Сейчас результаты выборов в основном рассматривают как удар непосредственно по президенту Эрдогану с его планами президентской республики. Но это удар по всей Турции. Хватит ли 45 дней с момента выборов, чтобы страна смогла отойти от этого удара? Оклемается ли она в ходе проведения новых выборов, если придется пойти на них? Или же Турция уже в таком глубоком нокдауне, из которого не видно скорого выхода?
Накануне парламентских выборов в Турции большинство экспертов предполагало, что это будут крайне важные выборы. Их ожидания осуществились вполне, более того, жизнь показала, насколько они важны. Проблема даже не в том, кто победил, кто проиграл, а в том, что Турция подошла к точке бифуркации, после которой остались позади политически сравнительно стабильные времена доминирования одной партии, какими бы издержками они ни сопровождались. Сегодня расклад голосов таков, что ни одна партия не может снова взять верх (как почти везде на Ближнем Востоке сегодня), и мало вероятен вариант стабильной коалиции без существенного пересмотра позиций политических партий, т.е. без радикальных перемен внутри самих партий.
Сейчас результаты выборов в основном рассматривают как удар непосредственно по президенту Эрдогану с его планами президентской республики. Но это удар по всей Турции. Хватит ли 45 дней с момента выборов, чтобы страна смогла отойти от этого удара? Оклемается ли она в ходе проведения новых выборов, если придется пойти на них? Или же Турция уже в таком глубоком нокдауне, из которого не видно скорого выхода?
1. Курдская опция
До точки пока еще возможного компромисса по поводу формирования коалиционного правительства (где-то до 22 июля) и даже до внеочередных выборов, которые, если не будет найден компромисс сейчас, пройдут в октябре, у Реджепа Эрдогана мало шансов кардинально изменить политическую ситуацию в стране в свою пользу. По крайней мере, почти невозможно сделать это обычными политическими способами.
Проблема в том, что, скорее всего, ПСР не удастся вытолкнуть курдов из парламента на следующих выборах, поскольку поддержка ДПН среди значительного курдского населения Турции, распробовавшего вкус политического успеха, скорее всего, будет возрастать. Сейчас курдов теоретически можно, но и то только на время отодвинуть от участия во власти исключительно силовыми мерами, т.е. в очередной раз подвергнув курдскую партию под предлогом борьбы с терроризмом необоснованному запрету. В конце концов, связь ДПН с РПК уже Салахатдин Демирташ уже не скрывает. Запреты курдской политической активности случались раньше, ведь это – далеко не первый курдский успех на выборах, а всего лишь первый успех курдской партии в целом. И в предыдущем составе парламента была большая курдская фракция, в основном депутатов от ПДН. Курды давно и прочно обосновались в турецком парламенте, сейчас они вошли в него по партийным спискам. Турецкое общество уже проходило запреты партий, и курдских, и не курдских, сегодня это не даст властям даже сколько-нибудь серьезной передышки. Это будет бессмысленное повторение прошлого, которое ввергнет страну в политическую нестабильность и вряд ли принесет Эрдогану позитивные результаты. Правда, что совсем отбрасывать такой вариант развития событий нельзя. Но, скорее, его стоит рассматривать как вариант, если не запрета, то резкого усиления давления на курдскую партию, с чем она уже по существу столкнулась во время выборной кампании. Эту угрозу, которая часто и озвучивается, надо рассматривать как форму воздействия, которая должна бы сделать ПДН более сговорчивой, хотя до сих пор давление на курдов давало явно обратный эффект. Пока более вероятно то, что Эрдоган будет пытаться договориться с курдской партией, а не конфликтовать с ней. Видимо, по крайней мере, но истечения 45-дневного срока формирования правительства по итогам этих выборов, союз с курдами - это наиболее реальный вариант возникновения коалиции.
2. Антикурдская опция
Если же не удастся договориться с ДПН, Реджепу Эрдогану придется обратиться к тюркскому электорату. Но и здесь у него нет шансов отвоевать голоса у НРП и ДРП, по крайней мере, в любом случае это будут сделать непросто. Для этого пришлось бы ждать, когда ситуация в стране, связанная с конституированием курдского фактора как мощной парламентской силы, начала бы оказывать влияние на перераспределение голосов в тюркском секторе избирателей, где позиции партий, как показали эти выборы, пока достаточно стабильные. Вряд ли у самого президента Эрдогана есть возможность дождаться, когда произойдут подобные изменения, хотя серьезный националистический сдвиг вправо кажется весьма вероятным уже в ближайшее время. Уже сегодня это - достаточно вероятный вариант правительственной коалиции, и в этом случае это будет явно антикурдский союз с Партией национального движения, выступающей против примирения с курдами. В этом случае ПСР придется отказаться от своей стратегии борьбы за курдские голоса, связанной с мирным процессом, которая долгое время приносила ей серьезные дивиденды, и снова сделать ставку на силу, не оправдавшую себя в предыдущие десятилетия. Да и возможности у правительства сейчас много меньше, поскольку Юго-Восток Турции, на это указывают и прошедшие выборы, стал курдским.
3. Турция беременна президентской республикой
В любом случае можно считать, что доминирующие позиции ПСР потеряла надолго, если не навсегда. Видимо, Реджеп Эрдоган уже некоторое время назад сам пришел к пониманию того, что предстоит столь существенное ослабление позиций его партии, которую он, безусловно, окормляет, несмотря на официальную необходимость быть равно удаленным от всех партий. Но такая удаленность предполагает и весьма ограниченные полномочия президента, что не устраивает Эрдогана.
Именно опасаясь ослабления ПСР, он выдвинул идею президентской республики, которую, однако, восприняли и рассматривают исключительно как проявление стремления к личной власти, в чем Эрдогана постоянно обвиняют и за что его называют "султаном" . Но если разобраться, то Реджеп Эрдоган, выдвинув это предложение, действовал не в своих личных, по крайней мере, не только в своих интересах, а в интересах собственной партии и собственной страны. Естественно, в интересах страны, как он понимал их, а без своего непосредственного или опосредованного лидерства он, видимо, пока не видит перспектив у Турции. Но главное, тем не менее, не сам Эрдоган, а президентский тип правления. Но внедрить такое правление непросто. Скорее всего, в нынешней Турции это может сделать лишь Эрдоган. Наверное, и в Турции непросто найти замену Эрдогану. Действительно, сегодня в Турции только при выборе из двух возможностей: "Или Эрдоган – или кто-то из оппозиционных политиков", - он мог бы еще какое-то время побеждать и тем самым продлить срок относительной политической стабильности в стране. Если в Турции не утвердится президентская республика, то страна войдет в полосу неустойчивых коалиционных правительств, что, как прогнозируют многие эксперты, приведет к политической нестабильности. В Турции еще ни одно коалиционное правительство не отработало полный срок. Из периодов потрясений Турция раньше выходила благодаря такому политическому институту как вооруженные силы, т.е. благодаря военным переворотам. Военные традиционно, хотя и незаконно вмешивались в политику, чтобы восстановить стабильность, но сегодня высокопоставленные участники последнего военного переворота 1980 года сидят в тюрьме, и традиция военных переворотов кажется прерванной. Тем не менее, страна нуждается в арбитре, хотя бы в таких ситуациях как нынешняя, когда ни одна из партий не имеет возможности создать свое правительство. Именно подобную, но уже законную роль арбитра предполагалось возложить на президента. Президент был бы выходом из любого политического тупика, когда партии блокируют друг друга от доступа к власти.
4. Есть ли альтернатива?
Правда, есть и другие точки зрения. Так, израильский эксперт профессор Орфа Бенджио видит в неизбежной после поражения линии Эрдогана коалиционности будущих правительств перспективу демократического решения проблем, связанных с растущим социальным размежеванием в Турции. Но, к сожалению, именно расслоение населения, в том числе и этническое, стало причиной поляризации партий, а не зрелость турецкой политики. Зрелость мы увидим в том случае, если партии договорятся и так реформируют политическую систему Турции, что это повысит стабильность ее социально-экономического развития. Партии должны учиться договариваться между собой. Теоретически такая перспектива есть. Например, она стала нормой для Европы, если не брать Британию, где мажоритарная система блокирует многопартийность. Но Турция – не Европа, а Ближний Восток, который пока, за пределами Израиля, не знаком с такого рода демократией, а безвластие здесь кончается очень плачевно, что вполне определенно демонстрирует Ирак. Многие эксперты опасаются, что ослабление Эрдогана, если они произойдет, не только негативно скажется на экономике, но и просто опасно, учитывая военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке.
ВЫВОД: Для президента Эрдогана сейчас главная задача ближайших месяцев - выйти к такому компромиссу либо с ПДН, либо с НДП, который через референдум откроет дорогу к президентской республике. Но при этом необходимость договариваться и идти на компромиссы с другими партиями, будем надеяться, внесет в будущую президентскую конструкцию такие элементы, которые надежно ограничат возможность для Эрдогана воспользоваться ею в своих интересах. Когда еще, как не сейчас принять новую конституцию Турции, учитывая, что ПСР не имеет большинства в парламенте и, если решится затеять ее пересмотр, то будет вынуждена искать компромиссы, чтобы провести ее.
Теги: Вадим Макаренко, Турция, выборы, Реджеп Тайип Эрдоган, Турецкий Курдистан, НДП, ПСР