Израильские СМИ со ссылкой на дипломатические источники сообщили, что Россия якобы перебрасывает на аэродром под Дамаском боевую авиацию, вертолеты, бронетанковую технику, части ПВО и материально-технического обеспечения. Они даже утверждали, что ожидается прибытие в Сирию нескольких тысяч российских военнослужащих. Отвечая на вопрос журналистов на эту тему в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке, Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что Россия на данный момент не принимает участие в военной операции в Сирии, однако будет вести консультации с сирийскими коллегами и странами региона. Примерно в том же ключе состоялся разговор главы МИД РФ С.В.Лаврова с госсекретарем США Дж.Керри, который выразил опасение, что новые поставки оружия приведут к эскалации сирийского конфликта. Позже официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва поставляет военную технику сирийским властям для борьбы с терроризмом.
Россия и Сирия – суверенные государства и двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество, в том числе и направление в Сирию российских военных специалистов и советников, не противоречит международному праву и является их внутренним делом. Традиционно Россия присутствовала в Сирии и даже имела пункт материально-технического обеспечения ВМФ на средиземноморском побережье страны в Тартусе. Общепризнанным фактом является и то, что сирийские власти сегодня, как никогда, нуждаются в военной помощи, поскольку противостоят силам радикального ислама в лице международных террористических группировок типа Исламское государство, "Джабга ан-Нусра" и других.
Однако, не все так просто в этой, истекающей кровью и находящейся в состоянии гуманитарной катастрофы, ближневосточной стране. Вот уже почти четыре года в Сирии идет масштабная гражданская война между правящим арабо-алавитским кланом во главе с семейством Асадов и различными оппозиционными арабо-суннитскими группировками. По самым приблизительным данным, погибло свыше 250 тыс. человек, около миллиона было ранено и покалечено, 8-9 миллионов – беженцев и перемещенных лиц. Для 23-миллионной страны – это катастрофа, сопоставимая с людскими потерями государств во Второй мировой войне.
Бывшая регулярная сирийская армия за прошедшие годы понесла существенные потери в живой силе и боевой технике, десятки тысяч военнослужащих дезертировали или перешли на сторону оппозиции. Мобилизационные ресурсы страны практически исчерпаны, контроль за значительной территорией страны и внешними границами утрачен. Правительство Башара Асада опирается на оставшихся ему верными военнослужащих, представителей других силовых структур, функционеров правящей партии Баас, главным образом, из числа алавитского меньшинства. Существенную военную помощь Дамаску оказывают ливанская военно-политическая шиитская группировка "Хизбалла" и Иран. Якобы, в стране постоянно находятся несколько тысяч хорошо подготовленных боевиков "Хизбаллы" и группа иранских советников и специалистов КСИР.
Основу противостоящей режиму Асада, так называемой, умеренной оппозиции составляют арабы-сунниты Свободной сирийской армии (ССА), которую поддерживают США, страны Запада, монархии Персидского залива, Турция, Иордания, суннитские группировки Ливана. Попытки международных посредников добиться прекращения огня, достигнуть соглашения о будущем государственном устройстве и коалиционном правительстве пока успеха не имеют. Оппозиция и ее зарубежные партнеры требуют безоговорочной отставки Башара Асада. Якобы, он является нелегитимным президентом и несет личную ответственность за массовую гибель населения и разрушение населенных пунктов. Следует учитывать также, что значительная часть страны контролируется радикальными исламистскими группировками, которые по понятным причинам в переговорном процессе не участвуют и продолжают вести интенсивные боевые действия.
Есть и, так называемая, нейтральная часть сирийского общества – это около 3-х миллионов курдов, которые проживают компактно в трех автономных анклавах вдоль сирийско-турецкой границы и имеют общину в городе Алеппо. Считавшиеся гражданами второго сорта в годы правления семейства Асадов (около 300 тысяч из них не имели даже вида на жительство), курды, с началом гражданской войны лишились защиты и поддержки со стороны Дамаска и вынуждены были создать органы самоуправления и отряды самообороны. С большим трудом им удается отбивать атаки боевиков ИГ, которые используют самое современное тяжелое вооружение. Сирийские курды взаимодействуют в борьбе с джихадистами с подразделениями ССА, бригадами "пешмерга" из Иракского Курдистана и своими турецкими собратьями из Рабочей партии Курдистана (РПК). Лидеры сирийских курдов заявляют, что готовы поддержать любое правительство в Дамаске, которое предоставит им равные с арабами права и свободы.
Таким образом, Сирия сегодня представляет из себя несколько враждебных друг другу или воюющих между собой анклавов и не факт, что новые поставки вооружений Дамаску будут использоваться лишь для борьбы с Исламским государством, "Джабга ан-Нусра" и им подобными террористическими группировками. Следует ожидать, что остатки правительственных войск при поддержке авиации могут предпринять наступательные действия и против оппозиционной ССА. Не следует забывать и о том, что значительная часть населения страны все же остается в зоне боевых действий и применение авиации, бронетанковой техники и артиллерии неминуемо приведет к новым массовым жертвам и разрушениям инфраструктуры. Не исключено также, что внешние спонсоры оппозиции и радикальных исламистов также прибегнут к новым поставкам оружия, в том числе и тяжелого, и война в Сирии приобретет еще более ожесточенный характер. Было бы более оправданным активизировать усилия мирового сообщества под эгидой ООН по мирному решению внутрисирийского кризиса, добиться, в первую очередь, прекращения огня между Дамаском и ССА, заключить между ними перемирие, создать временный коалиционный орган исполнительной власти и единый внешний фронт (алавиты, сунниты и курды) для совместной борьбы с боевиками упомянутых выше террористических группировок. Становится все очевиднее, что военного пути решения сирийского конфликта нет и быть не может, насилие порождает насилие, противоборствующие в гражданской войне стороны ослабляют друг друга и этим пользуются радикальные исламистские группировки. В случае успеха международных посредников в деле сплочения всех здоровых сил сирийского общества на борьбу с террористическими группировками, можно было предложить в качестве варианта будущего государственного устройства Сирии ливанскую модель, например, президентом Сирии мог бы стать араб-суннит, главой правительства – араб-алавит, а парламент бы возглавил курд.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Израиль, Россия, армия России, Сирия, МИД РФ, Сергей Лавров, Джон Керри, США, армия Сирии, Башар Асад, Иран, Свободная сирийская армия, Сирийский Курдистан, РПК