Ожидалось, что достигнутое с таким трудом в июле текущего года соглашение между "шестеркой" международных переговорщиков и Тегераном несколько разрядит обстановку в регионе и в целом в мире. Иран дал своего рода гарантии, что он не будет создавать ядерного оружия и соглашается на всеобъемлющий контроль за своей ядерной программой со стороны МАГАТЭ, а в ответ ему было обещано поэтапное снятие всех ранее введенных Советом Безопасности ООН, ЕС и рядом стран в одностороннем порядке ограничительных санкций. Казалось бы, наконец-то свершилось то, к чему 10 лет стремились переговорщики: Иран подтвердил свою твердую приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и вновь возвращается полноправным игроком в русло региональной и мировой политики.
Однако не успели участники переговорного процесса разъехаться по своим столицам, как политики ряда стран подвергли это соглашение острой критике и выразили свое несогласие с позицией "шестерки". На государственном уровне этот документ осудил Израиль, премьер-министр которого Б. Нетаньяху назвал его "исторической ошибкой". По его мнению, Иран не собирается отказываться от своих планов по созданию ядерного оружия, менять крайне враждебную политику в отношении Израиля, прекращать поддержку "Хизбалла" и радикальной палестинской группировки ХАМАС, и поэтому пока нет никаких оснований снимать санкции с Ирана. Якобы соглашение будет лишь способствовать росту оборонного потенциала Ирана и развяжет руки его руководству в активизации подрывной деятельности в регионе. Примерно таких же взглядов придерживается и ряд американских конгрессменов, в первую очередь, республиканцы, которые заявляют о своей готовности торпедировать это соглашение в сенате и палате представителей.
Вместе с тем, один из соавторов этого соглашения – Б. Обама заявил, что премьер-министр Израиля, как и его сторонники в США, ошибаются в своей оценке ядерной сделки с Ираном. Администрация США считает это соглашение взаимовыгодным и безальтернативным, хотя и признает, что оно не решает всех проблем вокруг Ирана. Примерно такой же позиции придерживаются и ряд экспертов из числа бывших военных и представителей спецслужб в США, странах НАТО и даже Израиле. Налицо раскол во власти и обществах США и Израиля по этому важному вопросу современности.
Несмотря на это, все же созданы серьезные предпосылки к тому, что данное соглашение в отведенные процедурой 60 дней может быть одобрено всеми странами-участниками завершившихся переговоров и начнется его поэтапная имплементация. Безусловно, дебаты в американском конгрессе по этому вопросу могут продолжаться бесконечно долго, тем более что односторонние санкции США против Ирана вводились именно решениями этого органа власти, и поэтому конгрессу и предстоит их отменять.
Нашлись противники ядерной сделки с Ираном и среди арабских стран, во главе которых выступили Саудовская Аравия и ряд других монархий Персидского залива. В Эр-Рияде, Дохе, Аммане и других столицах арабских государств, где у власти находятся суннитские кланы, также не верят в мирный характер иранской ядерной программы и опасаются, что после снятия ограничительных санкций с Тегерана, Исламская Республика Иран превратится в мощную региональную державу и получит возможность более активно поддерживать шиитские общины региона. В частности, ожидается усиление позиций Тегерана в Ираке, где уже сегодня у власти находится правительство шиитского большинства, получат большую поддержку алавитский (шиитский) клан Башара Асада в Сирии, военно-политическая группировка "Хизбалла" в Ливане, хуситы – в Йемене, шиитское большинство на Бахрейне, Восточная провинция в Саудовской Аравии, где также компактно проживают арабы-шииты. Еще больше укрепятся отношения ИРИ с Султанатом Оман, где население исповедует ибадизм. Это течение в исламе равноудалено от суннитов и шиитов, султан Омана Кабус проводит независимую от Эр-Рияда политику и, Оман, являясь членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), одновременно поддерживает традиционно дружественные отношения с иранским руководством.
В целом же монархи Персидского залива и ряд других арабских лидеров из числа суннитов, опасаются утратить свое веками складывавшееся господствующее положение в обществах. Они панически боятся того времени, когда им придется делиться властью, природными ресурсами (углеводородами), денежными потоками со своими шиитскими общинами, а в случае с Бахрейном – просто передать власть представителям шиитского большинства в результате демократических выборов. Чтобы упредить развитие ситуации в регионе в нежелательном для монархий направлении, Эр-Рияд и его партнеры по ССАГПЗ всячески раздувают угрозу экспансии Ирана в регионе в виде "шиитского полумесяца" или "шиитской дуги", спровоцировали уже три масштабных вооруженных конфликта (в Сирии, Ираке и Йемене), где, по сути дела, развязаны гражданские войны между суннитами и шиитами с активным внешним вмешательством. В борьбу с Дамаском втянуты Иордания, Турция, суннитская община Ливана и, естественно, страны Залива. Арабские короли, эмиры, шейхи предпочитают стравливать арабов на межконфессиональной почве и проливать их кровь на дальних подступах, чтобы минимизировать внутренние конфликты у себя дома. Еще свежи воспоминания карательных операций и жестоких расправ силовых структур Саудовской Аравии над шиитами Бахрейна и Восточной провинции КСА в период событий "арабской весны".
В целом весьма циничной выглядит политика Эр-Рияда и Дохи в регионе. На словах монархи осуждают действия радикальных исламистов в лице Исламского государства, "Джабга ан-Нусра" и им подобных террористических группировок и даже вступили в международную коалицию под эгидой США для участия в нанесении ракетно-бомбовых ударов по позициям исламистов. Одновременно по каналам спецслужб и различных неправительственных организаций и фондов ваххабитского толка монархи Персидского залива продолжают активную поддержку созданного боевиками ИГ Исламского халифата, считая его суннитским форпостом на границах с Ираном.
Таким образом, в реально складывающихся условиях не следует ожидать разрядки общей взрывоопасной обстановки на Ближнем Востоке. Сделка с Ираном вызывает явное неприятие в Иерусалиме и Эр-Рияде, подвергается сомнению в США. Турецкое руководство прямо не дает оценки этому соглашению, но Анкара явно опасается усиления своего регионального конкурента и, в частности, активизации его помощи враждебному Анкаре режиму Башара Асада в Сирии.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что с выходом Ирана из международной изоляции, ситуация на Ближнем Востоке не станет безопаснее. Скорее всего, Израиль ужесточит свою позицию по палестинской проблеме и сделает упор на дальнейшую милитаризацию страны. Израильское лобби в Вашингтоне сделает все, чтобы нивелировать издержки от сделки с Ираном. Монархии Персидского залива, Иордания, Турция также внесут существенные коррективы в свои военные программы, ускорят создание региональной системы ПРО под эгидой США, строительство атомных электростанций, попробуют форсировать процесс свержения режима Б. Асада в Сирии и ужесточат борьбу с силами внутренней (шиитской) оппозиции.
Иванов Станислав Михайлович, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Станислав Иванов, Иран, Израиль, Биньямин Нетаньяху, США, Барак Обама, НАТО, Сирия, Хизбалла, Ирак, Йемен, Башар Асад