У бывшего премьер-министра, руководителя правящей партии и нынешнего президента Турции уже давно проявились претензии на сверх высокие амбиции. Вполне обоснованные претензии, если согласиться, что господин Эрдоган оказался, возможно, самым целенаправленным, эффективным и решительным главой кабинета министров за почти уже вековую историю современной Турции, которому удалось за тринадцать лет своего правления создать определенные предпосылки для превращения страны, вероятно, в обозримом будущем в реально очень мощную и, не исключено, самую влиятельную региональную державу Большого Ближнего Востока, претендующую на некую смешанную Европейскую и Евразийскую политико-экономическую ориентацию во внешних делах и отношениях. При этом Турция, надо полагать, не будет стремиться выйти из состава НАТО. Такая внешняя стратегия, разумеется, позволительна очень самостоятельному и сильному государству.
Президент Эрдоган и его еще недавно правящая ПСР, полагаю, заблаговременно готовились к прохождению про-курдской партии в парламент Турции. НДП удалось преодолеть все формальности и в установленном порядке пробиться в парламент, получив почти 13% голосов избирателей и соответственно 78 депутатских мест. В будущем НДП, сможет рассчитывать на более высокий уровень поддержки избирателей, если срочно перейдет от оппозиционной риторики не определенного идеологического толка к конкретным делам, установит конструктивные отношения с ПСР, возложив на себя часть груза ответственности за справедливое решение всего комплекса национально-культурных аспектов курдского вопроса и за осуществление демократических реформ в Турции. Тогда НДП станет партией, возможно, с более 30%-ым уровнем поддержки избирателей Турции, преимущественно за счет роста влияния и авторитета среди абсолютного большинства населения Северного Курдистана.
НДП пока еще только предстоит доказать, что партия является действительно про-курдской, отстаивающей права народа и всех сообществ Северного Курдистана на автономное самоуправление в составе новой демократической и федеративной Турции. Для этого НДП необходимо незамедлительно заявить о твердой готовности к честным и конструктивным переговорам с ПСР по формированию дееспособного коалиционного правительства на условиях, которые должны соответствовать принципиальным положениям договора о мерах по мирному разрешению курдского вопроса и, конечно же, реформированию конституционных основ государственности в Турции. НДП не следует выдвигать каких-либо невыполнимых предварительных условий, для начала срочных переговоров с ПСР о формировании коалиционного правительства. Договор между ПСР и НДП, если, конечно, состоится коалиционное правительство, должен будет подлежать опубликованию, чтобы все народы и сообщества Турции могли проявить осознанную поддержку как мирному процессу, так и реформам, нацеленным на создание реально демократического федеративного государства в их единой стране с очень внушительным потенциалом успешного социально-экономического и общественно-политического развития.
Коалиция ПСР и НДП в правительстве могла бы способствовать превращению парламента страны в эффективную площадку для политического контроля за ходом осуществления новых реформ в координации со всеми оппозиционными партиями. Однако в целях обеспечения действенности реформ коалиционное правительство вынуждено будет приложить максимум усилий для перехода от парламентской к президентской системе правления из-за явно радикальной разобщенности политических сил страны. А вот для выполнения этой целевой задачи потребуется твердая и единая воля партий-членов коалиции.
Эрдоган, несомненно, корректировал политическую стратегию под нарастающим давлением как внутренней обстановки в самой Турции, так и внешних обстоятельств, которые непосредственно были связаны с курдским фактором как внутри, так и вокруг страны. Анкара напряглась, усмотрев приближающуюся угрозу государственному суверенитету и территориальной целостности Турции в связи с возникновением вполне очевидной перспективы образования независимого Южного Курдистана. С 2005 года уже автономный курдский регион в Ираке стал быстро приобретать международное признание, реальные контуры и главные признаки суверенности: институты власти, армия, полиция, экономика и инфраструктура, совет национальной безопасности, департамент внешних связей, даже гимн и флаг.
Тогда еще премьер-министр Эрдоган, опираясь на правящую ПСР, решил пересмотреть целевые задачи внутренней политики и региональной стратегии государства, чтобы значительно снизить вероятность трансформации важнейшего курдского фактора в источник радикальной дестабилизации ситуации в Турции. Именно поэтому Эрдоган пошел на абсолютно беспрецедентное сближение с властями КАР, предложив прямые деловые двусторонние связи и партнерство. Результаты оказались столь впечатляющими, что обе стороны осознали целесообразность более активного расширения плодотворных отношений. Эрдоган надеялся, что можно будет ограничиться усилением роли и влияния автономного региона, сделав его главным и единственным фактором стабильности и целостности Ирака. Он предполагал, что, удовлетворив таким образом политические амбиции властей и правящих партий КАР, сумеет устранить упомянутую угрозу и одновременно позитивно поспособствовать реализации стратегического плана президента США республиканца Буша по федерализации и децентрализации системы государственности единого и целостного Ирака
Однако следующий президент США "либерал-демократ" Обама, как известно, по внутриполитическим соображениям и в связи с резким ухудшением финансово-экономического состояния супер державы, отказался завершать план Буша и перешел к реализации необременительной стратегии пассивно-удаленного присутствия в Ираке. Обама вознамерился посредством создания очень сильного и подконтрольного США центрального правительства обеспечить единство и целостность этой разваливавшейся страны. Сохраняя формально федеративную систему организации государственной власти в Ираке якобы на новой демократической основе, Обама фактически поощрял воссоздание авторитаризма и диктатуры правительства, но уже во главе с элитой арабов шиитов.
С окончания вывода большого контингента войск США из Ирака по прямому распоряжению Обамы, неизбежно последовал процесс силового отчуждения сообщества арабов суннитов от власти и управления в стране, откровенно незаконного и явно умышленного ограничения всех основных конституционных прав и полномочий курдского автономного региона. Такие неправомерные действия Багдадского правительства не могли не вызвать оппозиционного антиправительственного возмущения в Ираке. Стало абсолютно ясно, что в условиях и обстоятельствах отсутствия исторических, политических, идеологических и культурных основ единства и целостности невозможно и неразумно даже мечтать о суверенном Ираке. Курдский народ не хочет более быть частью искусственно созданной страны и не намерен оставаться под гнетом государства с явно врожденными симптомами диктатуры власти. К тому же арабы сунниты не утратили надежды и веры на восстановление равнозначной их влиянию и политической роли доли в системе государственной власти в Ираке, причем любыми способами и любой ценой. Арабы шииты откровенно заявляют, что ни при каких обстоятельствах не намерены делиться лидерством и властью с арабами суннитами. Кроме того, ни арабы шииты, ни их противники арабы сунниты не будут признавать широкую самостоятельность курдского автономного региона, право народа и сообществ Южного Курдистана на восстановление территориальной целостности и социально-культурного единства в пределах своих исконных и исторически признанных границ.
Стратегия президента Буша, естественно, тоже была обречена на провал, но, скорее всего, не допускала трагически ужасных и кровавых вариантов распада Ирака на части. Разделение Ирака, безусловно, происходило бы относительно спокойно в рамках переговорного процесса с помощью миротворческих сил под надзирающим и руководящим наблюдением СБ ООН. Не было бы беспредельного экстремизма и терроризма ИГИЛ и всех других радикально отмороженных безнравственных мерзавцев. Да и в Сирии неизбежный политический кризис, конечно, разрешился бы посредством мирного перехода всей полноты власти от нынешнего диктаторского режима к законно избранным институтам нового демократического государства. Барак Обама, бесспорно, совершил грубейшие и непростительные ошибки, которые по масштабам последствий как в Ираке, так и в Сирии следует в обязательном порядке признать умышленными преступлениями против мира и человечности.
Эрдоган не желает, чтобы Турция стала прямой ответчицей за терроризм в Сирии. Турция участвовала в осуществлении планов, которые разрабатывались совместно с союзниками и партнерами США под непосредственным надзором или с молчаливого согласия администрации президента Обамы. Плохо продуманная и скверно подготовленная стратегия "демократизации" Ирака и затем Сирии оказалась утопичной. Сегодня для выхода из сложившегося вокруг Турции военно-политического лабиринта Эрдоган должен быстро двигаться в направлении радикального изменения ситуации внутри страны и максимально допустимого сближения с КАР. Главная цель -это решение внутриполитической проблемы, связанной с правами курдского народа в Турции. Но без официального признания и поддержки права народа Южного Курдистана на независимость от Ирака, видимо, невозможно будет достичь сотрудничества с НДП и создать коалиционное правительство. Кроме того, Эрдоган будет вынужден признать и право народа Западного Курдистана на самоуправление в Сирии. Иначе, если Эрдоган и ПСР не проявят гибкость и мудрость, не пойдут на разумные и взаимоприемлемые компромиссы, государство столкнется с проблемами, которые неизбежно приведут к прямой угрозе суверенитету Турции. Речь идет об очень высокой вероятности начала отечественной войны курдского народа за воссоздание Большого Курдистана. Другого выхода у разделенного границами чужих стран курдского народа не окажется в текущих кризисных военно-политических условиях регионального масштаба. Можно надеяться, что Эрдоган понимает и принимает реальность, готов пойти на долгосрочный и прочный союз с курдским народом ради достижения мира, благополучия и развития как в самой Турции, так и во всем Ближневосточном регионе.
Пока совсем еще не ясно, насколько далеко готов продвинуться Эрдоган в переговорах о компромиссах по важнейшим аспектам курдского вопроса. Готов ли будет президент Эрдоган однозначно и незамедлительно признать независимость Южного Курдистана, если в самые ближайшие дни или недели в июне или июле, но не позднее 20 августа, президент Барзани объявит о выходе КАР из несостоявшейся и развалившейся Иракской федерации? Сделает ли президент Эрдоган важный и ответственный исторический шаг, чтобы заручиться весомой поддержкой президента Барзани и ведущих патриотических сил из всех частей Большого Курдистана в ходе двусторонних переговоров между ПСР и НДП?
ПСР и НДП обязаны достичь взаимопонимания и долгосрочных взаимоотношений во благо всех народов и во имя укрепления государственности, полноценного единства и целостности новой демократической Турции с президентской системой правления. Другого мирного альтернативного пути не существует. Проблемы курдского народа в Ираке, Сирии, Турции и Иране неразрывно связаны между собой общей исторической цепью, а благополучие и будущее Турции полностью зависят от справедливого решения курдского вопроса.
Теги: Мураз Аджоев, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, ПСР, AKP, Турецкий Курдистан, НДП, Иракский Курдистан, Курдистан, Ирак, США, СБ ООН, Исламское Государство, Сирия