Затянувшийся на неоправданно длительное время внутриполитический диалог по вопросу о продлении полномочий президенту Иракского Курдистана Масуду Барзани наносит большой ущерб курдскому национальному движению внутри страны и за рубежом.
Регион находится на переднем крае вооруженной борьбы с боевиками Исламского государства (ИГ), десятки тысяч курдов (езидов) оказались на оккупированных территориях, тысячи погибли от рук джихадистов или взяты ими в плен. Мужественные воины бригад "пешмерга" ежедневно рискуют своими жизнями в ожесточенных боях по защите родных очагов и освобождению курдских территорий. Более того, иракские курды пришли на помощь своим собратьям в Сирии и отстояли город Кобани от атак исламистов-террористов.
Казалось бы, в условиях военного времени все политические силы региона должны объединиться, преодолеть сектантские споры и разногласия, сплотиться вокруг общепризнанного лидера. Как известно, ни "Горран", ни ПСК, ни исламские партии Иракского Курдистана сегодня не имеют в своих рядах кандидата на пост президента, который бы мог на равных соперничать с Масудом Барзани и уверенно повести регион дальше. Надо учитывать также, насколько высок авторитет Масуда Барзани на международной арене. Подавляющее большинство курдов это прекрасно понимает. Однако, в этот, судьбоносный для иракских курдов период, часть политиков в Сулеймании и других районах все же затеяла длительные и бесплодные дебаты по вопросу будущего президентства. Эти сепаратистские настроения подогреваются иранскими эмиссарами, которые хотели бы ослабить Эрбиль, привязать его к Багдаду и Тегерану, втянуть иракских курдов в полномасштабную шиитско-суннитскую бойню на стороне арабов-шиитов.
Это происходит не только на фоне ожесточенного военного противостояния с ИГ, но и в условиях окончательной дискредитации иракской центральной власти. Вскрывшиеся факты коррупции в ее высших эшелонах поражают. Даже сокращение новым премьер-министром больше чем на половину министерских постов не внесло существенных изменений в разложившийся сверху донизу госаппарат. Одна из самых богатых стран в мире по доходам от экспорта нефти на душу населения влачит свое жалкое существование. За послевоенные 12 лет разрушенная инфраструктура, коммуникации и системы жизнеобеспечения не восстановлены, население по прежнему испытывает перебои с подачей электроэнергии, водоснабжением, не хватает школ, больниц, наспех сколоченная американскими инструкторами армия разбежалась при первых выстрелах джихадистов, арсеналы тяжелых вооружений, на которые были потрачены миллиарды долларов США, были брошены на складах, на поле боя и достались противнику.
Относительно стабильный политически и благополучный в социально-экономическом плане Курдский регион Ирака, тем не менее, систематически не дополучает своей доли из госбюджета, центр не дает денег и на финансирование курдских ополченцев - бригад "пешмерга". Предыдущий премьер Нури аль-Малики беззастенчиво обманул курдов, не выполнив ни одного пункта из подписанных им ранее Эрбильских соглашений.
К тому же, правящая арабо-шиитская верхушка в Багдаде ничем не обоснованными репрессиями по отношению к арабам-суннитам спровоцировала в стране новую гражданскую войну. Десятки тысяч суннитов были убиты, брошены в тюрьмы, свыше миллиона вынуждены были бежать в соседнюю Сирию и другие арабские страны. В ответ сунниты осуществляли масштабные теракты, а летом 2014 года восстали и перешли на сторону Исламского государства. Страна оказалась де-факто разделенной на три анклава: шиитский юг, суннитский северо-запад и курдский север. Вместо того, чтобы попытаться возобновить диалог со старейшинами суннитских племен, лидерами их партий и восстановить их доверие к центральной власти, премьер Хейдар аль-Абади в панике заметался в треугольнике: Вашингтон, Тегеран, Москва, где просил в долг новые арсеналы тяжелых вооружений и инициировал ракетно-бомбовые удары ВВС США и их союзников по позициям ИГ в суннитских провинциях Ирака.
Как представляется, в складывающихся конкретных условиях обстановки настало время иракским курдам более четко определиться со своим отношением к насквозь прогнившей, обанкротившейся центральной власти.
Ведь президент Ирака курд Фуад Маасум, курды-министры в федеральном правительстве, курдская фракция в парламенте, ведущие лица в федеральных силовых структурах из числа курдов могли бы в полный голос заявить о своем несогласии с ошибочным, если не сказать, преступным, курсом федерального правительства во внешней и внутренней политике. Если этого будет недостаточно для коренных изменений в действиях центральной власти, то было бы оправданным отмежеваться от нее, выйти демонстративно из ее состава. Иначе настанет время, когда курдским представителям во власти придется разделить всю ответственность за преступления Багдада по отношению к своему народу.
И последнее. Как видится, сейчас крайне актуально провести в Иракском Курдистане заявленный ранее Масудом Барзани референдум по вопросу провозглашения независимости региона. Думается, что парламент и подавляющее большинство населения Курдского региона поддержат эту инициативу. Вряд ли найдутся сколько-нибудь серьезные возражения по этому поводу и среди заинтересованных в регионе стран. Все понимают, что курды под руководством Масуда Барзани до последнего стремились сохранить Ирак как единое демократическое государство. Курдов вполне устраивал в нем статус субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Но сегодня этого государства де-факто нет, курдам не нужна внутриарабская шиитско-суннитская бойня с масштабным внешним вмешательством (США, Иран, Саудовская Аравия, Катар), курдов нельзя бесконечно обманывать и пытаться лишь их руками бороться на земле с боевиками ИГ. Если большинство иракских курдов выскажутся за независимость, то региональным властям нужно действовать смело и решительно, без оглядки на мнения зарубежных партнеров. Право народов на самоопределение является одним из основных принципов международного права и никто извне не сможет помешать реализовать его в полном объеме. Уверен, что Россия будет одним из первых государств, которое официально признает суверенитет и независимость нового демократического государства – Иракского Курдистана.
Эксперт по проблемам Ближнего Востока, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Исламское Государство, езиды, курды, пешмерга, Сирийский Курдистан, ПСК, Горран, Ирак, шииты, сунниты, Хейдар аль-Абади