спорный район" Киркук на севере Ирака, который исторически считается курдским, но где сегодня курды составляют лишь около 50 % населения.
Гражданские войны в Сирии и Ираке создали предпосылки к окончательному распаду искусственно созданных по мандату Лиги наций Францией и Великобританией в 1921 г. новых государств на обломках Османской империи. Сегодня центральные власти в них ослаблены и уже не контролируют большую часть территорий своих стран, что дает право иракским курдам укреплять свои государственные институты и вооруженные силы, а сирийским – создавать автономные районы со всеми атрибутами местной власти (законодательными, исполнительными, судебными, силами полиции, самообороны и т.п.).
Хотелось бы подчеркнуть, что курды этих двух государств, также как курды Турции и Ирана, не являются инициаторами развала ныне существующих государств, но вынуждены обособляться, чтобы защитить себя от новых нападений боевиков-исламистов, втягивания в вооруженный конфликт на стороне одного из его участников и сохранить мир и порядок на своих территориях.
Таким образом, в условиях дальнейшей экспансии сил радикального ислама, разжигания вооруженного конфликта между суннитскими и шиитскими общинами в Сирии и Ираке и тенденции к превращению территорий этих стран в полигон открытого противостояния региональных центров силы в лице монархий Персидского залива, Иордании и Турции, с одной стороны, и Ирана, сирийского правительства Башара Асада, ливанской "Хизбаллы" и арабо-шиитских властей в Багдаде, - с другой, курды объективно могут стать как бы "третьей силой" и "оазисами относительной стабильности и безопасности".
Не исключено, что Вашингтон и его союзники по НАТО и ЕС могут поддержать идею создания независимого курдского государства на севере Ирака и курдских автономных районов на севере Сирии, которые постараются превратить в региональных союзников Турции и Израиля и свои плацдармы в регионе. Уже сейчас Вашингтон ведет переговоры о создании в Иракском Курдистане базы военно-транспортной авиации НАТО.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов
Теги: Станислав Иванов, курды, Иракский Курдистан, Сирийский Курдистан, пешмерга, Исламское Государство, Ирак, Сирия, Кобани, езиды, Синджар, сунниты, шииты, алавиты, Масуд Барзани, Турецкий Курдистан, РПК, Абдулла Оджалан