Святой Григорий Просветитель (ок. 252 - 326) - просветитель Армении и первый Католикос всех армян курдского происхождения. Один из 7-и католикосов неармян в христианской Армении. Святой Армянской апостольской церкви, а также Русской православной и других Православных церквей, Римско-католической и Англиканской церквей.
Житие св. Григория описано Агафангелом, писателем IV века, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще "Книгой Григориса" или "Учением Просветителя" (арм. "Вардапетутюн").
В книге рассказывается, что отец Григория парфянин Апак (Анак), подкупленный иранским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдат III), желая усердною службою загладить вину своего отца.
Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата, где тот был в заточении около 15 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.
Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает "сошёл Единородный" (то есть Иисус Христос) - который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.
В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.
В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.
Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает "глубокая яма" (арм. Խոր Վիրապ).
Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои "Жития святых". С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).
Большую популярность обрела "Молитва Св. Григория" для трубы и оркестра, сочиненная в 1946 году американским композитором армянского происхождения Аланом Хованессом. В российском императорском флоте в честь святого были названы два фрегата 1782 и 1791 годов постройки.
Курдское происхождение Григория Просветителя
Григорий являлся основателем рода Григоридов, просуществовавшей до середины V века, который передавал должность главы армянской церкви по наследству. Происхождение этого рода возводится к парфянской (курдской) династии Аршакидов.
Армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, опираясь на высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. "История Армении"; Индиджян. "Географическое описание всей земли армянской и ее жителей"), пишет, что "курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ…"
В армянских письменных источниках, которые однозначно подразумевают под мидийцами/марами этнических курдов, мы находим подтверждения факта, что Аршак был сыном "царя маров", то есть курдом: "…Аршак Храбрый. Шестьдесят лет спустя после смерти Александра, он отложился от Македонян и воцарился в земли Кушанов в царственном Балхе…господствовал над всем Востоком и Аccирией, убил Антиоха, изгнал Македонян из Вавилона и из земли Халдеев. Говорят, он - сын Аршавира, бывшего царем Маркским". (Всеобщая история Вардана Великого. С.59. М. 1861 г.). "…Место его заступает сын его, Аршак, он же Арташес - муж величавый, рослый и гордый воитель. У него-то родился сын Аршак, названный Великим… Он воцарил брата своего, Вахаршака, над Арменией…". (Вардан Великий, ук.соч., с. 65-66).
Греческим источникам Аршак был известен как Арсак. Имя Аршак (Arŝak) происходит от авестийского arәŝa (hirc - в современном курдсом языке) - "медведь" (в значении тотема), либо как "муж", "герой", из arŝan. (Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 245. М ., 2002). Не исключено, имя Аршака восходит к имени мифического мидийско-курдского героя Кави Аршан. Все правители северо-восточного Ирана, включая и Хорасан, пользовались титулом Кави. (Бойс. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. С. 155. М ., 1987).
- "…На рассвете пришли мидяне, которые называются курдами". – Событие, о котором здесь идет речи, т.е. приход курдов - мидян в армянский церковь Цпн, происходило 19 мая 1426 г. (См. Արիստակես Տևկանց, Հայերգ,Թիֆլիս, 1882, էջ175- 180./Аристакес Тевканц, Айерг, Тифлис, 1882, с.175- 180).-
"…Курды, жители той страны, которые называются мидянами". (Հայաստանի Մատենադարան, XVI դարիձեռագիր, № 1495, էջ.Էջ. 142ա և 142բ. /Матенадаран Армении, Институт древних рукописей, рукопись XVI века, №1495, стр. с. 142а и 142б).
Армянский исследователь XIX в. Эмин Н. О. в своей статье "Мидийцы в древней Армении..." раскрывая значение имени последнего мидийского царя Астиаг, пишет, что "Ранние письменные источники, в частности, древнеармянские, последнего мидийского царя Астиага называли Аждахак ("Дракон"), а всех мидийцев - рожденными от змей – марами".
Древние армяне, твердо помня происхождение военнопленных мидийцев, называли их не только "драконидами", в честь их царя, но и змеями; и не только их, но и страну, откуда они были выведены. На этом основании и "мидийцы" и "Мидия" называется у древних армянских историков Мар′к. Откинув "к" (признак множественного числа) получим "Мар". В этой форме последнее слово существует в новоперсидском языке и есть не что иное, как зендское "мара" - "змей".
Персы территории исторического проживания курдов традиционно называли "Марастан". Армянская традиция называть курдов "марами" - потомками Астиага, восходит к древнеперсидской, существовавала вплоть до середины XIX в. О ней русские исследователи отзывались следующим образом: "Курды вообще плохие мусульмане. Я приведу несколько поверий и поговорок, которые ходят о курдах на востоке… В Персии курд…; там не верят ни ему, ни его молитве. Если хотят сказать, что такое-то обещание никогда не сдержится, то говорят, это "Молитва Мора" (Мор одно из названий курдов). Другая поговорка персов, столь же верно характеризует курдов; они говорят: "Мор Казвинский – хороший вор, вор из Кенгавера (деревня курдов близ Хамадана) – отличнейший вор" и так далее". (В. Диттель. "Русская словесность. Очерки путешествия по востоку с 1842 по 1845гг. С.193-195").
На то, что "курды суть потомки древних Парфян, расселившиеся по Ассирии и Месопотамии", и что "на языке Сирийском Парфяне назывались Керад - словом, которое после трансформировалось в Курды", - писали и российские источники XIX века. (Каченовский М. Т. О курдах турецких и персидских. Вестник Европы, Часть 159. № 8. 1828).
Историк XVII в. Закарий Канакерци сообщал, что ”мары, то есть курды, (живущие) по ту сторону горы Масис, объединились и вздумали двинуться на долину Шарура…” (Закария Канакерци. Хроника. М., 1969. С. 82).Область "Парфия… была не более чем "окраиной” Мидии; ряд областей, впоследствии парфянских (например, Хоарена, Комисенм), были чисто мидийскими” [И.М. Дьяконов, указ. соч. С. 357].
Российский ученый И. Шопен пишет, что "жители Армянской области, искони в ней обитающие, разделяются на два корня: армян и курдийцев”, и далее: "курды (древние курдуки) составляют первобытное племя, найденное Гайком во вновь занятых им странах при Аракских; они, вероятно, одноплеменные древним парфянам, с которыми даже сами римляне не в состоянии управиться!… нельзя не признать курдов старейшими автохтонами страны; это те самые курдуки, о которых повествует Ксенофонт в Анабазисе, и нет сомнения, что они принадлежат к общему санскритскому корню… Из коренных, туземных наречий древнейшее, первобытное должно быть курдинское” (Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852. Сс. 525-526, 906) [Лятиф Маммад. Древняя мифология и Курды. Арарат или Джуди? Журнал "Дружба” (Dostanî), №20-21. М., 2002. С. 61].
Самоназвание парфян – Pahlavan, что в переводе с курдского языка значит "богатырь".
Курдское происхождение династии Аршакидов просматривается и в исторической хронике "Карнамаг – и Ардашир – и Пабаган" (Книга деяний Ардашира сына Папака"), датируемой учёными VI веком, где повествуется об Ардашире I (226 – 240 гг. до н.э.), оспаривающем власть у династии Аршакидов, и после победы основавшем новую династию Сасанидов.
По материалам из википедии и kurdist.ru подготовил Зан Загроси.
facebook.com/zankineemkineem.ucoz.com
Теги: Зан Загроси, курды, Армения, Святой Григорий Просветитель