Попытка неудачного свержения Асада коалицией в лице США, европейских государств, стран ЛАГ и Турции, ввергла данный регион в хаос, что привело к созданию трансграничного Халифата на территории Сирии и Ирака. В своих попытках свергнуть Асада эти страны главную ставку сделали на так называемую умеренную сирийскую оппозицию, часть которой присоединилась к радикальным и террористическим организациям радикальные группировки.
Саудовская Аравия и Катар, обладая огромными запасами нефти и газа, стремились свергнуть режим в Сирии, чтобы построить газопровод через территорию Сирии, через Турцию в Европу. Что естественно устраивало Турцию, как страну транспортера, а Европа, получала возможность доступа к иным источникам природного газа, что бы ослабило позиции России на этом рынке.
Понимая данную альтернативу, Россия оказала политическую поддержку лояльному режиму в Сирии и регулярным войскам сирийской армии легитимного президента Сирии Башара Асада.
Неудивительны заявления министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема в интервью государственному сирийскому спутниковому телеканалу.
"Сирия попросит Вооруженные силы РФ воевать на стороне наших сил, если возникнет необходимость", — сказал глава МИД САР.
С другой стороны, с террористами борются силы коалиции во главе с США. Соединенные Штаты настаивают на смещении режима Асада и категорически отказываются включать его в процесс борьбы с ИГ. Реальной альтернативой против режима Асада остаются "Джабхат ан-Нусра" - отделение международной исламистской террористической организации "Аль-Каида" на территории Сирии и Ливана, "Исламское государство" (ИГ) и нейтральные сирийские курды, которые противостоят обеим террористическим группировкам. Роль курдов в борьбе за будущую победу в Сирии возрастает. Единственными боеспособными военными частями, которые реально противостоят ИГ в регионе, являются курды.
Это прекрасно видят и понимают мировые державы. Не удивительны попытки обоих сторон конфликта переманить на свою сторону курдов. Президент России Владимир Путин, недавно заявил, что Россия будет сотрудничать лишь с официальными представителями Сирии и Ирака в борьбе с ИГ, что автоматически лишает курдов, какой либо поддержки со стороны России, ибо они не могут быть официально представлены на мировой политической арене, как официальная, так и самостоятельная сила. Очевидно, что изменение официального статуса курдов в Сирии может входить в планы проводимой России политической поддержки нынешнего режима в Сирии. В том числе, возможно и по рекомендации России, Башар Асад заявил следующее российской прессе "После того, как с ИГ (террористической группировкой "Исламское государство"), "Джебхат ан-Нусрой" и другими террористами будет покончено, можно будет обсуждать требования курдов и некоторых курдских партий в общенациональном формате. Поэтому никаких запретных вопросов не существует до тех пор, пока они остаются в рамках единого сирийского государства, народа, границ, соответствуют духу борьбы с терроризмом, свободе этнического, национального, религиозного и конфессионального многообразия нашей страны".
С другой стороны, все больше и больше идет заявлений со стороны европейских стран в поддержку курдов. Европейские лидеры неоднократно выражали поддержку официальным курдским властям в их борьбе против Исламского государство. Понимая подобное развитие ситуации США, стремятся привлечь на свою сторону сирийских курдов, что усилит присутствие США в Сирии, и ослабить режим Башара Асада. Политические идеологии не способствуют объединению Западного и Южного Курдистана. К примеру, позиция РПК по политике США в регионе критична, лидеры Рабочей партии Курдистана обвиняют США в нынешнем кризисе на ближнем востоке. Что в свою очередь не является беспочвенными обвинениями. Напротив, Южный Курдистан всегда был под покровительством Соединенных штатов. Настороженная позиция к США со стороны сирийских курдов заставляет США искать иные пути решения вопроса привлечения на свою сторону сирийских курдов. США не случайно стремятся объединить под своим контролем разрозненные курдские силы. Так в частности заместитель спецпредставителя президента США в антиисламистской коалиции Бретт Мак-Герк так прокомментировал это на своей странице в "Twitter": "Сегодня в Эрбиле важные встречи: президент Масуд Барзани и PYD объединяют усилия против ИГ".
Попытка США заставить курдов объединиться для борьбы с ИГ может быть реальным инструментом объединения двух частей Курдистана в одно территориальное и политическое пространство. По инициативе США, Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани и лидер сирийской курдской "Партии Демократического Союза" (PYD) Салих Муслим 15 сентября провели совещание в Эрбиле, чтобы обсудить последние усилия в войне против "Исламского государства" (ИГ) в Сирии и Ираке.
США намериваются с помощь Южного Курдистана усилить свое присутствие на севере Сирии. Для этого необходимы лояльные и подконтрольные курдские силы в Рожава. По этой причине 16 сентября, глава отдела международных отношений "Демократической партии Курдистана" (ДПК) Хемин Хаврами заявил, что курдские лидеры договорились о возвращении в Сирию "Пешмерга Рожава", которые были обучены воевать с ИГ Региональным правительством Иракского Курдистана и вооружены США. Появляется перспектива объединения Южного Курдистана и сирийских курдов из Рожава, которые поддерживаются Рабочей партией Курдистана. Сирийские курды вынужденно объединяются временным союзом с сирийскими войсками, для противостояния с террористами из разных группировок и исламским государством. Что не может радовать США.
По заявлениям представителей Западного Курдистана, они в принципе не против объединения войск с южным Курдистаном, но только не под частными военными группировками курдских политических партий. Причина кроется в изначальной попытке объединить курдов в единую армию, во главе с Масудом Барзани. Но на условия курдов Северного и Западного Курдистана Южный Курдистан не согласился, предпочитая быть единственной силой в Южном Курдистане. Что в свою очередь привело к глубокому политическому кризису в Южном Курдистане.
Проблема поиска официальной и альтернативной силы в Сирии, для США стоит первостепенным вопросом. По заявлениям официальных представителей государственного департамента, поддержка и подготовка сирийской оппозиции была провалена.
Таким образом, вполне вероятно, что США намериваются объединить южный и западный Курдистан. Подобная перспектива должна быть приветствована курдскими политическими силами, подобная внешняя инициатива может быть реальной попыткой решить многовековой проблему курдского единства. Создание единого Курдского фронта, безусловно, поспособствует решение Курдского вопроса. В первую очередь стоит вопрос об объединении курдских военных сил в регионе, которые могут изменить всю ситуацию в Сирии и Ираке, как в борьбе с ИГ, так и в свержении режима Асада. Появляется большая вероятность передела всего ближнего востока, изменения границ и переформатирования региона. По задумке, Курды должны сыграть значимую, если не решающую роль в этом переделе сфер влияния. Повториться ли история и курды опять останутся ни с чем. По сути курды - последний блокпост на пути распространения терроризма. Те курды, которыми мировые державы всегда жертвовали ради своих геополитических интересов, - единственная сила, которая способна изменить политический и военный кризис на ближнем востоке.
Теги: Рустам Османов, Сирия, США, ЛАГ, Турция, Ирак, Саудовская Аравия, Катар, нефть, газ, Россия, Валид аль-Муаллем, Башар Асад, Джебхат ан-Нусра, Аль-Каида, Исламское Государство, Владимир Путин, РПК, Бретт Мак-Герк, PYD, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан, Масуд Барзани, Салих Муслим, пешмерга Рожава