Созданное американскими оккупационными силами правительство арабо-шиитского большинства в Ираке к настоящему времени окончательно обанкротилось, регулярная армия, так и не вступив в сражение с исламистами, разбежалась, бросив оружие и боевую технику на пути отступления и на складах. Страна де-факто оказалась разваленной на три анклава: шиитский юг, суннитский центр и курдский север. На днях исламисты захватили еще один стратегически важный город Рамади – административный центр провинции Анбар. В 8-ми восставших суннитских провинциях Ирака летом 2014 г. было создано новое государство - Исламский халифат, население подконтрольных ему суннитских районов вынуждено было выбирать из двух зол: исламисты или, насквозь прогнившее, коррумпированное, антисуннитское правительство в Багдаде. На сегодняшний день несколько миллионов иракских суннитов, так или иначе, поддержали ИГ и не собираются возвращаться в лоно багдадских властей. До Багдада боевикам Исламского государства (ИГ) поддержанных группировками бывших баасистов и силовиков Саддама Хусейна осталось всего около 100 км.
Причина нового иракского кризиса довольно прозрачна. Начавшаяся в период восьмилетнего пребывания войск США в Ираке кампания "дебаасизации" страны в период правления правительства Нури аль-Малики приобрела еще более уродливые формы. После жестокой расправы с Саддамом Хусейном и его соратниками новые иракское власти явно увлеклись "охотой на ведьм". Судебному и внесудебному преследованию подверглись сотни тысяч бывших рядовых сотрудников госаппарата, силовых структур и членов партии Баас. Смертные приговоры, аресты, длительные сроки тюремного заключения были уготованы большей части активного суннитского населения. Этой участи не избежал даже пытавшийся сотрудничать с новым режимом вице-президент страны Тарик аль-Хашими. Ему пришлось бежать из страны, где он был трижды приговорен к смертной казни (заочно). Всего свыше миллиона суннитов вынуждены были скрываться на положении беженцев в соседней Сирии и других странах. Наиболее активное в период правления С.Хусейна суннитское население Ирака стало как бы гражданами второго сорта, естественно, им не удавалось занять пропорционально своей численности мест в органах законодательной и исполнительной власти, в силовых структурах, в бизнесе. В ответ на акции протеста и партизанскую войну суннитов, которая зачастую сопровождалась и терактами, были созданы шиитские "эскадроны смерти", которые также убивали и похищали активистов и подпольщиков из числа суннитов, взрывали суннитские мечети и т.д. В этой обстановке в Ираке появилась и ячейка "Аль-Каиды" и около 11 антиправительственных военно-политических группировок в так называемом суннитском треугольнике. Вторжение ИГ в Ирак, его военные успехи были по сути подготовлены и спровоцированы бездарной и преступной по отношению к своему суннитскому населению деятельностью центрального правительства. Следует отметить, что к завершению своего второго срока премьерства Нури аль-Малики не только спровоцировал новую гражданскую войну в Ираке, но растерял поддержку иракских курдов и многих шиитских политических сил. Большая часть принятых им обязательств по отношению к курдам оказалась невыполненной, он всячески саботировал предусмотренную статьей 140 новой конституции Ирака процедуру подготовки референдумов в спорных районах на севере страны, принятие нового закона об углеводородах, о статусе курдских ополченцев "пешмерга". Далеко не все шииты одобряли его попытки заигрывать одновременно с Вашингтоном и Тегераном, осуждали напряженность в отношениях Багдада с большинством арабских стран.
Попытки Малики остаться на третий срок иракцы дружно отвергли, не помогли ему и в Вашингтоне и Тегеране. Он бесславно ушел в историю, но успел протащить на свое место человека из своего ближайшего окружения или, как его называют сами иракцы, "маленького малики". Естественно, что Хайдар аль-Абади не остался в долгу и вместо судебного расследования коррупционных и других дел прежнего правительства представил Малики на пост вице-президента страны. Судя по первым месяцам премьерства Абади, внутри и внешнеполитический курс государства остался прежним. Вместо того, чтобы амнистировать невинно осужденных и пострадавших от репрессий Малики суннитов, обратиться к суннитским беженцам в Сирии, других арабских странах с предложением вернуться в страну, вступить в контакт с тем же Тариком аль-Хашими, старейшинами суннитских племен, другими авторитетными и влиятельными суннитскими лидерами, Абади под предлогом усиления борьбы с терроризмом требует от международной коалиции под эгидой США усилить бомбардировки суннитских провинций, в панике мечется в треугольнике Вашингтон-Москва-Тегеран и просит в долг новые арсеналы оружия. Есть большая вероятность того, что и они вскоре окажутся в руках исламистов. Даже западные военные эксперты признают, что на воссоздание новой иракской армии потребуется, как миниум, несколько лет, а пока на земле боевиков ИГ сдерживают на севере легко вооруженные курдские бригады "пешмерга" и на юге - отряды шиитской милиции. Как те, так и другие, пока воздерживаются от вступления в суннитские провинции, понимая, что окажутся на враждебной территории. Вашингтон предлагает Абади вооружить ряд суннитских племен, но эта идея чревата переходом в последующем вооруженных Багдадом суннитов на сторону ИГ.
Большая часть независимых экспертов приходит к выводу, что военного пути решения внутрииракского конфликта нет и быть не может. Без возврата доверия суннитов к своему центральному правительству все военные операции Багдада и его союзников против ИГ обречены на провал. Никакие новые поставки оружия Абади не помогут, да его сегодня просто некому вручать в условиях отсутствия регулярной армии. Курдов вооружать шиитские власти побаиваются, рассматривая их как возможных сепаратистов, а шиитская милиция требует серьезной подготовки для того, чтобы овладеть тяжелыми видами вооружений и боевой техники. Ракетно-бомбовые удары коалиции по позициям боевиков ИГ малоэффективны, они не могут существенно повлиять на расстановку сил в партизанской войне, к тому же они приводят к гибели местного населения, разрушению инфраструктуры, вызывают ненависть иракцев к своим властям и "освободителям". На место убитых и раненых нескольких тысяч джихадистов прибывают со всего мира десятки тысяч новых добровольцев и наемников, причем и из стран, которые бомбят иракские населенные пункты. Нет проблем у ИГ и с финансами, материальной и военной помощью. По каналам неправительственных фондов монархий Персидского залива сунниты Ирака и Сирии, а вместе с ними и боевики ИГ, продолжают получать необходимую финансовую и другую помощь. К тому же Исламский халифат наладил свою хозяйственную деятельность: торгует нефтью и нефтепродуктами, музейными артефактами, заложниками, организовал налоговую и таможенные службы.
Слабость и бездарность Абади и его явная неспособность создать новое коалиционное правительство с широким участием суннитов и послужили причиной довольно сдержанной позиции Вашингтона в связи с последними просьбами Ирака о срочных поставках новых вооружений. Очевидно, что и российскому руководству надо бы более скрупулезно и внимательно проанализировать ситуацию в Ираке и не спешить с поставками вооружений и боевой техники в никуда. Сиюминутная материальная выгода может оказаться в дальнейшем провалом во внешней политики государства на длительную перспективу. Если уж и поставлять боевую технику, оружие, снаряжение и боеприпасы, то в контрактах надо оговаривать их целевой характер, например, "для воюющих с ИГ курдских бригад "пешмерга" через правительство Иракского Курдистана".
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, США, Ирак, шииты, сунниты, курды, Исламское Государство, Нури аль-Малики, Тарик аль-Хашими, Иракский Курдистан, Курдистан, Хейдар аль-Абади