К лету 2014 года противостояние арабов-шиитов и арабов-суннитов в Ираке достигло своего апогея. Сунниты предпочли оказаться под властью провозглашенного боевиками-джихадистами Исламского халифата, нежели и дальше подвергаться ничем не обоснованным репрессиям и терпеть унижения от шиитской верхушки в Багдаде. Наспех сколоченная с помощью американских инструкторов иракская регулярная армия разбежалась, бросив арсеналы тяжелых вооружений, курдским ополченцам и шиитской милиции пришлось вступить в боестолкновения с отрядами Исламского государства (ИГ), чтобы защитить свои семьи и районы своего компактного проживания.
Почти отрезанные исламистами от центральных и южных районов страны, курды по инерции пытались сотрудничать с центральным правительством и продолжали входить в его состав (президент страны, шесть постов министров, вторые-третьи лица в силовых структурах и т.п.). Следует отметить, что багдадские власти проигнорировали подписанные ранее с курдами, так называемые, Эрбильские соглашения. Ни один из трех наиболее важных пунктов этого документа Багдадом выполнен не был (статья 140 конституции о принадлежности "спорных районов", принятие нового закона о распределении доходов от экспорта углеводородов, финансирование курдского ополчения – бригад "пешмерга"). Лишь вынужденный уход с политической сцены, если не сказать изгнание под давлением народа, премьера Нури аль-Малики и угроза наступления боевиков ИГ на Багдад заставили новое центральное правительство пойти на некоторые уступки Курдистанскому региону. В частности, были достигнуты временные договоренности о порядке добычи и экспорта углеводородов, а также об участии Багдада в финансировании курдских бригад "пешмерга".
Сохранение союза курдов с Багдадом можно было бы только приветствовать, если бы не одно "но". Дело в том, что, проводившийся с 2003 года, курс центрального правительства на дискриминацию арабо-суннитского населения страны пока не изменился. Наиболее уродливые формы процесс так называемой "дебаасизации" Ирака приобрел в годы более чем восьмилетнего правления Нури аль-Малики. Под предлогом борьбы с функционерами партии Баас и сторонниками Саддама Хусейна центральное правительство подвергло репрессиям сотни тысяч простых иракцев-суннитов, которые ранее находились на государственной или военной службе. Многие из них были казнены, брошены в тюрьмы, подверглись судебному и внесудебному преследованию, свыше миллиона иракцев вынуждены были бежать в Сирию и другие страны. Даже те из них, кто пытался сотрудничать с новыми властями, например, вице-президент страны, представитель арабов-суннитов Тарик аль-Хашеми вынужден был эмигрировать из страны и неоднократно приговаривался к смертной казни (заочно). На теракты боевиков-суннитов правительство отвечало терактами боевиков шиитских "эскадронов смерти", которые не останавливались перед взрывами суннитских мечетей, убийствами и похищениями людей.
Развязанная Малики и его подручными "охота на ведьм" или целенаправленная кампания по отстранению от власти, нефтяных и денежных потоков арабов-суннитов завершилась восстанием 8 суннитских провинций и практически добровольным присоединением их населения к ИГ или, как сейчас называется эта территория, - Исламскому халифату. Доверие к центральным властям было подорвано и невиданными масштабами коррупции в правительстве. Одно из наиболее богатых государств мира по экспорту углеводородов не смогло обеспечить население элементарными вещами (электроэнергией, водой, жильем, школами, больницами, продуктами питания и предметами первой необходимости). Зато миллиарды нефтедолларов тратились на милитаризацию страны, например, только одна сделка с США на закупку 36 боевых самолетов F-16 обошлась бюджету в десятки миллиардов долларов. Поскольку внешних врагов у Ирака нет, а в партизанской войне с боевиками ИГ эффективность этих самолетов близка к нулю, то возникает естественный вопрос: куда полетят эти самолеты и кого будут бомбить? Не курдов ли?
Ожидаемые позитивные перемены во внутриполитическом курсе страны со сменой главы правительства пока не оправдались. Соратник Малики Хейдар аль-Абади не только согласился на назначение бывшего премьера на высокий пост вице-президента, но и стал слепо копировать его ошибки, которые можно отнести к разряду преступлений против своего народа. Вместо того, чтобы реабилитировать невинно пострадавших арабов-суннитов и наладить диалог с вождями суннитских племен, их религиозными лидерами, попытаться привлечь к работе в центральных органах власти лояльных и влиятельных суннитов, Абади обратился в панике к наспех сколоченной США военной коалиции и Ирану с просьбой бомбить позиции ИГ, а поскольку боевики рассредоточились и интегрировались в районы компактного проживания суннитов, то удары ВВС коалиции сопровождаются гибелью местного гражданского населения и разрушением инфраструктуры суннитских провинций. Такие действия окончательно отталкивают миллионы суннитов от багдадских властей. Даже американские эксперты признают неэффективность таких действий и призывают к активизации наземных операций против ИГ, но не с участием США и их союзников, а руками курдов и арабов-шиитов. То есть, берется курс на дальнейшее разжигание суннитско-шиитской и исламистско-курдской войны в Ираке и регионе в целом, где курдам отводится роль "третьей силы" или передового отряда в борьбе с исламистами. Вашингтон мало заботят возможные потери курдов в живой силе и новые разрушения курдских провинций. Пример тому: геноцид курдов-езидов Синджара (Шангала) и ожесточенные бои за курдский город Кобани на сирийско-турецкой границе. Половинчатыми выглядят и объявленные Абади с большим опозданием отставки в кабинете министров, сокращение числа вице-президентов, вице-премьеров, министерств. Так коррупцию в Ираке не победить. Насквозь прогнившая, разложившаяся изнутри государственная машина требует полной замены ее аппарата.
В этой ситуации лидерам иракских курдов было бы оправданным и дальновидным максимально дистанцироваться от внутриарабского вооруженного конфликта, сосредоточить свои усилия на защите районов компактного проживания курдов от джихадистов, включая оказание военной помощи курдам-езидам района Синджар, провинции Киркук и своим сирийским собратьям. Президент страны Фуад Маасум (курд), другие курды в центральном правительстве и федеральном парламенте могли бы более активно выступить с инициативой организации мирных переговоров с лидерами арабов-суннитов, ставить вопрос о реабилитации всех невинно пострадавших от репрессий Малики суннитов. Ведь становится все более очевидным, что военного пути решения проблемы арабов-суннитов в Ираке нет и быть не может. Пассивность в этом вопросе, следование антисуннитской политике Багдада, замалчивание вопиющих фактов коррупции в правительстве могут скомпрометировать курдских представителей в центральной власти и в будущем создать проблему в налаживании отношений курдов с соседними арабо-суннитскими провинциями.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, курды, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, шииты, сунниты, Исламское Государство, нефть, пешмерга, Нури аль-Малики, Тарик аль-Хашими, США, Хейдар аль-Абади, езиды, Шангал, Синджар, Фуад Масум