Разрабатывая планы противодействия России в Сирии, США рассматривают варианты использования террористов. Поэтому американский план борьбы с ИГ все больше превращается в неуправляемую хаотизацию региона.
Россия выступает за формирование эффективной и скоординированной коалиции для противодействия "Исламскому государству" и другим исламским экстремистским группировками, работающими на американскую идею свержения в Сирии режима Башара Асада. Глава российской дипломатии Сергей Лавров считает, что для того, чтобы анонсированная Вашингтоном борьба с международным терроризмом была эффективной, вестись она должна без двойных стандартов. Нельзя делить террористов, как это допускает американская администрация, на "плохих парней и хороших союзников" в угоду американским тактическим соображениям на Ближнем Востоке. Воюющие против Асада террористические группировки опасны и для России, и для Европы, и для Америки, и не в стратегической перспективе, а уже сегодня.
Казалось бы, у всех нас есть безусловная причина помощи Асаду - это его противостояние с "Исламским государством". Но в правительстве США нет единой точки зрения на то, что следует предпринять в этой связи. Обама желает остаться в истории как американский президент, сделавший многое для стабилизации региона. Вопреки противодействию конгресса он добился заключения "ядерного" соглашения с Ираном, мог бы и запомниться тем, что при помощи российских и сирийских войск подавил исламистов и восстановил благоприятные отношения с Россией. Однако, похоже, Вашингтон и дальше будет противостоять Москве: в обсуждении Сирийского кризиса американцы понимать Россию, похоже, не желают.
Белому дому в урегулировании сирийского кризиса, как представляется, пришло время брать в расчет не идеологические штампы времен холодной войны о неизбежной борьбе с Кремлем за влияние, а базовые современные геополитические понятия. Россия помогает и будет оказывать Дамаску поддержку, и не для того, чтобы продемонстрировать свое преимущество над США на Ближнем Востоке, а руководствуясь интересами собственной национальной безопасности. Мы не хотим допустить повторения ливийского или афганского сценариев, когда Запад, ведомый некомпетентностью американской внешней политики, не сумел справиться с провозглашенными задачами. Вот уже 14 лет, как в Афганистане талибов отстранили от власти, а страна по-прежнему остается в руинах и разорвана на части междоусобной войной. В Ливии Каддафи был казнен, а страна до сих пор погружена в хаос. Новое ливийское государство, задуманное по западным стандартам, не состоялось. Более того, сегодня, спустя годы после операции НАТО в Ливии, территория страны все больше превращается в питомник для выращивания сторонников ИГ. Вывод ясен: "смена режима" по американскому сценарию в любой стране мира почти всегда приводит к кровавому хаосу и к вакууму власти, который стремительно заполняют экстремисты. Смещение Асада в Сирии - продолжение этого опасного курса.
Дамаск выстоял, режим Асада выживает, хотя и с колоссальными потерями. По своим масштабам гуманитарная катастрофа в Сирии и вакханалия разномастных джихадистов превзошли все последние "достижения" американцев на Ближнем Востоке. По данным ООН, в ходе сирийского конфликта около 30 процентов 22-миллионного населения этой страны стали внутренними мигрантами или беженцами в соседних или европейских странах.
Внешняя политика администрации президента США Обамы привела к катастрофическим последствиям не только для европейских стран, но и для самих Соединенных Штатов, пишет американское издание The Wall Street Journal. "Президент Обама говорил американцам, что он остается в стороне от гражданской войны в Сирии, но сирийская гражданская война не остается в стороне от Америки. Белый дом объявил, что теперь Обама хочет, чтобы США приняли 10 тысяч сирийских беженцев в 2016 году", - пишет издание. Отметим, что это в шесть раз больше того количества беженцев, которое уже размещено на территории США. Но не этого боятся рядовые американцы. Нет сомнений в том, что "Исламское государство" и другие террористические группировки, ведущие войну с Асадом в Сирии, попытаются внедрить в этот поток беженцев своих боевиков. США ожидает всплеск терроризма. Возможно, лишь после этого Америка осознает всю пагубность отказа от сотрудничества с Россией по Сирии в борьбе с боевиками ИГ и прочими исламскими экстремистами. Пока об этом, похоже, в США речи нет. Американская самоуспокоенность во многом опирается на некомпетентность должностных лиц и чревата игнорированием реальной действительности.
Например, бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус, привлеченный администрацией США к решению проблемы "Исламского государства", предложил Белому дому опереться в Сирии на группировку "Джебхат ан-Нусра", которая якобы является непримиримым врагом ИГ. Разве Петреус не знает, что эта группировка является отделением международной исламистской террористической организации "Аль-Каида" на территории Сирии и Ливана? Или он забыл, что "Джебхат ан-Нусра" включена США в список международных террористических организаций? Получается, что американцы, разрабатывая планы противодействия России в Сирии, рассматривают варианты использования террористов. На днях The Bloomberg View сообщил, что США намерены предупредить Москву о возможности атаковать порт Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России, силами "Джебхат ан-Нусра". Сохранение нашей единственной зарубежной военной базы на Ближнем Востоке, даже несмотря на ее преимущественно тыловое предназначение, не дает американцам покоя. А ведь мы не возмущаемся тому, что США сохраняют по всему миру более 700 зарубежных военных баз, фактически окружив ими Россию со всех сторон.
Американцы вообще требуют от Москвы нереально много. К примеру, власти США требуют закрытия воздушного пространства для пролета российских самолетов в Сирию. Болгария и Греция согласились с этим требованием, непокорный Иран его даже не рассматривал, а вроде бы подконтрольный американцам Багдад его проигнорировал. Как отмечает газета The New York Times, американские представители обратились с подобным запросом к Ираку еще 5 сентября, но руководство ближневосточной страны не дает утвердительного ответа. Политика Вашингтона в отношении Сирии оказывается в растущей изоляции. С одной стороны, Саудовская Аравия и Катар не удовлетворены отказом Обамы от вооруженной интервенции в Сирию и конфликтуют по этому вопросу с Вашингтоном, с другой – Ирак и даже Иордания видят в пассивности американцев в борьбе с ИГ угрозу собственной безопасности. Кстати, Россия тоже невысоко оценивает эффективность американской борьбы с ИГ. У Москвы есть информация, что США знают конкретные места позиций террористической группировки "Исламское государство", но не отдают приказ о нанесении ударов, заявил глава МИД России Сергей Лавров. "Наши американские партнеры либо изначально не очень продуманно создавали свою коалицию, либо замыслили ее таким образом, что она имеет не те цели, которые были заявлены, – обратил он внимание. – Коалиция создавалась очень спонтанно: буквально за несколько дней было объявлено, что в нее входит ряд стран, начались какие–то удары".
Согласимся, что американский план борьбы с ИГ все больше превращается в неуправляемую хаотизацию региона. К примеру, вошедшая в американский антитеррористический альянс Анкара руководствуется собственной антисирийской позицией, речи о союзнических обязательствах перед США и НАТО нет. Турция видится этаким региональным спекулянтом, жирующим на бедах сирийской нации. Никто не принуждал руководство Турции к согласию на открытие своих границ для боевиков "Фронта аль-Нусра", "Ахрар аш-Шам" и "Братьев-мусульман", отправляемых монархиями Персидского залива на войну с Асадом. Даже то, что турки опасаются роста у своих границ влияния курдской диаспоры в Сирии, как и то, что они готовы воевать с курдами всегда и везде, не умоляет пагубного влияния Анкары на общую ситуацию в Сирии.
В Европе о подобной политики Турции говорить вслух считается неприличным, Анкара далека от демократических стандартов Старого Света. В США турецкий курс против Асада одобряют молча, с удовлетворением и без излишних комментариев, тем более, каких-либо финансовых затрат на турецкую лояльность у американского бюджета нет. Для американского конгресса это всегда имеет первостепенное значение. Эр-Рияд и Доха наоборот щедро пополняют турецкий бюджет оплатой коридора для засылаемых в Сирию террористов, оказалось, что для Анкары кровавые деньги "не пахнут". Израиль аплодирует Анкаре, не скрывая своего умиления недальновидной политикой турецкого руководства в отношении сирийского конфликта и поощряя раздор в исламском мире. Кстати, такова реальная мусульманская солидарность, при которой даже Катар и Саудовская Аравия, совместно воюющие против хуситов, сторонников шиитского Ирана в Йемене, не в состоянии прийти к консенсусу по Сирии. Это к вопросу об идеологической составляющей арабских противников Асада, в действительности, мы наблюдаем низкую эффективность американской коалиции, созданной наспех и остающейся в первоначальном хаотичном состоянии.
Москва предлагает Америке перейти к совместным действиям, или хотя бы не становиться на пути российских усилий. Россия права, когда видит в армии Сирии единственную силу, которая может противостоять террористической организации "Исламское государство". То, что военнослужащие РФ в соответствие с обязательствами обучают сирийскую армию использованию военной техники, которую Россия по контракту поставляет в Сирию, вполне объяснимо и логично. Как и то, что мы имеем полное право принять дополнительные меры по обеспечению своего персонала, занятого в порту Тартус на пункте материально-технического обеспечения ВМФ. Кремль уже многие годы поддерживает законное сирийское правительство, а предупреждения западных лидеров, усматривающих в российской помощи Сирии стремление доминировать на Ближнем Востоке, Москва называет "истерией".