В своем интервью газете "Guardian” президент Иракского Курдистана Масуд Барзани заявил, что "пакт Сайкса-Пико, утвердивший границы современного Ближнего Востока, мертв, и призвал мировых лидеров к созданию нового соглашения, которое проложит путь к созданию курдского государства".
Лидер иракских курдов лишь констатировал, что, созданные в 20-х годах прошлого столетия Великобританией и Францией на обломках Османской империи новые государства - Ирак и Сирия, не выдержали проверку временем и сегодня распались на ряд враждующих между собой анклавов, погрузились в атмосферу хаоса и насилия. Одной из главных причин этому явлению можно считать то, что в этих государствах не были учтены в равной степени права и свободы всех групп населения, в частности, курдского этноса. Изначально, власти в Багдаде и Дамаске при молчаливом одобрении своих западных патронов взяли курс на дискриминацию и насильственную ассимиляцию курдов. В Ираке во времена правления Саддама Хусейна курды оказались на грани геноцида, против них власти применяли авиацию, бронетанковую технику, тяжелую артиллерию и даже химическое оружие. Были сожжены, разрушены и стерты с лица земли сотни курдских населенных пунктов.
Казалось бы, в новом, демократическом Ираке курдам удалось получить статус субъекта федерации и пропорциональное представительство в центральных органах власти. Однако, вскоре выяснилось, что арабо-шиитское большинство в Багдаде узурпировало власть, довольно быстро коррумпировалось и совсем мало чем отличается от саддамовского режима. Инициированная правительством Нури аль-Малики, так называемая, кампания "дебаасизации" страны вылилась в массовые репрессии и гонения против арабо-суннитского меньшинства, сотни тысяч суннитов вынуждены были бежать из страны, оставшиеся подвергались судебным и внесудебным преследованиям, шиитские "эскадроны смерти" похищали людей, взрывали суннитские мечети и т.п. Как следствие, летом 2014 г. 8 суннитских провинций Ирака восстали и поддержали вторгшихся в страну боевиков Исламского государства (ДАИШ). Наспех сколоченная с помощью США новая иракская армия разбежалась, бросив оружие и боевую технику, отряды шиитской милиции смогли защитить лишь Багдад и южные районы страны. Курдам пришлось самостоятельно и с помощью ВВС западной коалиции оборонять от боевиков ИГ районы своего компактного проживания на севере. Центральные власти не только не смогли оказать эффективной военной поддержки курдам, но и не предоставили им оружия и боевой техники, прекратили финансирование бригад "пешмерга". В целом, Багдад всячески саботировал закрепленные в конституции права курдов: статья 140 о спорных территориях, принятие новых законов об углеводородах и статусе бригад "пешмерга", выделение 17 % квоты из бюджета страны на развитие курдского региона, были игнорированы и положения Эрбильских соглашений.
К настоящему времени в Ираке сложилась ситуация, когда страна фактически распалась на три самостоятельных анклава: курдский север, суннитский центр и шиитский юг. Курды не только защитили территорию Иракского Курдистана, но и смогли освободить ряд сопредельных районов, где также проживают курды (Синджар, районы провинций Киркук, Ниневия, Диала).
Остатки правительственных войск и шиитская милиция даже при поддержки ВВС западной коалиции и КСИР Ирана пока не могут добиться освобождения территорий в центре и на северо-западе страны, где боевиками ИГ провозглашен Исламский халифат. Одной из причин вялотекущих наступательных операций Багдада является утрата доверия к центральным властям со стороны населения суннитских провинций. Часть населения этих районов поддерживает исламистов, другая - готова какое-то время мириться с произволом ИГ, но категорически не хочет возвращения под управление шиитского правительства в Багдаде.
В весьма сложном положении оказались и иракские курды. Становится все более бесполезным и даже опасным для них дальнейшее участие в работе центрального правительства и федерального парламента. Арабо-шиитское большинство в Багдаде продавливает любые, выгодные лишь ему, решения, демонстрирует полную военную и политическую импотенцию в борьбе с ИГ, продолжает неэффективно тратить доходы от экспорта нефти, закупает горы никому не нужных тяжелых вооружений на десятки миллиардов долларов, разворовывает казну, практически вытеснило из власти всех суннитских политиков, даже не пытается вступить в диалог с вождями суннитских племен, разжигает и дальше шиитско-суннитскую гражданскую войну, игнорирует интересы курдского населения. Присутствие в Багдаде на посту президента-курда Фуада Маасума лишь придает легитимность обанкротившемуся правительству Хейдара аль-Абади (не случайно в народе его называют "маленький Малики").
Таким образом, региональные власти Иракского Курдистана оказались перед дилеммой: продолжать сотрудничать с шиитскими властями в Багдаде и, как следствие, делить с ними ответственность за уже совершенные и будущие преступления режима по отношению к иракскому народу или как можно раньше отмежеваться от него и провозгласить свою полную независимость.
Несмотря на декларативные заявления в пользу расширения суверенитета курдского региона вплоть до провозглашения его независимости, Масуд Барзани пока воздерживается от окончательного разрыва с арабо-шиитской правящей верхушкой страны по ряду внутренних и внешних причин.
Во-первых, властям региона пока не удалось закрепить законодательно под своим началом освобожденные от боевиков ИГ курдские или со смешанным населением районы (Синджар, Киркук, Ниневия, Диала, ожидается освобождение стратегически важного г.Мосула).
Во-вторых, у ведущей курдской организации - ДПК возникли серьезные разногласия по ключевым вопросам внешней и внутренней политики с лидерами оппозиционных курдских партий (ПСК и "Горран"), которые пользуются поддержкой части населения в провинции Сулеймания и находятся под сильным влиянием иранских властей. Раздаются даже провокационные призывы к выходу этой провинции из состава курдского региона и созданию на ее базе еще одного субъекта иракской федерации. Пока не согласован с оппозицией и вопрос о продлении полномочий М.Барзани на посту президента, о процедуре референдума по вопросу независимости региона и т.п.
В-третьих, большинство внешних сил выступает против выхода Курдистана из состава Ирака, понимая, что этот шаг окончательно закрепит распад страны, как минимум, на три анклава. Открыто поддержал необходимость создания независимого Иракского Курдистана пока лишь Израиль. Турция в последнее время тоже не возражает против такого варианта развития событий. Анкара учитывает реально сложившиеся взаимовыгодные, довольно тесные партнерские отношения с курдским регионом Ирака, а также явно проиранскую политику багдадских властей. Практически все арабские страны выступают против отделения ИК, поскольку считают его территорию частью арабской уммы (общины). К тому же, в подавляющем большинстве арабских стран у власти находятся сунниты и им не хотелось бы уступать влиянию Ирана арабскую страну, пускай и с правящим шиитским большинством. Похоже, что и главный внешний партнер курдов в лице Вашингтона пока еще не определился по этому вопросу. Если сейчас усиление влияния Тегерана в Багдаде в какой-то степени сдерживается присутствием там курдских представителей, то с выходом ИК из состава Ирака возникает угроза создания союза шиитских правительств Ирака и Ирана (конфедерация, шиитская федерация или нечто похожее).
Наиболее агрессивно высказываются по этому поводу иранские власти. Они категорически против создания любого курдского государства в Ираке и Сирии, так как считают правящие в Багдаде и Дамаске режимы шиитскими. проиранскими и не желают утрачивать свои позиции в регионе. Тегеран не скрывает своих опасений, что территория курдского государства может превратиться в плацдарм США и Израиля на Ближнем Востоке и будет угрожать интересам Ирана. Этим можно объяснить активизацию иранских спецслужб и советнического аппарата не только в центральных районах Ирака, но и на севере страны. Довольно бурную деятельность развили консульства и спецслужбы Ирана в Иракском Курдистане, особенно в провинции Сулеймания.
Давно назревшее и отвечающее интересам самих иракских курдов провозглашение независимости Иракского Курдистана сталкивается со все еще мощным противодействием внешних и внутренних политических сил, но все же ключ к решению этой дилеммы находится у самих курдов и лежит не в столицах иностранных государств, а в Эрбиле.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Ирак, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Исламское Государство, пешмерга, США, Иран, Хейдар аль-Абади, ДПК, ПСК, Горран, Израиль, Турция, Сирия