В военной истории России есть удивительные факты, которые историки обходят стороной. И не потому, что они бросают тень на храбрых русских солдат и казаков, вынужденных сражаться с такими же храбрыми иранскими и курдскими воинами, просто ученые разводят руками, мол, ну что тут скажешь, коль повздорили братья. И действительно, военные столкновения, получившие название "русско-персидских войн", при всем своем драматизме, приводили к невероятным ситуациям, когда из победоносной русской армии почему-то дезертировали бойцы, причем в немалом количестве. Такого не было ни в Польше, ни в Венгрии, и даже во Франции с ее соблазнами русские воины из армии не дезертировали. А вот в Иране это случалось часто.
В чем же дело? А в том, что русские воины, даже несмотря на различия в вере, словно попадали в отчий дом, где старики-иранцы и курды напоминали им собственных родителей, а парни и девушки чужими и вовсе не казались. И оставались русские люди на чужбине. Были среди них, конечно, и авантюристы, и беглецы от правосудия, но встречались и обычные "работяги войны", наемники, готовые служить иранским владыкам.
О таких людях уже создано немало книг. Не буду пересказывать истории, как "русская гвардия" служила иранским шахам во времена Каджаров и Пехлеви. Не буду идеализировать и самих русских, поскольку их сабли и нагайки крепко запомнились тамошнему люду. И, конечно, мне как историку и писателю горько вспоминать про мятежных казаков атамана Игнатия Некрасова, упорно сражавшихся на Дону с царскими карателями, а потом ушедших на чужбину, где присягнули турецкому султану и… тоже превратились в карателей, но уже против бунтующих курдов, своих братьев.
Да, было и такое. Но не эти печальные эпизоды в истории наших народов, а доброе и светлое – вот, что следует помнить. И сейчас, когда на древней земле Курдистана решается судьба родственного нам государства, уверен, что многие русские, украинцы, сербы и вообще порядочные люди мысленно там, а кто-то и реально помогает братьям-курдам, солидарен с вами.
В предыдущей своей публикации "Мечты о земле предков", недавно появившейся на сайте "Курдистан.Ру", я немного упомянул о своей книге "Судьба оружейников", где говорится о давних дружеских связях России с Ираном и Курдистаном, дополнив это стихотворением "Забытое наследие". Как мне сообщили администраторы сайта, уже есть добрые отклики на эту публикацию, за что я искренне благодарен читателям. А сейчас хотел бы предложить моим курдским друзьям, читателям этого сайта, свое стихотворение "Музы войны", ранее опубликованное в журнале "Дальний Восток" и такое созвучное нынешней ситуации в Курдистане. Пусть оно станет знаком солидарности в поддержку курдов, особенно женщин, героически сражающихся за свою Отчизну. Стихотворение было опубликовано в сокращенном виде, поскольку кому-то не понравилась фраза "погибшими забитые овраги", но сейчас хотелось бы предложить его полностью, ибо речь идет о настоящей и суровой войне, а не о древних и благостных мифах.
Ваш друг
Владимир Иванов-Ардашев.
Музы войны
Из всех созданий ветхой старины,
Причастных к боевому эпатажу,
Мне всех милей пришедшие с войны
Девчонки в амазонском камуфляже.
Конечно, кто-то тут же возразит,
Что камуфляжа не было под Троей,
И амазонок яростный визит –
Есть выдумка восторженных ковбоев.
Но и ковбоев не было тогда –
Заметит скептик, позабыв, однако,
Что сам Геракл тоже иногда
Сор выгребал из конского барака.
Так сочинялись мифы на века,
Слова звучали благостно и чисто…
И невдомек, что вечности река
Вся в ругани несчастного арфиста.
Да, наш Орфей был тоже человек,
И Эвридику потеряв навеки,
Он мог в сердцах отправиться в набег,
Надев в ночи зловещие доспехи.
Такой сюжет, конечно, позабыт.
Куда приятней сериал про Трою…
Ведь от солдат портянками смердит –
Не то, что от придуманных героев.
Суровый лик реальных тех боев
Кошмаром стал для воинской ватаги.
И долго снились средь чужих краев
Погибшими забитые овраги.
Прости, Гомер, такой натурализм,
Ведь для слепца печальней нет отрады,
Чем слушать про киношный героизм
И щупать бутафорские награды.
Таков удел всей правды о войне.
Фрагмент ее дается в утешенье…
Немного истины, героики вдвойне,
Плакатных лиц сплошное мельтешенье.
А посему, суровый критик мой,
Не осуждай ошибку в антураже,
Что видится мне в мифах не герой,
А девушки в армейском камуфляже.
Теги: Владимир Иванов-Ардашев, Россия, Персия, Курдистан, Иран