Широко разрекламированный Саммит арабских стран Персидского залива в Вашингтоне прошел на более низком уровне, чем планировалось, так как из семи участников встречи только трое были представлены главами государств (США, Катар и Кувейт), а остальные страны направили на это мероприятие лишь своих представителей. Убедить короля Саудовской Аравии в необходимости личного участия в этом форуме не смог даже американский госсекретарь Джон Керри, специально посетивший накануне Эр-Рияд. Воздержались от поездки в Вашингтон и главы Бахрейна, ОАЭ и Омана. Формальным предлогом отказа короля КСА Сальмана от поездки в США стала сложная ситуация в соседнем Йемене, однако большинство экспертов связывают этот демарш с недовольством Эр-Рияда смягчением политики США по отношению к Ирану. Саудиты не без основания опасаются усиления позиций Тегерана в регионе и, как следствие, активизации деятельности шиитских общин в арабских странах. Не понравилось Эр-Рияду и недавнее заявление Барака Обамы в интервью "New York Times" о том, что "союзники США, такие как Саудовская Аравия, должны больше беспокоиться не о внешней угрозе, а о внутренней". Это заявление саудиты рассматривают как явный намек на упорное нежелание монарших семей и суннитских кланов Залива делиться властью и доходами от экспорта углеводородов с шиитами.
Следует отметить, что первая попытка Вашингтона провести подобное мероприятие в марте 2015 г. была сорвана из-за возникших серьезных разногласий между самими монархами. В тот период Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ даже отозвали своих послов из Катара и обвинили Доху в подрыве коллективной безопасности путем поддержки исламистов в разных странах, включая "Братьев-мусульман" в Египте. Министерство финансов США также выражало озабоченность в связи с политикой Катара и Кувейта, поддерживающих суннитских экстремистов в Сирии и Ираке и отследило крупные суммы, поступившие боевикам-исламистам от этих стран через благотворительные фонды.
Тем не менее, 13-14 мая 2015 г. встреча представителей стран Залива в Вашингтоне все же состоялась. Ее участники приняли совместное заявление, в котором Вашингтон обещал использовать военную силу для отражения возможной внешней агрессии против своих союзников в Заливе. "Политика Соединенных Штатов будет использовать все элементы силы для обеспечения наших ключевых интересов в регионе Персидского залива, для сдерживания и противостояния внешней агрессии против наших союзников и партнеров, как мы это делали во время войны в Заливе", — говорится в заявлении Белого дома. В документе подчеркивается, что для сдерживания и отражения угроз территориальной целостности любого из государств, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Вашингтон готов применить военную силу.
В ходе встречи стороны обсудили также сотрудничество в сфере безопасности, в том числе противодействие терроризму, кибербезопасность и создание с помощью США совместной противоракетной обороны. Участники встречи рассмотрели и ход переговоров между "шестеркой" и Ираном и подчеркнули, что всеобъемлющее, проверяемое соглашение с Тегераном, полностью учитывающее обеспокоенность регионального и международного сообществ иранской ядерной программой, отвечает интересам безопасности государств-членов ССАГПЗ и США. "Соединенные Штаты и государства-члены ССАГПЗ будут действовать вместе, чтобы противостоять дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе", — говорится в заявлении.
Стороны также договорились усилить сотрудничество в борьбе с "Исламским государством" и "Аль-Каидой", в предотвращении и пресечении террористических атак, прежде всего, нападений на важные объекты инфраструктуры, укреплять пограничную, воздушную и морскую безопасность, противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Участники встречи обсудили наиболее острые конфликты в регионе, включая ситуацию в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии. Стороны пришли к выводу, что не существует военного решения этих гражданских конфликтов, которые могут быть разрешены только политическими и мирными средствами.
Если отбросить пропагандистскую риторику официальных заявлений, то на поверхности остается крайняя обеспокоенность стран Персидского залива намерением США заключить окончательное соглашение с Тегераном по иранской ядерной программе и приступить к поэтапному снятию ограничительных санкций в отношении ИРИ. В этих условиях лидеры арабских стран Персидского залива всячески стремятся повысить уровень своей обороноспособности и безопасности. Выдвигаются даже предложения заключить нечто вроде договора о коллективной обороне между ССАГПЗ и США и получить, таким образом, документальные гарантии безопасности стран Залива. Однако, Вашингтон пока уклоняется от такого письменного договора и предлагает лишь продолжить военное и военно-техническое сотрудничество со странами ССАГПЗ и, в частности, создать совместную систему ПРО в регионе.
Монархи стран Персидского залива хотели бы и более активной поддержки США в разрешении йеменского кризиса в нужном для них ключе (силовом подавлении восстания хуситов). Пока Вашингтон ограничивается ужесточением контроля за морской акваторией вокруг Йемена. Американские ВМС намерены блокировать йеменские порты, чтобы не допустить подхода туда кораблей из Ирана, которые (предположительно) могут доставлять хуситам оружие и военное снаряжение.
Встреча представителей стран ССАГПЗ под эгидой США показала, что Вашингтону все труднее сохранять созданную им в предыдущие годы систему сдержек и противовесов в регионе. И, если сложившийся за десятилетия баланс сил и интересов между США, Израилем и арабскими странами всех устраивал, то выход на арену еще одной региональной державы — Ирана — явно внес коррективы в общую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Очевидно, что наметившиеся подвижки в ослаблении давления США и его западных союзников на Иран вызывают все большее недовольство стратегических союзников и партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. И если раньше тревогу по этому поводу бил больше Израиль, то теперь к нему присоединяются и страны Персидского залива. Несмотря на то, что, в отличие от Тель-Авива, руководители стран ССАГПЗ избегают открытой критики политики США на ближневосточном направлении, своими действиями они дают явный сигнал Вашингтону, что сначала надо обеспечить внешнюю безопасность арабских государств Персидского залива, а уже потом снимать санкции с Ирана.
Администрация Обамы оказалась перед сложным выбором: продолжать курс на урегулирование ситуации с ядерной программой Ирана и, как следствие, на вывод этой страны из-под международных и односторонних ограничительных санкций или сохранить свои традиционные партнерские отношения с Израилем и монархиями Персидского залива? Вашингтон похоже оказался не готов успешно действовать в треугольнике: Тель-Авив — Эр-Рияд — Тегеран и пытается "примирить непримиримое" или сохранить "хорошую мину при плохой игре".
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Станислав Иванов