Еще не истекли два месяца, отведенные для ратификации соглашения "шестерки" международных посредников с Ираном в отношении его ядерной программы, а монархи Персидского залива озаботились своей военной и экономической безопасностью в условиях ожидаемого снятия ограничительных санкций с Тегерана.
В Эр-Рияде и других столицах Залива считают, что если даже будет исключена возможность создания Ираном ядерного оружия, то выход из международной изоляции этой региональной державы все равно представит для них значительную внешнюю угрозу.
Монархи опасаются с выходом на мировой рынок еще одного крупного нефтегазового экспортера дальнейшего падения цен на углеводороды. Уже при нынешних ценах около 50 ам. долларов за баррель арабские страны-экспортеры "черного золота" ощущают нарастающий дефицит своих бюджетов. Кроме того, Иран получит возможность в сжатые сроки сделать новый мощный рывок в научно-техническом и промышленном отношении, существенно повысит уровень обороноспособности страны и боеготовности всех видов вооруженных сил, в первую очередь, своего ракетного потенциала и системы ПРО. Особенно беспокоит саудитов и их партнеров ожидаемая поставка Тегерану ракетных комплексов С-300 из РФ. Иран будет гораздо меньше уязвим от ракетно-бомбовых ударов США или Израиля, станет полноправным членом мирового сообщества, сможет существенно увеличить помощь и поддержку правящему шиитскому большинству в Ираке, региональному союзнику Тегерана - алавитскому режиму Башара Асада в Сирии, ливанской шиитской группировке "Хизбалла", хуситам Йемена, шиитским общинам на Бахрейне и в других странах Залива.
Такой вариант развития ситуации в регионе явно не устраивает монархов Персидского залива. Они всячески стремятся сохранить устаревшую религиозно-феодальную систему правления, доминирующее положение правящих суннитских кланов в своих странах. События "арабской весны" 2011-2012 гг., когда в ряде арабских стран были свергнуты правящие режимы, в других – развязаны гражданские войны, а по всем странам Залива прокатилась волна стихийных демонстраций, митингов, других акций протеста и даже народных восстаний шиитов, как это имело место в Йемене, на Бахрейне и в Восточной провинции Саудовской Аравии, заставили серьезно понервничать королей, эмиров, шейхов и прочих феодалов, привыкших к своей безраздельной власти. В новых условиях обстановки подавление арабских шиитских бунтов силой становится все более проблематичным.Чтобы нивелировать возможные издержки и угрозы от снятия санкций с Ирана, Эр-Рияд и его партнеры по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) приступили к реализации целого комплекса превентивных и активных мероприятий.Во-первых, страны Залива продолжили и даже намереваются форсировать программы снижения зависимости своих бюджетов от экспорта углеводородов. Надо отдать должное, что за последние 10-15 лет им удалось существенно продвинуться на этом направлении. В странах ССАГПЗ накоплены солидные золотовалютные резервы, имеются выгодные вложения и инвестиции в развивающиеся экономики мира, созданы мощные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, существуют предпосылки к развитию альтернативных источников энергии (солнечная, ядерная, другие), ускоренными темпами развиваются инфраструктура, морские порты, аэропорты, нефтяные терминалы, коммуникации, транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищное строительство, гостиницы, туризм и т.п.Во-вторых, Эр-Рияд сколачивает в регионе как бы "мини-нато", инициирует более тесную интеграцию стран Залива по всем направлениям (политическая, военная, экономическая, финансовая и пр.). Наряду с совместными с США региональными системами ПРО и охраны морских границ, ССАГПЗ принял решение построить стратегическую железную дорогу, которая протянется от границы Ирака с Кувейтом до столицы Омана - Маската и свяжет между собой все страны Залива. По сообщению корреспондента ТАСС Василия Вавилина из Эль-Кувейта от 12.08.2015 г., общая стоимость этого проекта составит 15,4 млрд долл., а протяженность — более 2,1 тыс. км. Якобы уже уложено железнодорожное полотно в ОАЭ и Саудовской Аравии, завершение всех работ по проекту запланировано на 2018 год. По этой магистрали планируется перевозить грузы, но предусматриваются и пассажирские перевозки, скорость движения поездов будет достигать 220 км/ч. Понятно, что эта магистраль будет играть важную роль и в транспортировке войск, тяжелых вооружений и военной техники вдоль побережья Залива на случай обострения отношений с Ираном.
В-третьих, монархи Персидского залива намерены наращивать объемы военного и военно-технического сотрудничества с США, западными и другими странами. Уже сейчас Вашингтону предоставлены на длительный срок воздушные, морские и сухопутные базы на Бахрейне, в Катаре, Кувейте, ОАЭ, Саудовской Аравии и Омане. По данным иранского информационного агентства "FARS News Agency"1, общая численность американских войск в странах Залива составляет около 40 тысяч человек, в том числе: 7500 — в Катаре, 5000 — на Бахрейне, около 3000 — в Объединенных Арабских Эмиратах и несколько меньше их в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане. Группировки ВМС и ВВС США, Великобритании и Франции находятся постоянно в акватории Персидского залива и в прилегающих к нему районах Индийского океана. Основу их составляет 5-й оперативный флот ВМС США с пунктом базирования на Бахрейне (Манама). Эр-Рияд и его союзники по ССАГПЗ рассчитывают, что военное присутствие США и стран НАТО будет важным сдерживающим фактором для агрессивных действий Ирана. Отдельные подразделения ВМС и ВВС США и их союзников по коалиции приведены в состояние повышенной боевой готовности и уже участвуют в нанесении ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков ИГ в Ираке и Сирии.
ССАГПЗ планирует увеличить число совместных с США и другими странами НАТО военных учений и маневров. Несмотря на, так называемый "американский щит", руководители стран Залива выделяют значительные финансовые средства на модернизацию своих вооруженных сил.Миллиарды нефтедолларов перетекают оружейным баронам за океан и в страны ЕС, чтобы монархиям Залива заполучить новые самолеты, танки, артиллерию, ракетные комплексы и прочее военное имущество. Якобы, в ходе своей последней поездки в регион госсекретарь США Джон Керри пообещал ускорить выполнение уже сделанных ранее военных заказов для стран Залива и даже ходатайствовать перед руководством США о заключении новых контрактов, в первую очередь, на поставку Эр-Рияду баллистических ракет среднего радиуса действия.В качестве давления на Вашингтон Эр-Рияд провел серию переговоров и в Москве о возможных поставках ракетной и другой военной техники из России. В частности, Саудовская Аравия заинтересовалась российскими оперативно-тактическими ракетными комплексами "Искандер". Следует отметить, что небольшие по объемам сделки в области ВТС Россия уже заключила ранее с Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, ведутся переговоры с Бахрейном. Безусловно, США и их западные партнеры доминируют на рынке вооружений региона, но Россия также выражает готовность занять здесь свою нишу и удовлетворять просьбы заливных государств. При этом российское руководство надеется, что наши боевая техника и оружие будут использоваться исключительно для борьбы с радикальными исламистами ИГ, а не подлежать реэкспорту в другие страны или применяться против Ирана, Сирии, шиитских общин региона. Не исключено, что соответствующие оговорки будут сделаны в предстоящих соглашениях и контрактах по линии "Рособоронэкспорта".
В целом, можно сделать вывод, что сделка "шестерки" ведущих государств мира с Ираном в отношении характера его ядерной программы нисколько не снизила напряженность на Ближнем и Среднем Востоке. Израиль, монархии Персидского залива, Иордания, Турция увидели в снятии санкций с Ирана угрозу своей национальной безопасности и энергично развернули очередной виток гонки вооружений. Происходит ускоренная милитаризация этого, и без того взрывоопасного, региона. На фоне продолжающихся гражданских войн в Сирии, Ираке, Йемене со значительным внешним вмешательством и появления де-факто нового исламистского государства – Исламского халифата - дальнейшее наращивание группировок войск США, НАТО и их сателлитов в регионе может спровоцировать новый масштабный международный конфликт. Как ни парадоксально, но по настоящему сегодня противостоят боевикам ИГ и участвуют в наземных операциях против них лишь Сирия, ливанская шиитская группировка "Хизбалла", Иран, курды Сирии, Турции и Ирака, т.е. те, в ком монархи Залива видят угрозу своим интересам и с кем уже воюют или собираются воевать. Не отстают от арабских шейхов и турецкие власти, которые развязали новый вооруженный конфликт с борющимися с ИГ на земле сирийскими и турецкими курдами.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иран, нефть, Саудовская Аравия, шииты, Хизбалла, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, США, НАТО, Исламское Государство, Сирия, Ирак, курды